Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 883

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА



– аналогично по воздушному флоту;

– трубопроводный: трубопроводы, перекачивающие сооружения.

Во внешней торговле различают:

– вывоз товаров (экспортная торговля);

– ввоз товаров (импортная торговля);

– транзитный провоз товаров (транзитная торговля).

Лицо, подающее таможенную декларацию на товары, подлежащие таможенному досмотру (импортер), заказывает таможенную подготовку доставленного таможенного груза и вид таможенной обработки.

Вопрос о том, кто несет расходы по маршруту пути перевозки и транспортный риск, имеет решающее значение. Наиболее употребительными международными условиями поставки являются:

– франко завод– поставщик;

– франко-вагон;

– франко-граница;

– франко вдоль борта судна;

– франко борт судна;

– франко-аэропорт;

– стоимость и фрахт;

– стоимость товара, страхование и фрахт.

Необходимо отметить, что, если покупатель не принимает товар по каким-либо причинам или не имеет возможности произвести оплату в договорной срок, риски могут перейти от продавца к нему раньше.

К специфике транспорта относят обычно небольшой объем незавершенного производства.

Важнейшими видами издержек на единицу произведенной работы являются:

– затраты на 1 км пробега;

– затраты на 1 т/км;

– затраты на 100 кг переработанного груза.

К прочим затратам, включаемым в себестоимость перевозок относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (выхлопы по автомобильному транспорту, отходы, сливаемые в акваторию по нефтеналивному транспорту и другим судам), по обязательному страхованию имущества транспортного предприятия, числящегося в составе производственных фондов (воздушный и водный транспорт) ,и отдельных категорий работников (члены экипажей судов), вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах учетной ставки Центрального банка России, оплата командировок (при условии осуществления загранрейсов), расходы на подготовку и переподготовку кадров, гарантийный ремонт и обслуживание, оплата услуг связи, банков, вычислительных центров, на рекламу, износ по нематериальным активам, отчисления в ремонтный фонд, затраты, связанные с содержанием пакгаузов и других складских помещений, и др.

При аренде отдельных объектов основных производственных фондов (например, на условиях фрахта или чартера) арендная плата включается в себестоимость в составе прочих затрат.


На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за предоставляемые услуги по действующим тарифам. В качестве себестоимости используется показатель эксплуатационных расходов предприятий транспорта (связи) с учетом расходов по экспедиционным и погрузо-разгрузочным работам.

Планирование выручки от реализации продукции тесно связано с условиями поставки продукции и применяемыми формами расчетов. Многие предприятия практикуют полную или частичную предоплату поставляемой продукции. Понятно, что это в какой-то мере снимает проблему нереализованных остатков продукции, отгруженной потребителю, и обеспечивает поступление выручки поставщику.

Выручкой от реализации транспортных услуг называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию. По международным стандартам момент реализации считается “по отгрузке”.

При планировании выручки по отгрузке нереализованной является только готовая продукция на складе предприятия. Отгруженная продукция считается реализованной, а следовательно, оплаченной в ближайшее время. На практике, к сожалению, более вероятна другая ситуация – длительный период осуществления расчетов или непоступление платежа от покупателя продукции. На случай непоступления платежей от потребителей продукции предусматривается создание фонда риска или, иначе говоря, резерва по сомнительным долгам предприятия. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами и не обеспеченная гарантиями. На стадии планирования выручки — это учесть невозможно, поэтому предприятия, определяющие выручку по отгрузке, имеют право образовывать резерв по сомнительным долгам, средства которого учитываются на отдельном счете (сч. 82), и относить не поступающие от дебиторов долги в течение года на счет резерва.

Перечень внереализационных прибылей (убытков) транспортного предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду. Они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия. Но в отношении транспортного предприятия последнее зависит от вида транспорта: в водном, железнодорожном, воздушном видах транспорта арендные отношения являются иногда чуть ли не основной статьей дохода (фрахт в морском транспорте) в условиях обслуживания внешней торговли.



Доходы от сдачи имущества (транспортных средств) в аренду покупателям товара или продавцу формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю.

Различают два метода оплаты аренды судна: фрахтовый и тарифный. Они различают с точки зрения юридических прав владельца транспортного средства.

На многих транспортных предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости перевозок, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на транспортные средства, запчасти и топливно-энергетические ресурсы (бензин, солярка, смазочные масла). В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у транспортных предприятий возможность прироста прибыли за счет снижения себестоимости исключена. Динамика изменения транспортной себестоимости, например, свидетельствует об увеличении затрат на рубль перевезенного товара.

Прибыль от использования арендованного имущества является обязательной частью арендной платы и зависит от его стоимости, рентабельности предприятия, срока аренды. В зависимости от условий договора арендная плата может включать амортизационные отчисления или их часть, если арендатор берет на себя определенные обязательства по восстановлению основных фондов. Также и средства на ремонт входят в арендную плату, если арендодатель обязуется осуществлять ремонт основных фондов.

Когда арендатор берет на себя обязательства по воспроизводству и ремонту основных фондов, то амортизационные отчисления и средства ремонтного фонда полностью остаются в его распоряжении, и арендная плата включает лишь часть прибыли в виде арендного процента, установленного к стоимости имущества.

Арендная плата не освобождает предприятие от уплаты налога на прибыль, который исчисляется на арендных предприятиях в общеустановленном порядке. Но размер налога в данном случае уменьшается на ту часть прибыли, которая входит в арендную плату.


6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

6.9. 1. Понятие малого бизнеса и малых предприятий


Термин малый бизнес (или малое предпринимательство) несколько шире узаконенного в России понятия "малое предприятие". Например, в Японии различают: средние, малые и мелкие предприятия.

Малые предприятия (МП) – это не организационно-правовая форма. Термин “малое” характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству.

Они могут создаваться во всех сферах хозяйственной деятельности на основе любых форм собственности. Особенностью потребительской кооперации является то, что эта деятельность осуществляется чаще всего в небольших масштабах. А финансовое управление такими предприятиями имеет свою специфику.

К малому бизнесу в России относятся предприятия численностью работающих (ФЗ <О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ> 12.05.95г.):

  • не более 100 человек в промышленности и строительстве,

  • до 60 человек – в с/х, науке и научном обслуживании,

  • до 50 чел в оптовой торговле:

  • до 30 чел розничной торговле и бытовом обслуживании населения;

  • до 50 человек –в других отраслях.


Эти данные важны для определения статуса малого предприятия при получении государственной поддержки и др. случаях.


Положительные черты малого бизнеса

Отрицательные черты малого бизнеса

  1. Составляет конкуренцию монополиям (создание конкурентной среды)

  2. Быстро реагирует на моду

  3. Учет особых вкусов и индивидуальный подход к покупателю.

  4. Способен обуздать безработицу, создает новые рабочие места.

  5. Способен разрешить местные (территориальные) и внутринациональные проблемы (проблемы ограниченной народности) и т.п.

  1. Неустойчивость (около 80-% малых предприятий распадаются в первый год существования).

  2. Часто связан с криминальными структурами.

  3. Проблемы с квалифицированными кадрами в связи с низкой оплатой труда.

  4. Обычно тяжело реагирует на научно-технический прогресс и т.д.


Развитие МП имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

Особое значение в условиях нашей страны имеет ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса с помощью МП. Кроме того, несомненно, воздействие малого бизнеса на укрепление экономической базы местных органов власти и самоуправления, на возрождение художественных и подсобных промыслов, решение экологических проблем.

Многие острые экономические проблемы российской экономики можно решить, если поддерживать широкую сеть МП. Как показывает мировая практика, малый бизнес позволяет значительно расширить без существенных капитальных вложений производство многих потребительских товаров и услуг, обеспечить гибкое своевременное реагирование на изменение спроса, поскольку в этом случае широко используются небольшие местные источники сырья и отходы крупного производства.

Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. Наконец, создание этого сектора экономики является позитивной альтернативой подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.

Во многих странах мира содействию в становлении, развитии и выживании МП уделяется значительное внимание как со стороны государственных, так и частных общественных институтов. Причина очевидна: страна и народ становятся богаче, если малый бизнес процветает. МП – это базис, на котором строится вся экономическая пирамида рыночной экономики, основа, обеспечивающая занятость всего населения.