Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 825

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение

нормы, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза представляет собой условие, при наличии которого данная норма может применяться, и нередко лежит за пределами текста нормативных актов по уголовно-исполнительному праву. В этом случае она формируется в уголовно-процессуальных юридических актах. Но гипотеза может быть выражена и в тексте нормативных актов по уголовно-исполнительному праву. Например, условия предоставления осужденным дополнительных прав в колониях общего, строгого и особого режима отражены в ст. 120-131 УИК РФ.

Диспозицию нормы образует само правило поведения, выражающееся в наделении субъектов правами и корреспондирующими этим правам обязанностями. Так, согласно ст. 95 УИК РФ осужденный имеет право приобретать без ограничения через торговую сеть за счет средств, имеющихся на его лицевом счете, литературу, письменные принадлежности, подписываться на газеты и журналы. Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденному пользование этим правом: направить по соответствующему адресу правильно оформленный заказ, перечислить нужную сумму, вручить осужденному приобретенные им книги, газеты, журналы и т. п.

Может быть и так, что одна и та же норма предусматривает права одного из субъектов и соответствующие им обязанности другого субъекта, а также права этого второго субъекта и корреспондирующие им обязанности первого субъекта. Например, в ст. 89 УИК РФ зафиксировано право осужденного на свидание. Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденному положенное свидание. Лида, прибывшие на свидание, должны соблюдать установленные правила по­ведения. В случае нарушения этих правил администрация имеет право прекратить свидание.

Несмотря на кажущуюся громоздкость статей уголовно-исполнитель­ного законодательства, как правило, в каждой из них помещена одна норма уголовно-исполнительного права. Однако есть исключения. Так, в ст. 113 УИК РФ, по сути, содержатся две нормы: правило применений мер поощрения и правило изменения условий содержания осужденных в сторону расширения их прав. В ст. 115 также содержатся две нормы: правило применения мер взыскания и правило изменения условий со
держания осужденных в сторону сужения их прав. В то же время в ст. 78 формируется общее правило об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания. Таким образом, фактически в ст. 113 и 115 имеются по две нормы, в то время как одна норма рассредоточена в трех статьях (78, 113 и 115) УИК РФ.

Санкцией считается предусмотренное нормой права последствие нарушения правила, выраженного в диспозиции. Санкция - часть правовой нормы, поэтому утверждение, что бывают нормы, содержащие только санкцию, неверно. Статья 115 УИК РФ, содержащая перечень мер взыскания, выражает норму, гипотезой которой является совершение дисциплинарного проступка, диспозицией - исчерпывающее указание на виды и размеры дисциплинарных взысканий, санкцией - негативное последствие отклонения от составляющего суть диспозиции правила, то есть наказание за это отклонение. Нарушение нормы уголовно-исполнительного права может повлечь за собой санкцию, относящуюся к сфере дисциплинарной, уголовной или материальной ответственности.


2. Действие норм УИП во времени и в пространстве.

Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ нормы уголовно-исполнительного законодательства применяются на всей территории Российской Федерации. Тем самым никаких исключений ни для одного субъекта РФ не предусматривается, в том числе и для тех, на территории которых население исповедует ислам, и культивируются законы шариата. Нормативные правовые акты, принятые по вопросам исполнения уголовных наказаний субъектами РФ и противоречащие УИК РФ, не могут иметь юридической силы и подлежат отмене. Согласно Конституции РФ исключительная компетенция принятия законодательства уголовно-исполнительного профиля принадлежит Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федераль­ных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной думой в окончательной редакции (а не день подписания его Президентом РФ).

Согласно ст. 6 данного закона федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами не установлен другой порядок вступле­ния их в силу. Как известно, УИК РФ был принят Государственной думой 18 декабря 1996 г., а в действие вступил с 1 июля 1997 г. (в этом случае наказания в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста должны были вступить в действие позднее).

Федеральный закон от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» также содержит указание на то, что п. 5 ст. 2 вступает в силу с 1 января 2002 г., а п. 7 ст. 2 вступает в силу через три месяца после вступления в силу настоящего Федерального закона.

В отличие от уголовного законодательства уголовно-исполнительный кодекс исходит из принципа, что исполнение наказаний, применение средств исправ­ления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения
. Следовательно, если происходит ужесточение порядка и условий отбывания наказания во время его исполнения, то применяется последняя правовая норма, предусматривающая та­кое ужесточение. Это правило относится и к оказанию помощи освобождаемым лицам, в том числе и материальной.

Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени основывается на единых общих положениях, установленных законодательством Российской Федерации для всех отраслей права. В то же время в пределах предписаний общих положений законодатель вправе устанавливать те или иные особенности применения норм конкретной отрасли права.

Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей ее территории. Это положение особенно важно для государства с федеративным устройством. Следовательно, субъекты Федерации не имеют права издавать законы, устанавливающие правила исполнения уголовных наказаний.

В ч. 2 ст. 6 УИК РФ впервые закреплены правила применения норм во времени: исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

В связи с действием уголовно-исполнительного законодательства во времени возникает вопрос об обратной силе его норм. Соответствующей специальной нормы нет как в уголовном, так и в уголовно-исполнительном законодательстве. Видимо, следует исходить из того, что данный вопрос будет решаться каждый раз особо, как это было при принятии УИК РФ. Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» установил применение обратной силы закона в отношении осужденных, переведенных к 1 июля 1997 г. в улучшенные условия содержания. К данной категории осужденных разрешалось применять положения, предусмотренных для отбывания наказания. И наоборот, осужденные к лишению свободы могли быть переведены в строгие условия содержания за нарушения установленного порядка отбывания наказания, совершенные после введения в действие Кодекса, то есть после 1 июля 1997 г.
3. Уголовно-исполнительные правоотношения (понятие, признаки, виды и элементы)


Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает:

- общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера;

- порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;

- применения средств исправления осужденных;

- порядок деятельности учреждений и органов, исполня­ющих наказания;

- порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, обществен­ных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;

- порядок освобождения от наказания;

- порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

Реализация всего этого широкого спектра отношений и составляет собственно уголовно-исполнительные правоотношения.

Основанием возникновения уголовно-исполнительных правоотношений являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

Эти правоотношения возникают по поводу исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового характера. В структуре этих правоотношений основное внимание уделяется реализации порядка и условий исполнения и отбывания наказаний и применению основных средств исправления осужденных. Это наиболее объемная и важная часть уголовно-исполнительных правоотношений, так как здесь прежде всего реализуются карательные и принудительные элементы наказания и определяется порядок обращения с осужденными. При этом следует иметь в виду, что требования по исполнению наказаний законодатель относит к государственным органам, должностным лицам и иным субъектам, имеющим те или иные отношения с осужденными либо связанным с исполнением наказания. Все, что касается порядка и условий отбывания наказания, относится к другой стороне участников уголовно-исполнительных правоотношений — к осужденным.

Уголовно-исполнительные правоотношения прекращаются с момента отбытия осужденным наказания или его досрочного освобождения от отбывания наказания по основаниям, указанным в ст. 172 УИК РФ.