Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 858

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение



В отношении же наказания в виде лишения осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград необходимо отметить, что в данном случае, по существу, отсутствует исполнительное производство как таковое: суд выносит приговор и направляет его копию соответствующему должностному лицу, присвоившему звание, классный чин или наградившему осужденного государственной наградой. Важно помнить, что должностное лицо не исполняет наказание, а лишь выполняет предписанные приговором суда требования, то есть осуществляет «техническую» работу: вносит в соответствующие документы необходимые записи, принимает меры по лишению осужденного льгот, полагавшихся ему до наказания, и т. д. Данное обстоятельство нашло нормативное закрепление в Федеральном законе «Об исполнительном производстве», согласно которому в предусмотренных этим Законом случаях требования судебных актов и актов других органов могут исполняться и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 5), однако они не являются органами принудительного исполнения. Таким образом, законодатель подчеркивает, что перечень органов, исполняющих уголовные наказания, установлен исчерпывающе и расширительному толкованию не подлежит.

Федеральная служба судебных приставов исполняет наказание в виде штрафа. Непосредственно наказание исполняется судебными приставами-исполнителями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с УИК РФ, Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и Положением о Департаменте судебных приставов, утвержденными приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. № 227.


  1. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания с судами, правоохранительными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями


Деятельность суда, государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, учреждений и органов, исполняющих наказания, неразрывно связана между собой. Эта взаимосвязь, несмотря на раз­личие правовых основ, форм и методов их деятельности, обусловли­вается стоящей перед ними общей задачей борьбы с преступностью в стране. Успешная работа каждого из указанных государственных ор
ганов — необходимая предпосылка эффективного выполнения другими звеньями этой системы. Они должны взаимодействовать на всех этапах борьбы с преступностью и, в частности, при исполнении наказания.

Характер взаимодействия с каждым из них имеет свою специфику. Она обусловливается общим уровнем экономического и политического развития общества, особенностями того или иного этапа 6opьбы с преступностью, местом и ролью данного органа в борьбе с ней, их правовой регламентацией и условиями деятельности, специфике конкретных задач, стоящих перед ними.

Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания:

- с органами расследования;

- с судами;

- с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- общественными объединениями;

- правозащитными организациями.

Органы, исполняющие уголовные наказания тесно взаимодействуют с судами, прокуратурой, органами следствия и другими правоохранительными органами, Необходимость такого взаимодействия диктуется общностью задачи борьбы с преступностью, которую они выполняют, каждый в рамках своей компетенции и конкретных задач.

Этапы борьбы с преступностью предполагают, что тот орган, который выполняет основные задачи на данном этапе борьбы так или иначе связывает свою деятельность по выполнению задач данного этапа с деятельностью органов, выполнявших задачи предыдущего этапа и органов, которые будут решать задачи следующего этапа. Такое взаимодействие делает систему борьбы с преступностью стройной, целеустремленной и эффективной. Так, например, суд, назначая уголовное наказание и учитывая общественную опасность преступления, личность преступника и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, не может не учитывать и такого фактора, как возможное влияние выбранной меры наказания на осужденного. Не представляя себе специфику работы органов, исполняющих наказания, суду легко впасть в ошибку при определении вида и меры наказания. В свою очередь, органы, исполняющие наказания не могут не учитывать работу судов, которые, вынося приговор, закладывают определенные предпосылки его успешного исполнения. Практика показывает, что одной из частых причин неуспеха исправительного воздействия является не слишком жесткий или слишком мягкий приговор, а приговор несправедливый. Если же приговор справедлив и осужденный признает это, работать с таким осужденным в направлении его исправления гораздо легче, чем с осужденным несправедливо наказанным.



Успешная деятельность каждого государственного органа, ведущего борьбу с преступностью - необходимая предпосылка эффективного выполнения задач другими звеньями этой системы.

Органы, исполняющие уголовное наказания, прежде всего взаимодействуют с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Это государственные органы и оперативные подразделения, уполномоченные на ведение такой деятельности Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности". Это прежде всего органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы федеральной пограничной службы, органы федеральной службы внешней разведки, главного управления налоговой полиции, государственного таможенного комитета.

В числе задач уголовно-исполнительной системы указана и такая задача, как содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Не секрет, что оперативно-розыскная деятельность ведется и оперативными подразделениями исправительных учреждений по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений со стороны осужденных.

Тесно связаны между собой и активно взаимодействуют органы, исполняющие наказания и органы следствия. Хотя расследование преступлений, изобличение виновных лиц и исполнение уголовного наказания представляют, на первый взгляд, два мало связанных этапа борьбы с преступностью. Но это не так и это подтверждается законодателем. В статьях 21 и 140 УПК РФ на органы следствия возложено не только раскрытие преступлений и разоблачение преступника, но и установление причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также принятие мер по устранению таких причин и условий. Данное положение имеет принципиальное значение для предупреждения преступлений, в частности для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами, отбывающими наказание. Например, следователь может выявить недостатки в организации и деятельности исправительного учреждения. Он, руководствуясь ст. 211 УПК РФ, вносить администрации исправительного учреждения представление об устранении установленных им в процессе следствия недостатков, способствующих совершению осужденными новых преступлений.

Органы расследования оказывают администрации учреждений, исполняющих наказания, помощь в изучении личности осужденных. Особенно это значимо для организации воспитательной работы с осужденными. Следователи представляют в места лишения свободы справки о личности осужденного и обстоятельствах уголовного дела, которое они расследовали. Это значительно облегчает работу администрации и особенно начальников отрядов по изучению личности осужденных, что является основой индивидуальной воспитательной работы с этими осужденными.


При совершении освобожденными от наказания или отбывающими наказание нового преступления администрация исправительного учреждения содействует органам расследования в изучении личности обвиняемого, представляя на него развернутую характеристику, а в случае необходимости копии других материалов из его личного дела.

В исправительных учреждениях могут отбывать наказание лица, скрывшие от органов расследования и суда другие совершенные ими преступления. Выявление их важная задача как органов расследования, так и администрации органов исполняющих уголовное наказание. На основе этой общей задачи возникла такая форма их взаимодействия, как работа среди осужденных по склонению их к добровольной явке с повинной.

Тесно взаимодействуют учреждения, исполняющие наказания, с судами. Как уже сказано, эффективность наказания во многом зависит от его справедливости. Справедливое наказание способствует исправлению осужденного, а несправедливое затрудняет эту работу, а нередко делает ее совершенно бесперспективной. Суд назначает наказание и определяет вид исправительного учреждения, где должен отбывать наказание осужденный. В приговоре суда наказание индивидуализируется и тем самым закладывает основы для индивидуализации средств исполнения наказания в исправительных учреждениях.

Судебное разбирательство оказывает определенное воспитательное воздействие на осужденного, закладывая первоначальные предпосылки для этой многотрудной работы в учреждениях, исполняющих наказания.

На суд возложен судебный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, что способствует улучшению работы этих учреждений.

При рассмотрении в судах уголовных дел на осужденных заседания судов нередко организуются в самих учреждениях, исполняющих наказания. Эти открытые судебные процессы имеют определенное воспитательное значение и помогают администрации в их деятельности по исправлению осужденных.

Суд решает вопрос условно-досрочного освобождения, о переводе осужденных из колонии одного режима в колонию иного режима, заменяет наказания на более мягкое или более строгое и другие вопросы, жизненно важные для деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.


Взаимодействуют учреждения, исполняющие наказания, и с прокуратурой. Прокуратуре эффективно осуществлять надзор за деятельностью уголовно-исполнительной системой не возможно без взаимодействия с администрацией учреждений, исполняющих наказания.

Постановления и требования прокуратуры относительно установленных законом порядка и условий содержания осужденных подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений, исполняющих уголовные наказания. Выявляя недостатки в работе учреждений, прокурор тем самым помогает совершенствовать процесс исправительного воздействия на осужденных.

Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, и аппаратами милиции направлено на профилактику и предотвращение преступлений со стороны освобожденных из исправительных учреждений, в первую очередь со стороны особо опасных рецидивистов и лиц, судимых за тяжкие преступления, а также тех освобожденных, которые в период отбывания наказания зарекомендовали с отрицательной стороны. Взаимодействие указанных органов заключается в информировании администрацией исправительных учреждений аппаратов милиции как общих сведений об освобожденном, так и сведения характеризующие личность осужденного, его связи с преступными элементами, намерениями, если они были установлены в процессе отбывания наказания и другие данные.

Наличие общих задач по обеспечению правопорядка на территориях субъектов Российской Федерации и местного самоуправления предполагает тесное взаимодействие между учреждениями и органами, исполняющими наказания, и органами власти и управления указанных выше территорий. Такое взаимодействие имеет законодательную основу. Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы", Уголовно-исполнительный кодекс определяет основные направления взаимодействия указанных органов. Прежде всего, следует указать на взаимодействие по оказанию материальной и иной помощи исправительным учреждениям.

Для этого довольно широко распространено беспроцентное кредитование и льготное налогообложение исправительных учреждений, являющихся в значительной степени экономически убыточными, а также позволяют привести материальное положение осужденных в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.

Важное значение имеет взаимодействие исправительных учреждений с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в проведении воспитательной работы с осужденными. Формы такого взаимодействия довольно разнообразны, от создания попечительского совета до создания и улучшения материальной базы воспитательной работы.