Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 843
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
В числе таких форм взаимодействия особо следует выделить меры по закреплению результатов исправительного воздействия на осужденных, направленные на предупреждение новых преступлений, рецидива со стороны освобожденных из исправительных учреждений. Заключительный этап борьбы с преступностью – контроль за поведением освобожденных и предупреждение новых преступлений с их стороны требует комплексных мер, принимаемых милицией, государственными и хозяйственными органами, другими органами, ведущими борьбу с преступностью, которые должны осуществляться в тесном взаимодействии этих органов между собой. Важность тесного взаимодействия в этом направлении деятельности объясняется все еще низкой эффективностью работы исправительных учреждений. В результате из мест лишения свободы освобождаются неисправившиеся, с твердой установкой на продолжение преступной деятельности осужденные, за поведением которых необходим контроль, либо осужденные без достаточной подготовки к жизни на свободе, а также освободившиеся от наказания которым не была оказана в достаточной степени социальная помощь в адаптации.
Таким образом, взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания, с иными государственными органами является важнейшим условием успешного предупреждения совершения преступлений, успешной профилактической работы с освобожденными от уголовного наказания.
План конспект лекции
по теме № 10 «Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, его правовая защита и социальная поддержка»
Введение
По состоянию на 1 июля 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 473 843 чел. (-8 989 чел. к 01.01.2021), в том числе: - в 663 исправительных колониях отбывало наказание 363 955 чел. (-12 460 чел.), в том числе в 106 колониях-поселениях отбывало наказание 28 513 чел. (-1 240 чел.), в 7 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы отбывало наказание 1 962 чел. (-5 чел.); - в 206 следственных изоляторах и 75 помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, содержалось – 107 695 чел. (+3 475 чел.); - в 8 тюрьмах отбывало наказание 1 295 чел. (+47 чел.); - в 18 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 898 чел. (-51 чел.).
В учреждениях содержится 39 102 женщины (-283 чел.), в том числе 29 269 – в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, воспитательных колониях и 9 833 – в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 349 детей. На учете 29 исправительных центров и 88 изолированных участков, функционирующих как исправительный центр, состоят 7 845 осужденных к принудительным работам. В состав УИС также входят (на 01.04.2021) 81 федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция» и 1 348 их филиалов, на учете которых состоят 452 020 чел., осужденных к наказаниям, не связанных с изоляцией осужденных от общества, 8 052 чел. подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под домашним арестом, 3 280 – запретом определенных действий, 48 – залогом с обязанностью по соблюдению запретов, предусмотренных ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ. В составе 69 медико-санитарных частей ФСИН России функционируют 623 медицинских части, 152 фельдшерских и 67 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 74 военно-врачебные комиссии, 74 центра санитарно-эпидемиологического надзора, 142 больницы (в том числе 61 туберкулезная, 5 психиатрических, 7 больниц для оказания медицинской помощи сотрудникам ФСИН России).
В ведении ФСИН России находятся 29 федеральных государственных унитарных предприятий. Производственная деятельность, связанная с привлечением осужденных к труду, организована в 603 центрах трудовой адаптации осужденных, 74 производственных мастерских. При исправительных учреждениях имеется 262 профессиональных образовательных учреждений ФСИН России и 466 их структурных подразделений. При исправительных учреждениях имеется 280 общеобразовательных организаций и 490 филиалов общеобразовательных организаций. В учреждениях УИС функционирует 1 502 объекта (здания, сооружения, помещения), используемых для проведения религиозных обрядов и церемоний, в том числе 1 050 зданий и помещений для лиц, исповедующих православие (отдельно стоящие и домовые храмы, часовни, молитвенные комнаты), 392 – для лиц, исповедующих ислам (мечети, молитвенные комнаты), 13 – для лиц, исповедующих иудаизм (синагоги, молитвенные комнаты), 25 – для лиц, исповедующих буддизм (дуганы, хурулы, дацаны, молитвенные комнаты), 4 – для лиц, исповедующих католицизм (костелы, кирхи, молитвенные комнаты), а также 18 религиозных объектов для лиц, представляющих иные религиозные течения. Штатная численность персонала УИС, финансируемого из средств федерального бюджета составляет 295 968 чел., в том числе начальствующий состав – 225 285 чел. (в том числе переменный состав – 5 985 чел.). В составе УИС действуют 8 учреждений высшего образования с 1 филиалом, 3 института повышения квалификации, 1 межрегиональный учебный центр, 10 учебных центров территориальных органов, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных технологий.
1. Понятие персонала УИС России
В отличие от правового положения осужденных правовой статус персонала гораздо менее исследован. Изучение указанного института приобретает все большую актуальность в условиях проведения реформы уголовно-исполнительной системы.
Прежде чем говорить о правовых вопросах рассматриваемой проблемы, следует отметить, что слово «персонал» – иностранного происхождения, в русском языке означает личный состав какого-либо учреждения, предприятия или часть этого состава, представляющую собой группу по профессиональным или иным признакам. Применительно к нашей теме понятие «персонал» охватывает всех лиц, работающих в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.
Согласно ст. 24 гл. IV Закона РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
к работникам уголовно-исполнительной системы относятся: лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочиеислужащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.
В свою очередь, работники уголовно-исполнительной системы (как сотрудники, имеющие специальные звания, так и служащие, рабочие), являются персоналом учреждений, исполняющих наказания (ч. 2 ст. 24 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
К персоналу не относятся работники центральных и территориальных органов управления УИС, иных учреждений и органов, входящих в уголовно-исполнительную систему, но созданных в большей степени для обеспечения функционирования УИС и непосредственно не исполняющих наказания.
Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы определяются Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (для МВД уже не действует) и приказом Минюста России от 06.06.2005 N 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
Перечни должностей рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Перечни должностей высшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются Президентом Российской Федерации.
Действие нормативных актов, регулирующих деятельность сотрудников, на рабочих и служащих (вольнонаемный состав) не распространяется. Порядок и условия их работы определяются прежде всего трудовым законодательством Российской Федерации, частично – УИК РФ, Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими подзаконными актами. Права, обязанности, социальные гарантии, предусмотренные для сотрудников УИС, распространяются на рабочих и служащих только в строго определенных нормативными актами случаях.
Таким образом, «работники», «сотрудники», «рабочие и служащие», «персонал» – это самостоятельные понятия, обозначающие разные категории работающих в УИС Минюста России.
2. Правовое положение персонала УИС России
Правовую основу службы и уголовно-исполнительной системе составляют Конституция Российской Федерации, международные стандарты, относящиеся к должностным лицам, законы Российской Федерации и иные правовые акты. Конституции, законы и иные правовые акты республик в составе Российской Федерации и других субъектов Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел, действующие до принятия соответствующих актов Минюста России, в том числе Положение о службе в органах внутренних дел, и Федеральной службы исполнения наказаний, акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, а также индивидуальный контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.
Правовой статус персонала определяется совокупностью прав и обязанностей, возлагаемых на него при исполнении наказаний. Права и обязанности, которыми наделены должностные лица при исполнении наказаний, составляют их должностные полномочия.
Правовое положение персонала дифференцируется в зависимости от того, какие виды уголовного наказания исполняет учреждение или орган.
Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, разделяется на две категории, решающие различные задачи и имеющие неодинаковый правовой статус.
Первая — сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава, вторая — рабочие и служащие.
Правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы определяется различными отраслями права. Сфера их деятельности, связанная с исполнением уголовных наказании, регламентируется нормами уголовно-исполнительного права и входит в содержание уголовно-исполнительных правоотношений. Взаимоотношения сотрудников УИС с другими правоохранительными органами, регламентируются также нормами административного права и составляют содержание административных правоотношений. Следовательно, правовое положение сотрудников уголовно-исполнительной системы находится на стыке нескольких отраслей права, является комплексным межотраслевым правовым институтом.
Правовой статус сотрудников, порядок и условия прохождения ими службы в настоящее время регламентируются Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с действующим законодательством сотрудники учреждений осуществляют государственно-управленческие функции по обеспечению общественной безопасности, законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнения уголовных наказаний. Кроме того, являясь представителями власти, сотрудники наделены широкими властными полномочиями по борьбе с преступностью, пресечению противоправных действий, применению принудительных мер как в отношении осужденных, гак и других граждан (ст. 26 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Далее, ст. 19.3 КоАП РФ устанавливает ответственность граждан за неповиновение законному распоряжению сотрудника органов уголовно-исполнительной системы.
В содержании правового положения персонала определяется общий правовой статус, то есть совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей, которая присуща всем гражданам Российской Федерации и специальный правовой статус: полномочия, непосредственно связанные с участием в уголовно-исполнительных правоотношениях и регулируемые уголовно-исполнительным правом; полномочия, возникающие по поводу прохождения службы, при осуществлении управленческой деятельности, при проведении мероприятий по охране здоровья персонала, решению социально-бытовых вопросов и т.д., регулируются в ведомственных нормативных актах.
Ст. 26 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказании в виде лишения свободы», установлено, что сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуются в пределах их компетенции нравами, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы
Законные требования персонала обязательны для исполнения должностными липами и гражданами. Неисполнение влекут за собой ответственность (ст. 32 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Этим же Законом (ст. 13) возлагается ряд общих обязанностей:
1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;
2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях и др.
Документ подробно регламентирует права учреждений.
Так, сотрудники вправе требовать от осужденных и иных лиц, соблюдения правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ст. 14). Достижению этой цели способствуют изоляция осужденных и постоянный надзор за ними, точное и неукоснительное выполнение ими своих обязанностей, цензура корреспонденции и досмотр посылок и др.
Закон определяет порядок и условия работы по совместительству. Сотруднику уголовно-исполнительной системы запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в уголовно-исполнительную систему (исключением является творческая, научная и преподавательская деятельность).
Правовое положение рабочих и служащих из числа персонала исправительных учреждений регламентируется трудовым законодательством. На них возлагаются обязанности: соблюдать дисциплину труда, бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения, выполнять установленные нормы труда и другие. Уголовно-исполнительное законодательство на данную категорию персонала возлагает дополнительные обязанности: им запрещено вступать с осужденными в отношения, не вызываемые интересами выполняемой работы, приносить и передавать им какие-либо предметы, вещества; они обязаны соблюдать режимные требования, установленные в исправительных учреждениях, осуществлять надзор за осужденными на рабочих местах,