Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 850
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
План конспект лекции
по теме № 9 «Учреждения и органы, исполняющие наказания»
1. Понятие и виды учреждений и органов, исполняющих наказания и их назначение
Принцип индивидуализации наказания, относящийся к важнейшим принципам отраслей права уголовно-правового цикла, обусловливает наличие разветвленной системы уголовных наказаний. Чем разнообразнее составляющие эту систему виды наказания, чем шире диапазон мер, находящихся в распоряжении суда, тем с большей точностью им может быть избрана та из них, которая наиболее соответствует тяжести совершенного преступления и личности преступника, и, следовательно, эффективнее будет наказание. Перечень видов уголовных наказаний, установленный в ст. 44 УК РФ, представляет собой единую систему мер государственного принуждения, применяемых по приговору суда к лицам, совершившим преступления.
Результативность наказания и достижение поставленных перед ним целей в неменьшей степени зависят и от того, как оно будет исполнено. Поэтому сообразно имеющейся системе наказаний создается корреспондирующая ей система государственных органов, исполняющих эти наказания. Наличие последней предусматривает и закрепляет не только Уголовный, но и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, призванный урегулировать порядок и условия исполнения и отбывания наказаний.
Система учреждений и органов, исполняющих наказания, с одной стороны, входит как составная часть в структуру более общего порядка - систему правоохранительных органов, а с другой - включает в себя в качестве одного из элементов как подсистему уголовно-исполнительную систему.
Система правоохранительных органов, являясь родовой для входящих в нее подсистем, представляет собой совокупность специально созданных государственных органов, противодействующих преступности, в которую входят органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности, про
куратуры, таможенной службы и юстиции.
До 1998 г. учреждения и органы, исполняющие наказания, являлись составной частью органов внутренних дел и потому, как правило, в литературе не рассматривались как отдельное звено правоохранительных органов. С передачей в 1998 г. основного и важнейшего элемента системы учреждений и органов, исполняющих наказания, - уголовно-исполнительной системы - в ведение Министерства юстиции РФ, а в 2005 г. – в Федеральную службу исполнения наказаний возникла потребность в выделении данного правоохранительного органа в самостоятельный, решающий свойственными ему методами поставленные перед ним задачи.
Разумеется, каждый из входящих в систему правоохранительных органов элемент обладает специфическими функциями, обусловленными особенностями сферы его деятельности. В то же время каждый из них обязан решать единую для всех и объединяющую их в систему главную задачу - сдерживать преступность. Так, в ст. 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. «О Федеральной службе безопасности» одним из основных направлений деятельности названа борьба с преступностью; согласно ст. 2 ФЗ от 7 февраля 2011г. «О полиции» одними из главных ее задач являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; в соответствии со ст. 1УИК РФ важнейшей целью уголовно-исполнительного законодательства (а следовательно, учреждений и органов, исполняющих наказания) является предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами; в ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» подчеркивается, что прокуратура осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Кроме того, поскольку составляющие систему органы являются государственными, постольку их общая цель и обязанность в соответствии со ст. 2 Конституции РФ - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Если обратиться к перечисленным нормативным правовым актам, то практически каждый из них так или иначе в числе основных целей и задач воспроизводит данное конституционное установление. Следовательно, главное предназначение этих органов (охрана законности, правопорядка, прав и свобод граждан) и предопределяет их наименование - правоохранительные органы. В равной мере, н
азванная общая цель стоит и перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, как составными элементами системы правоохранительных органов. В то же время учреждения и органы, исполняющие наказания, имеют конкретные цели и задачи, вытекающие из занимаемого ими места в системе правоохранительных органов и их социального назначения.
Таким образом, учреждения и органы, исполняющие наказания наряду с органами прокуратуры, внутренних дел и другими, входят в систему правоохранительных органов в качестве ее составного, однако достаточно автономного элемента.
Система правоохранительных органов функционирует в непосредственной взаимосвязи с судебной системой, для которой противодействие преступности также является одной из приоритетных задач. Однако было бы неправильным утверждение о том, что судебная система входит как составная часть в систему правоохранительных органов. Несмотря на тесное взаимодействие, они, согласно ст. 10 Конституции РФ, относятся к разным ветвям государственной власти: правоохранительные органы - к исполнительной власти, суды - к судебной.
Социальное назначение учреждений и органов, исполняющих наказания, определяется главным образом местом, занимаемым ими в системе правоохранительных органов. Во-первых, учреждения и органы, исполняющие наказания, являются неотъемлемым атрибутом государственного механизма. Во-вторых, они завершают процесс непосредственной борьбы с преступностью, участниками которого выступают: на первом этапе, при предупреждении и пресечении преступлений, - аппараты полиции, Федеральной службы безопасности, таможенной службы; на втором этапе, при расследовании преступлений, которые не удалось предотвратить, установлении и изобличении преступников, - следственные органы; на третьем этапе, при осуществлении судебного разбирательства и вынесении приговора, - суд. В-третьих, в целях успешной ресоциализации преступников и предотвращения рецидива назван
ные учреждения взаимодействуют со многими государственными органами и общественными объединениями как в период исполнения наказания, так и после его завершения.
В процессе исполнения наказания реализуются правоограничения, выражающие его сущность, что всегда связано с ограничением прав, свобод и законных интересов граждан. Поэтому подобная деятельность должна не только осуществляться государственными органами, но и быть урегулирована государством. Причем, как подчеркивает ст. 71 Конституции РФ, уголовно-исполнительное законодательство, регламентирующее данную функцию государства, относится исключительно к прерогативе Российской Федерации, то есть является законодательством федеральным.
Цели уголовно-исполнительного законодательства изложены в ст. 1 УИК РФ. Они не выходят за рамки целей наказания, закрепленных в ст. 43 УК РФ, но и не идентичны им. Важнейшей является цель - исправление осужденных, которая опосредует задачи и принципы уголовно-исполнительного законодательства, а также порядок и условия исполнения наказания, то есть при законодательном закреплении средств и методов воздействия на осужденных, определении их правового положения и условий исполнения наказаний учитывается, насколько они соответствуют цели исправления и способствуют ее достижению. Указанной целью предопределены и задачи, изложенные в ст. 1 УИК РФ. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства являются общими и для системы учреждений и органов, исполняющих наказания.
2. Учреждения и органы, исполняющие наказания, связанные с изоляцией осужденных от общества
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает два варианта классификации учреждений и органов, исполняющих наказания, различающихся в зависимости от того, что лежит в их основе - вид наказания или вид учреждения либо органа, его исполняющего.
В зависимости от учреждения или органа, исполняющего наказания, в соответствии с которым учреждения и органы, исполняющие наказания, подразделяются на следующие четыре группы:
1. Суд, исполняющий наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
-
Федеральная служба судебных приставов, исполняющая наказание в виде штрафа. -
Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, исполняющие наказания в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни, а также осуществляющие контроль за условно осужденными.