Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 930
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
Современное промышленное предприятие включает в себя целый комплекс отдельных производств и отраслей.
Рассмотрим специфику управления финансами следующих отраслей:
-
СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ (ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) -
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО -
КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО -
ТРАНСПОРТ
Отраслевые особенности организации финансов.
Каждую отрасль отличают определенные технологические особенности, оказывающие воздействие на денежные потоки предприятий отрасли (непрерывность или цикличность, объем денежных средств, полнота и размеры денежных потоков).
В рыночных условиях отнесение к отраслям размыто, т.к. предприятие может заниматься помимо основного, побочным видом деятельности.
Особенности в большой степени отражаются на формировании затрат и организации оборотных средств предприятия. Отрасли отличаются характером произведенного продукта, длительностью производственного цикла, характером накопления затрат. В отрасли с длительным производственным циклом (больше года) заказчик участвует в финансировании производства.
По характеру структуры затрат на производство все отрасли можно подразделить на:
• материалоёмкие
* пищевая
* легкая и др.
* химическая
• трудоемкие
* лесная и др.
• топливоемкие
* электроэнергетика и др.
• энергоемкие
* цветная металлургия и др.
• с высокой долей амортизации в составе затрат
* газовая и др.
6.8.1. СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ
Под СФЕРОЙ ОБРАЩЕНИЯ понимают такие предприятия, которые занимаются оптовой и розничной торговлей, предоставлением складских услуг торговым фирмам, а также предприятия, специализирующиеся снабжением и сбытом промышленных и продовольственных товаров в качестве коммерческого посредничества.
Содержание хозяйственной деятельности торгового предприятия состоит в организации закупок и реализации различных товаров. В таком качестве может выступать оказание услуг (транспортных, связи, коммунальных, бытовых и др.).
Потребительская кооперация чаще всего наибольшие доходы получает в сфере обращения.
Особенности рынка товаров:
-
·Количество потенциальных потребителей (объем продаж); -
·динамичность рынка (соответствие НТП); -
·ограниченность потребителей товара. -
·Технологическая сложность производства. -
·Взаимоотношения предприятий (большая степень риска, если продукция технологически сложна). -
·Трудоемкость, материалоемкость и т.д. -
·Географическое положение (привязанность к сырью). -
·Исторически сложившаяся рентабельность в отрасли.
Характер хозяйственной деятельности СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ определяют величину денежного оборота, количество платежных документов, связанных с расчетами с другими предприятиями –поставщиками и покупателями (заказчиками), с коммерческими банками, другими кредиторами, бюджетом. Количество работающих влияет на объем кассовых операций и расчетов с рабочими и служащими.
6.8.1. 1. ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
(основные определения)
ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания.
ТОВАРЫ (работы, услуги) потребительского назначения – продукты труда, обладающие определенными потребительскими свойствами, предметы личного, бытового, семейного потребления, продукция общественного питания.
Оптовая торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров производителями или торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной торговле или профессионального использования.
Мелкооптовая торговля – разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации.
Формы розничной торговли можно разделить на магазинные торговые предприятия, посылочные торговые предприятия и торговлю с доставкой на дом.
Оптовая торговля поставляет товары без существенного изменения их внешнего вида переработчикам, агентам по перепродаже и крупным потребителям.
ОБОРОТ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ представляет собой стоимость отгруженных (переданных) на сторону товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи), кроме продажи населению, которая относится к обороту розничной торговли. Обязательным признаком операции, относимой к оптовой торговле, является наличие счета-фактуры. Оборот оптовой торговли выражается в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, налог с продаж, экспортную пошлину, таможенные сборы.
Розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования.
Мелкорозничная торговля – разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети.
ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ представляет собой стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным картам, расчетным чекам банков, перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет).
В оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный расчет, также включаются:
стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки в отделение связи);
стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту пуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;
стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговая организация не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговая организация является их собственником;
стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);
стоимость проданных по подписке печатных изданий к моменту выписки счета без учета стоимости доставки);
стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
стоимость проданной порожней тары.
Не включаются в оборот розничной торговли:
стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.
Оборот розничной торговли отражается в розничных ценаx – фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз.
Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам).
Стационарные (капитальные) торговые объекты – торговые объекты, установленные на заглубленных фундаментах, присоединенные к городским инженерным коммуникациям.
Нестационарные торговые объекты – торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов.
Субъекты торговой деятельности – юридические лица различных организационно-правовых форм, осуществляющие торговую деятельность (торговые организации), объединения торговых организаций, а также граждане, осуществляющие торговую деятельность (индивидуальные предприниматели) и зарегистрированные в установленном порядке
Торговые объекты (торговые предприятия) – имущественные комплексы, используемые торговыми организациями для осуществления торговой деятельности.
Торговые объекты могут быть отнесены к стационарным и нестационарным в зависимости от архитектурно-строительных характеристик предприятия. Категории торговых объектов (универмаг, универсам, торговый комплекс и т.д.) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, устанавливающими требования к ассортименту реализуемой продукции, технической оснащенности помещений, методам обслуживания, квалификации персонала, качеству обслуживания, перечню предоставляемых услуг.
Крупные торговые предприятия – принадлежащие субъектам торговой деятельности имущественные комплексы с торговой площадью свыше 1000 кв. м.
Калькулирование
В торговле, снабженческих и сбытовых предприятиях выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров (сумма наценок или скидок в процентах к стоимости реализуемых товаров). Валовой доход исчисляется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для определения прибыли из него исключаются издержки обращения торговых, снабженческих, сбытовых организаций.
Схему калькуляционных расчетов можно легко продемонстрировать как последовательность шагов, начиная от покупной цены и кончая продажной (розничной) ценой:
прейскурантная (закупочная) цена
+ транспортно-заготовительные расходы
– скидки поставщиков
-––––––––––––––––––
= покупная (заготовительная) цена
+ торговые издержки
-––––––––––––––––––
= себестоимость товара
+ прибыль
+ НДС
-––––––––––––––––––
= продажная (розничная) цена
ТОРГОВЫЕ РАСХОДЫ (ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ) – затраты на стимулирование продаж и сохранение клиентуры (это косвенные или накладные расходы): расходы на рекламу, зарплата торговых агентов, и т.п.