Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 829
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Поощрительные нормы являются особой разновидностью норм уголовно-исполнительного права. Поощрительной можно считать лишь ту норму, которая не только смягчает ответственность и наказание, но и поощряет социальную активность личности.°
В юридической литературе отмечается, что в одних случаях поощрительные нормы устанавливают обязанность компетентных органов предоставить государственное поощрение определенного характера при достижении положительного результата, предусмотренного гипотезой, в других - указывают на соответствующее право участника общественного отношения требовать установленного вида поощрения.
Анализ поощрительных норм уголовно-исполнительного права дает основание для вывода: их специфика заключается в том, что осужденный, совершивший одобряемое законом действие, не наделен правом требовать тот или иной вид поощрения, а орган, исполняющий наказание, не обязан по требованию этого осужденного издавать акт применения права о назначении поощрения.
Так, поощрительная норма, содержащаяся в ч. 4 ст. 88 УИК РФ, предусматривает, что осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе повышать размер средств, разрешенных для расходования. В приведенном примере у осужденного возникает право на приобретение предусмотренных законом дополнительных прав. Тем не менее требовать их предоставления он не может. Создавшуюся ситуацию обязан оценить орган государственной власти и решить, предоставлять осужденному указанные права или нет. При положительном решении вопроса орган государственной власти своим актом поощряет осужденного, предоставляя ему эти права.
Воздействие правоохранительных норм в основном направлено на охрану отношений, складывающихся в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания, и носит, как правило, государственно-принудительный характер. В уголовно-исполнительном законодательстве содержатся нормы, предусматривающие дисциплинарную и материальную ответственность за нарушение его отдельных нормативных предписаний. К таким нормам, например, относятся: «меры взыскания, приме
няемые к осужденным к лишению свободы» (ст. 115 УИК РФ); «ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ» (ст. 46); «материальная ответственность осужденных к лишению свободы» (ст. 102 УИК РФ) и др. Эти нормы, устанавливая дисциплинарную и материальную ответственность осужденных, берут, таким образом, под охрану целый ряд правил поведения, закрепленных в нормативных предписаниях уголовно-исполнительного законодательства.
Следовательно, в названном законодательстве имеются специальные нормы, которые осуществляют охрану правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере исполнения и отбывания уголовного наказания. Вполне очевидно, что в данном случае мы имеем дело с правоохранительными нормами.
Функциональная специализация норм в этом направлении существует не только внутри данной отрасли права, но и в межотраслевом плане. Так, тесная связь уголовно-исполнительного и уголовного права обусловливается, в частности, выполнением охранительных функций нормами уголовного права по отношению к нормам уголовно-исполнительного права. В роли охранительных норм уголовного права, имеющих целью защиту отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права, выступают, например, нормативные предписания, изложенные в таких статьях УК РФ, как «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества» (ст. 321); «Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи» (ст. 313); «Уклонение от отбывания лишения свободы» (ст. 314).
Процессуальные нормы уголовно-исполнительного права. В системе данной отрасли права взаимодействуют два основных вида нормативных предписаний - материальные и процессуальные правовые нормы, которые отражают диалектическое соотношение содержания и формы данной отрасли права.
Материальная норма своим главным назначением имеет регулирование социальных связей с точки зрения их содержания. Сформулированные в них правила реализуются с помощью процессуальных норм строго определенным способом. Именно потому, что государственное принуждение является сильным средством воздействия на права личности, и возникла необходимость особого процессуального регулирования деятельности органов, осуществляющих названное принуждение. Наличие процессуальных норм особенно необходимо в системе уголовно-испол
нительного законодательства, которое регулирует порядок и условия отбывания наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. В данном случае установление процессуальных форм призвано прежде всего гарантировать правильное применение норм уголовно-исполнительного права.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации содержит значительное количество процессуальных норм, к которым можно отнести, например, нормы, устанавливающие порядок применения мер поощрения к лицам, лишенным свободы (ст. 114), а также применения мер взыскания к этой категории осужденных (ст. 117); порядок производства удержаний из заработка осужденных к исправительным работам (ст. 44) и др. В приведенных в виде примера статьях Кодекса весьма рельефно отражены свойства процессуальных норм, которые выражаются в следуюшем: во-первых, воздействие этих норм направлено на согласованное применение материальных норм уголовно-исполнительного права; во-вторых, процессуальные нормы обеспечивают оптимальные условия правового регулирования; в-третьих, наличие данных норм в уголовно-исполнительном праве позволяет говорить о нем как о материально-процессуальной отрасли российского права.
Процессуальные нормы уголовно-исполнительного законодательства обеспечивают правильное применение норм уголовного права, материальных норм уголовно-исполнительного права и уголовно-процессуального законодательства. Кроме того, они содержат процессуальные гарантии прав и обязанностей субъектов уголовно-исполнительного права, создают систему процессуальных мер, направленных на предупреждение правонарушений, и одновременно решают воспитательные задачи.
Технические нормы в уголовно-исполнительном праве. С процессуальными нормами граничат так называемые технические нормы, хотя границы между ними просматриваются весьма нечетко. Основными критериями, позволяющими отделить процессуальные нормы от технических, выступают объект и характер отношений. Технические нормы представляют собой правила, которыми люди руководствуются в своих действиях с орудиями труда, различными предметами и объектами природы. Процессуальные же нормы регулируют общественные отношения, в которых всегда присутствуют два субъекта отношений. По своему
содержанию технические нормы иногда близки к процессуальным, особенно если последние содержат в себе технические правила.
По характеру выполняемых задач уголовно-исполнительное право не может обойтись без технических норм, предписывающих порядок совершения определенных действий, ту или иную процедуру. С помощью этих норм прежде всего решаются вопросы, связанные с изоляцией осужденных к лишению свободы, осуществлением постоянного надзора за ними, их материально-бытовым обеспечением, привлечением к общественно полезному труду.
Технические нормы содержатся преимущественно в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые также включают в себя предписания материального характера, например технические требования к оборудованию камер в тюрьмах, помещений камерного типа исправительных колоний, штрафных, дисциплинарных Изоляторов; определяют перечень инвентаря и предметов, которыми обеспечиваются общежития в колониях.
Специальные нормы уголовно-исполнительного права. В теории права специальными нередко называют нормативные предписания, не содержащие правила поведения. Такие предписания можно разделить на два вида: а) нетипичные нормативные предписания (декларативные и дефинитивные нормы); б) специальные нормы.
Под специальными нормами понимаются нормы, которые устраняют несогласованность составных элементов целостного правового образования, регулируют отношения между нормами разного вида, устанавливают порядок их действия. К специальным нормам относятся коллизионные и оперативные нормы.
В качестве коллизионных выступают действующие нормы, которые способны устранить несогласованность составных элементов (норм, нетипичных нормативных предписаний) данного целостного правового образования (отрасли права, нормативного акта), регулируют в необходимых случаях отношения между нормами разного вида (даже между нормами различных отраслей права, воздействующими на один объект), устанавливают порядок действия этих норм. Различают темпоральные, пространственные и компетенционные коллизионные нормы.
Темпоральные коллизионные нормы устанавливают правило выбора нужной нормы из числа разновременно действующих, пространственные - из числа норм, имеющих различную территориальную сферу дей
ствия.
Существующая система уголовно-исполнительного законодательства обусловливает необходимость существования пространственных коллизионных норм. Дело в том, что порядок и условия исполнения и отбывания уголовного наказания, назначаемого судом, устанавливаются не только Уголовно-исполнительным кодексом, но и другими федеральными законами.
В роли пространственной коллизионной нормы выступают ч. 1 ст. 6 и ч. 4 ст. 10 УИК РФ, которые определяют, что российское уголовно-исполнительное законодательство применяется на всей территории Российской Федерации, а права и обязанности осужденных определяются только Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. В ч. 4 ст. 88 Кодекса предусмотрен единственный случай предоставления права субъектам Российской Федерации принимать решения, относящиеся к условиям отбывания наказания в плане повышения размера средств, разрешенных для расходования осужденными, в пределах установленного минимального размера оплаты труда.
Важное место в системе рассматриваемого законодательства занимают компетенционные нормы, которые также устраняют коллизии между нормами одной правовой системы путем четкой регламентации перечня вопросов, подлежащих решению соответствующими ведомствами. Например, минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ, а нормы вещевого довольствия осужденным утверждаются Министерством юстиции РФ.
В уголовно-исполнительном законодательстве применяются оперативные нормы, которыми устанавливается порядок вступления в действие новых нормативных актов. Так, первостепенное значение имели оперативные нормы, содержащиеся в Федеральном законе от 8 января 1997 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». В нем, в частности, было предусмотрено, что положения Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г.
Структура нормы уголовно-исполнительного права, как и любой иной