Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 855

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение

Приказ Минздрава РФ N 316, Минюста РФ N 185, ФСС РФ N 180 от 14.07.2003 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность", который установил порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.

Акты в сфере исполнения наказаний, принимаемые другими органами, наделенными нормотворческими функциями (органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями управлений юстиции, начальниками территориальных органов УИС, учреждений и органов, исполняющих наказания, командирами воинских частей и соединений), являются актами применения норм права и к источникам уголовно-исполнительного права не относятся.

Ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы исполнения наказаний, приобретают юридическую силу лишь после их регистрации в Министерстве юстиции РФ и опубликования в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Это требование закреплено в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего ознакомления.

Заключение



Изучаемая отрасль права на протяжении многих лет имела различные названия, и виды источников, которые регулировали общественные отношения в сфере исполнения наказаний также менялись на протяжении этих лет. И, сейчас уже установилась система уголовно-исполнительного законодательства в том виде, в котором мы с вами ее изучили.

Соотношение международных стандартов и отечественного законодательства в области обращения с осужденными и исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, помимо закрепления взаимосвязи указанных источников в уголовном и уголовно-правовом законодательстве, урегулировано в главном законодательном акте нашего государства – в Конституции.
План конспект лекции по теме № 8 «Уголовно-исполнительные правоотношения»

1. Нормы УИП, понятие и виды

Нормы уголовно-исполнительного права ориентированы на регулирование возникающих отношений по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Они предписывают органам исполнительной власти и местного самоуправления, учреждениям и органам, исполняющим наказания, иным учреждениям и организациям, а также должностным лицам, каким образом они должны исполнять наказания и осуществлять иные, связанные с этим мероприятия. В отношении осужденных данные нормы определяют, в каких условиях, с каким правовым статусом они будут отбывать наказания и что их может ожидать, на какую помощь они могут рассчитывать после отбытия наказания.

Нормы уголовно-исполнительного права, законодательства в традиционном его понимании представляют собой правила поведения субъектов уголовно-исполнительных отношений, выраженные в виде их прав и обязанностей.

В этом плане выделяют:

1. регулятивные – установление субъективных прав и юридических обязанностей участников уголовно-исполнительных правовотношений:

а) обязывающие – устанавливают обязанность субъекта совершать определенные положительные действия и не предоставляют ему альтернативы;

б) управомочивающие нормы предоставляют обязанность субъектам УИП правоотношений определенные права и в то же время возможность выбора вариантов поведения в рамках закона;



в) запрещающие нормы (запреты) устанавливают обязанность лиц воздерживаться от определенных действий, признаваемых законом неправомерными;

2. поощрительные нормы являются особой разновидностью норм УИП. Поощрительной нормой можно считать лишь ту, которая не только смягчает ответственность и наказание, но и поощряет субъекта за активное поведение, являющееся позитивным;

3. правоохранительные нормы в основном направлены на охрану отношений, складывающихся в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания, и носит, как правило, государственно-принудительный характер.

Кроме того, выделяют еще нормы-принципы (ст. 8 УИК, в которой закреплены принципы УИП), нормы-дефиниции (предписание о средствах исправлениях осужденных ст. 9 УИК), нормы-задачи (определение задач УИЗ-ва ч. 2 ст. 1 УИК). В свою очередь нормы-принципы и нормы-задачи являются декларативными нормами. Они раскрывают социальное содержание отрасли УИП, ее социальные задачи и назначение.

Дефинитивные нормы вносят ясность в понимание общих положений, определенных терминов, правовых категорий, содержащихся в других нормах, что важно для обеспечения единообразного применения.

Нетипичные нормативные предписания обеспечивают системность всех норм УИП, то есть способствуют комплексному, согласованному правовому воздействию на общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания наказания.

Воздействие регулятивных нормативных предписаний направлено прежде всего на установление субъективных прав и юридических обязанностей участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от выполняемых ими социально-правовых задач они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные положительные действия и не предоставляют ему альтернативы. Так, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться, а администрация исправительных учреждений - обеспечивать привлечение осужденных к общественно полезному труду (ст. 103 УИК РФ). Действие обязывающей нормы призвано обеспечить интересы другого субъекта правоотношения, в данном случае исправительного учреждения, исполняющего наказания. Однако осужденный, например, полу
чая заработную плату за свой труд, пользуясь дополнительной суммой денег за перевыполнение норм выработки, получая иные как материальные, так и моральные поощрения, может удовлетворять и свои интересы, но в пределах данного правоотношения.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам уголовно-исполнительных правоотношений определенные права и в то же время возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Так, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в суд, органы прокуратуры, органы государственной власти, общественные объединения, а также межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 4 ст. 12 УИК РФ). Разумеется, выраженная в этой статье норма предполагает, что осужденные по своему усмотрению могут воспользоваться или не воспользоваться предоставленным им правом.

Запрещающие нормы (запреты) устанавливают обязанность лиц воздерживаться от определенных действий, признаваемых законом неправомерными. Правовые запреты в уголовно-исполнительном законодательстве проявляются в форме конкретизированных запрещающих нормативных предписаний, прямо выраженных в тексте юридических актов, и общих запретов, содержащихся в комплексе норм.

Конкретизированные нормы-запреты выражаются при помощи слов «запрещается», «запрещено», «не допускается», «не могут». Например, лицам, осужденным к ограничению свободы, запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 50 УИК РФ); не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения осужденных при особо опасном рецидиве преступлений (ч. 2 ст. 96); в тюрьме на строгом режи­ме не могут содержаться осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы (ч. 4 ст. 130 УИК РФ).

Общие запреты, как правило, содержатся в комплексе юридических норм, иногда - в отдельных статьях общих положений кодифицированных нормативных актов. В частности, ст. 12 УИК РФ устанавливает следующий общий запрет: осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сам факт существования такого запрета предопределяет целенаправленный гуманный характер правового регулирования исполнения различных видов 7 уголовного наказания.


Характер запрещающих норм во многом обусловлен двумя основными способами правового регулирования, один из которых в юридической литературе принято называть разрешительным, другой - дозволительным. Для уголовно-исполнительного права свойствен как разрешительный, так и дозволительный порядок правового регулирования.

Разрешительный - это такой способ регулирования, в соответствии с которым в конкретных уголовно-исполнительных правоотношениях дозволены лишь действия, прямо предусмотренные нормативными предписаниями.

Дозволительный способ регулирования противоположен первому «дозволено все, что прямо не запрещено.

Для названных способов правового регулирования характерна спе­цифическая связь дозволений и запретов, заключающаяся в том, что общим дозволениям корреспондируют конкретные запрещающие норма­тивные предписания, а общим запретам - управомочивающие нормы. Так, осужденные к лишению свободы могут без ограничения при­обретать продукты питания и предметы первой необходимости по без­наличному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания (ч. 1 ст. 88 УИК РФ). В данном случае основой общего дозво­ления является право приобретать продукты питания и предметы пер­вой необходимости без ограничения, а конкретизирующим запретом выступают средства, которые может использовать осужденный (деньги, заработанные в период отбывания наказания).

Разрешительный способ регулирования сам по себе не требует обособления конкретных запрещающих нормативных предписаний. Законодатель вводит запреты как бы косвенно. Регламентируя, например, содержание прав и обязанностей субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, законодатель тем самым определяет, что им разрешено, а что не разрешено, то есть устанавливает запреты. При таком способе регулирования правовые запреты как бы растворены в содержании управомочивающих норм, обращенных как к администрации органов, исполняющих наказания, так и к осужденным. Например, осужденным к лишению свободы разрешается без ограничения приобретать через торговую сеть литературу, письменные принадлежности, а также подписываться на газеты и журналы, но только за счет собственных средств (ст. 95 УИК РФ).

Необходимо заметить, что деление регулятивных норм на обязывающие, управомочивающие и запрещающие весьма условно. При таком делении подчеркивается лишь то главное, что определяет содержание той или иной разновидности норм. По сути дела, обязывающий характер носят запрещающие нормы (субъект обязан соблюдать запрет). Управомочивающие нормы также предполагают поведение субъекта в рамках установленной обязанности, не преступающее запрета.