Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 910
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Понятие финансовой устойчивости, факторы ее изменения
Гарантией выживания и основой стабильного положения предприятия служит его УСТОЙЧИВОСТЬ. На нее влияют различные причины – и внутренние, и внешние: производство и выпуск дешевой, пользующейся спросом продукции; прочное положение предприятия на товарном рынке; высокий уровень материально-технической оснащенности производства и применение передовых технологий; налаживание экономических связей с партнерами; ритмичность кругооборота средств, эффективность хозяйственных и финансовых операций; малая степень риска в процессе осуществления производственной и финансовой деятельности и т.д. Такое разнообразие причин обусловливает разные грани самой устойчивости, которая применительно к предприятию может быть ОБЩЕЙ, ФИНАНСОВОЙ, ЦЕНОВОЙ и т. д., а в зависимости от факторов, влияющих на нее – ВНУТРЕННЕЙ и ВНЕШНЕЙ.
Внутренняя устойчивость предприятия – это такое состояние материально-вещественной и стоимостной структуры производства и реализации продукции, и такая ее динамика, при которой обеспечивается стабильно высокий результат функционирования предприятия. В основе достижения внутренней устойчивости лежит принцип активного реагирования на изменение внутренних и внешних факторов. Внешняя по отношению к предприятию устойчивость определяется стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия; она достигается соответствующей системой управления рыночной экономикой в масштабах всей страны. Выделяют еще так называемую УНАСЛЕДОВАННУЮ устойчивость, которая определяется наличием известного запаса прочности, защищающего предприятие от неблагоприятных дестабилизирующих факторов.
Общая устойчивость предприятия в условиях рынка требует, прежде всего, стабильного получения выручки, причем достаточной по своим размерам, чтобы расплатиться с государством, поставщиками, кредиторами, работниками и др. Одновременно для развития предприятия необходимо, чтобы после совершения всех расчетов и выполнения всех обязательств у него оставалась прибыль, позволяющая развивать производство, модернизировать его материально-техническую базу, улучшать социальный климат и т.д. Другими словами, общая устойчивость предприятия предполагает, прежде всего, такое движение денежных потоков, которое обеспечивает постоянное превышение поступления средств (доходов) над их расходованием (затратами).
Своеобразным зеркалом стабильно образующегося на предприятии превышения доходов над расходами является финансовая УСТОЙЧИВОСТЬ. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению. Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях перехода к рынку, ибо недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятий и отсутствию у них средств для развития производства, а избыточная – будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Следовательно, финансовая устойчивость должна характеризоваться таким состоянием финансовых ресурсов, которое соответствует требованиям рынка и отвечает потребностям развития предприятия.
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ КОМПОНЕНТОМ ОБЩЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его финансового состояния, которое выражается в ОБРАЗОВАНИИ, РАСПРЕДЕЛЕНИИ и ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ. Этот “набор” предопределяет и логику анализа:
последовательное, поэтапное рассмотрение всех процессов, связанных с наличием финансовых ресурсов, их формированием, распределением и использованием.
Для характеристики финансового состояния предприятия нужно сначала оценить условия, предопределяющие картину движения денежных средств – их наличие на предприятии, направления и объемы расходования, обеспеченность денежных затрат собственными ресурсами, имеющиеся резервы и т.п. Другими словами, определяется то, от чего зависит ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ предприятия, являющаяся важнейшим компонентом (признаком) финансовой устойчивости.
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ РАСПЛАЧИВАТЬСЯ ПО СВОИМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ.
При хорошем финансовом состоянии предприятие устойчиво платежеспособно, при плохом – периодически или постоянно неплатежеспособно.
Содержание платежеспособности лишь на первый взгляд сводится к наличию свободных денежных средств, необходимых для погашения имеющихся обязательств. В ряде случаев и при отсутствии свободных денежных средств, требующихся для расчета по долговым обязательствам, предприятия могут сохранять платежеспособность, – если они в состоянии быстро продать что-то из своего имущества и благодаря вырученным средствам расплатиться. У других же предприятий такой возможности нет, ибо они не располагают активами, которые могли бы быть быстро превращены в денежные средства. Поскольку одни виды активов обращаются в деньги быстрее, другие – медленнее, необходимо группировать активы предприятия по степени их ЛИКВИДНОСТИ, т.е. по возможности обращения в денежные средства.
К НАИБОЛЕЕ ЛИКВИДНЫМ АКТИВАМ относятся сами денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги. Следом за ними идут БЫСТРОРЕАЛИЗУЕМЫЕ АКТИВЫ – депозиты и дебиторская задолженность. Более длительного времени требует реализация готовой продукции, запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, которые относятся к МЕДЛЕННО РЕАЛИЗУЕМЫМ АКТИВАМ.
При этом для достижения и поддержания финансовой устойчивости важна не только абсолютная величина прибыли, но и ее уровень относительно вложенного капитала или затрат предприятия, т.е. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ– (ПРИБЫЛЬНОСТЬ).
Величина и динамика РЕНТАБЕЛЬНОСТИ характеризуют степень деловой активности предприятия и его финансовое благополучие.
Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, т.е. быть КРЕДИТОСПОСОБНЫМ.
КРЕДИТОСПОСОБНЫМ является предприятие при наличии у него предпосылок для получения кредита и способности своевременно возвратить взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счет прибыли и других финансовых ресурсов.
Кредитоспособность тесно связана с финансовой устойчивостью предприятия. Она характеризуется тем, насколько аккуратно (т.е. в установленный срок и в полном объеме) рассчитывается предприятие по ранее полученным кредитам, обладает ли оно способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из разных источников и т.д. Но главное, чем определяется кредитоспособность – это текущее финансовое положение предприятия, а также возможные перспективы его изменения. Если у предприятия падает рентабельность, оно становится менее кредитоспособным. Изменение финансового положения предприятия в худшую сторону в связи с падением рентабельности может повлечь за собой и более тяжелые последствия из-за недостатка денежных средств – снижение платежеспособности и ликвидности. Возникновение при этом кризиса наличности приводит к тому, что предприятие превращается в “технически неплатежеспособное”, а это уже может рассматриваться как первая ступень на пути к банкротству и служить для кредиторов поводом для соответствующих правовых действий.
Хотя большая величина прибыли, и положительная динамика рентабельности благотворно сказываются на финансовом состоянии предприятия, повышают его финансовую устойчивость, тем не менее, такое утверждение справедливо лишь до определенных пределов. Обычно более высокая прибыльность связана и с более высоким риском: а это означает, что вместо получения большого дохода предприятие может понести значительные убытки и даже тать неплатежеспособным.
Чтобы этого не произошло, нужна продуманная система страховой защиты имущественных интересов предпринимателей. В России такой системы пока что нет, хотя отдельные ее элементы созданы и функционируют: в виде самострахования, позволяющего каждому предприятию иметь свой резервный фонд; механизма обязательного и добровольного страхования имущества предприятий и др. Однако, отрицательные последствия повышенного риска и отсутствие эффективной, отвечающей потребностям рынка системы страховой защиты имущественных прав предприятий требуют от них большой осторожности при принятии управленческих решений, и в частности – использования менее рискованных вариантов инвестирования финансовых ресурсов.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что финансовая устойчивость – комплексное понятие.
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ – это такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого – уровня риска.
Деятельность предприятий представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, зависящих от многочисленных и разнообразных ФАКТОРОВ. Если какой-либо фактор выпадает из цепи рассмотрения, то оценка влияния других принятых в расчет факторов, а также выводы рискуют оказаться неверными.
Будучи тесно взаимосвязанными, эти факторы нередко разнонаправлено влияют на результаты жизнедеятельности предприятия: одни – положительно, другие – отрицательно. Отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других.
3. Показатели рентабельности
Расчет показателей рентабельности – один из главных направлений финансового анализа предприятия. Производные от прибыли относительные показатели позволяют оценивать результативность вложенных средств, используются в экономических расчетах и финансовом планировании.
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.
Рентабельность это степень доходности предприятия, определяемая по какому либо ключевому показателю. Виды показателей рентабельности подразделяются на три группы: рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность вложений в предприятие.
I. Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным её видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на её производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; по отношению чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.
Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному её виду.
II. Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.
III. Последняя группа показателей – рентабельность вложений в предприятие, которая определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыли при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 рубль вложений в имущество предприятия.
Рентабельность собственных средств предприятия определяется по отношению чистой прибыли к его собственным средствам, определяемым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В целом ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.
Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия.
Рентабельность продукции примеряют в 3‑х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия.