Файл: Современная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 2665. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 490
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Объект и предмет дисциплины «Экономика фирмы»
1.3 Материальное производство – основа экономики, принципы его формирования и совершенствования
1.4 Спрос и предложение в сфере материального производства
2.1 Товар, деньги и товарное производство
2.2 Рынок, его классификация и структура
3.1 Понятие, сущность, виды и формы предпринимательства
3.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
4.1 Производственная фирма – фундамент национальной экономики
4.2 Фирма как многоцелевая и сложная динамическая система
4.3 Внутренняя и внешняя среда фирмы
4.4 Структура фирми отраслевые особенности построения производственных структур фирм
4.5 Производственная характеристика фирм
5.1 Экономическая сущность основных средств и их источники формирования
5.2 Физический и моральный износ основных средств и их сущность
5.3 Амортизация основных средств
5.4 Показатели использования основных средств
5.5 Пути улучшения использования основных средств
6.1 Экономическая сущность оборотных средств
6.2 Управление оборотными средствами. Нормирование оборотных средств
6.4 Резервы экономии оборотных средств
6.5 Показатели использования оборотных средств. Ускорение оборачиваемости
7.1 Структура персонала предприятия
7.2 Планирование численности персонала
8.1 Финансовый механизм и его элементы
8.4 Методы калькулирования себестоимости продукции
8.5 Ценовая политика и ценообразование
8.6 Формирование, распределение и использование прибыли
8.9 Расчетно-кассовое обслуживание
-
численность персонала; -
стоимостной объем выпуска продукции; -
стоимость средств производства.
1.3 Материальное производство – основа экономики, принципы его формирования
и совершенствования
Современное общественное производство включает в себя:
1) материальное производство, куда входят:
- сферы деятельности и фирмы, производящие материальные блага (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство);
- сферы деятельности, оказывающие материальные услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.);
2) нематериальную сферу - производство нематериальных благ и услуг, куда относятся:
- здравоохранение, просвещение, культура, искусство, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт.
Совокупность всех услуг образует сферу услуг, куда входят услуги материального (ремонт, транспорт, хранение и т.п.) и нематериального характера (образование, здравоохранение, культура и др.). Такая структура общественного производства учитывает современные качественные сдвиги в экономике. Развитие нематериального производства и сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ - его технической оснащенности и величины выработки. Материальным источником пополнения материальных благ является общественный продукт, создаваемый в сферах деятельности 1-го подразделения. Вместе с тем в нынешних условиях заметно усилилось взаимодействие сфер хозяйства.
Если экономика в целом представляет собой фундамент, на котором основаны все без исключения компоненты системы жизнеобеспечения общества, то ее основным звеном, или ядром, является производство материальных благ, включая как предметы потребления, так и средства производства. Деятельность предприятия (фирмы) в сфере материального производства подразумевает два основных этапа:
-
производство материального продукта; -
продажа продукта производства и покупка нужных компонентов производства (обмен).
Первый этап в основном происходит в пределах самого предприятия, второй – за его пределами. Процесс производства начинается с акта обмена (купли-продажи), сопровождается обменом и заканчивается им: купленное сырье и материалы с помощью наемных рабочих и покупных энергии
, топлива и орудий труда превращаются в товар – новый предмет для продажи на рынке, и кругооборот «товар–деньги–товар» бесконечен. Непрерывный обмен – суть совре-менного производства. Оно функционирует лишь потому, что само потребляет, а для этого должно иметь средства для приобретения потребляемых ресурсов. Эти средства производственное пред-приятие получает за счет продажи на рынке собственной продукции (рисунок 1).
Рисунок 1. Производство и товарообмен
Таким образом, производство, являясь генератором товарообмена, вместе с ним становится регулятором рынка как сферы товарных отношений. Отсюда следует, что рынок, непосредственно связанный с производством, подчиняется его законам и регулируется ими. Без товара, который создается в производстве, рынок исчезнет. Появление производства, а затем и обмена материаль-ными предметами и их развитие связаны с ростом потребностей индивидов в пище, одежде, жилище, охране их жизни и здоровья. Недостаток в окружающей природной среде продуктов, готовых к потреблению, вынудил далеких предков заняться поиском способа их производства. Производство - это способ превращения непригодных для потребления или недоступных для человека веществ в полезные, доступные и нужные продукты (рисунок 2).
Рисунок 2. Превращение недоступных (непригодных) к потреблению ресурсов
природы в потребительские товары
Производственный процесс по превращению сырьевых ресурсов природы в полезную товар-ную массу основан на знании и активном использовании законов и сил природы. В этой части производство полностью зависит от естественных законов, действующих в окружающей мате-риальной среде, и подчинено им. Человек может только познать эти законы и воспользоваться ими, но не изменить их. Однако, организуя производство, человек преследует свои цели, обусловлен-ные его потребностями и образом жизни. В этой части производство подчинено непосредственно человеку и тем законам, которые регулируют его жизнедеятельность, т.е. законам общественного развития, а вернее, законам, основанным на потребностях общества. Следовательно, в сфере материального производства действуют два класса связанных между собой законов, которыми (познав их) овладел человек: естественные законы природы и законы общественного развития. Совместно они
образуют свод взаимодополняющих правил, в соответствии с которыми разви-вается производство и формируются отношения между индивидами в области экономики.
Производство – это ключевое звено общественного развития, основа для всех без исключения национальных и государственных структур (рисунок 3).
Рисунок 3. Макроэкономическая схема производства и распределения ресурсов в экономике
Производство товаров и товарный обмен, которые дополняют друг друга и поддерживают функционирование сложного производственного и рыночного комплекса экономики, являются все же различными техническими и экономическими категориями, смешивать и отождествлять которые не следует. Производство– способ получения продукта, необходимого для обеспечения жизнедеятельности общества. Обмен– результат профессионального и географического разделе-ния труда, обусловленного действием ряда природно-климатических, исторических и социальных факторов. Если планомерно организованное производство продукта – средство достижения такти-ческой и стратегической цели, поставленной владельцем и персоналом предприятия, то обмен – это пути к этой цели.
1.4 Спрос и предложение в сфере материального производства
В сфере производства совокупность отношений по поводу обмена (купли-продажи) отдельных видов товаров выражает рынок. К основным элементам рынка относятся: продавцы и покупатели, спрос, предложение и цена. Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени. В условиях рынка действует закон спроса: величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чув-ствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились. Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые) воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса. К неценовым факторам относятся:
-
изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них; -
изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары; -
изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на свинину и т.п.; -
изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также другие факторы,
не связанные с ценой.
Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в