Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 856

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение

Администрация органа или исправительного учреждения, приводящего приговор в исполнение, должна известить суд, вынесший приговор, о приведении его в исполнение, а также о месте отбывания наказания осужденным.

Эта норма уголовно-процессуального законодательства содержится и в уголовно-исполнительном праве. Так, п. 3 ст. 20 УИК РФ установлено, что учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, смертной казни.

После вступления приговора в законную силу, которым осужденный, содержащийся под стражей, приговорен к лишению свободы, суд проверяет, поставлена ли администрацией места содержания под стражей семья осужденного в известность о том, куда он направляется для отбывания наказания (ст. 394 УПК РФ). Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, согласно ст. 17 УИК РФ обязана не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного направить одному из указанных им родственников уведомление о его прибытии к месту отбывания наказания.

Судами также рассматриваются представления учреждений и органов, исполняющих наказания, о досрочном освобождении от отбывания наказания содержащихся в них лиц в случаях их тяжелого заболевания или наступления у них психического расстройства. При этом администрация учреждения или органа, ведающего исполнением наказаний, вместе с представлением направляет в суд заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного, как этого требует ст. 175 УИК РФ.

Следующий вид судебного контроля связан с рассмот­рением судом предложений, заявлений и жалоб осужденных на дей­ствия персонала учреждений или органов, исполняющих наказания, поданных в соответствии с ч. 4 ст. 12 УИК РФ. Для реализации права осужденного на обращение в суд законом предусмотрены определенные гарантии. Так, ч. 4 ст. 15 УИК РФ устанавливает, что предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подле­жат и не позднее одних суток (за исключением выходных и празд­ничных дней) направляются по принадлежности.


Предложения, заявления и жалобы могут быть вручены осуж­денными непосредственно судье. На основании п. «г» ч. 1 ст. 24 УИК РФ судьи судов, осуществляющих судопроизводство на террито­риях, где расположены учреждения и органы, исполняющие нака­зания, при выполнении служебных обязанностей вправе посещать данные учреждения и органы без специального на это разрешения.

Такие случаи обжалования установлены Законом РФ от 28 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и сво­боды граждан» и конкретизированы в гл. 24 ГПК РФ.

Согласно указанным законодательным актам могут быть обжалованы действия государственных органов, обществен­ных организаций и должностных лиц, в результате которых нару­шены права и свободы гражданина, либо созданы препятствия осу­ществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Изложенное позволяет рассматривать судебный контроль за исполнением приговора как важное средство укрепления законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, способствующее более эффективной организации процесса исправления осужденных, предупреждению совершения ими новых преступлений.

Применительно к рассматриваемой теме заслуживает внимания вопрос о возможности осуществления контрольных функций за исполнением уголовных наказаний Конституционным Судом Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 125) гласит, что предметом контрольной деятельности Конституционного Суда является проверка конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. И хотя напрямую Конституционный Суд не осуществляет контроль за исполнением уголовных наказаний, его решения и разъяснения отдельных норм способствуют укреплению законности при осуществлении данного рода деятельности. Например, в 1995 г. Конституционным Судом Российской Федерации были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации и потому не подлежащими применению положения ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР в части лишения граждан права пользования жилым помещением в связи с их осуждением к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, а также ст. 124 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в части приостановления выплат трудовых пенсий

на время лишения пенсионера свободы по приговору суда. Все это способствовало укреплению законности при осуществлении уголовного преследования и исполнении наказания в виде лишения свободы.
4. Ведомственный контроль за деятельностью персонала УИС России

Разновидностью государственного контроля является ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляемый вышестоящими органами уголовно-исполнительной системы и их должно­стными лицами. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1998 г. № 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» на Министерство юстиции Российской Федерации возложено с 1 июня 1999 г. осуществление контрольных и надзорных функций за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В большинстве случаев контрольные функции Министерство юстиции Российской Федерации делегирует Федеральной службе исполнения уголовных наказаний. Вместе с тем не исключается возможность проведения контроля и на уровне министерства.

За деятельностью дисциплинарных воинских час­тей, гауптвахт контроль осуществляют в порядке, установленном воински­ми уставами и иными нормативными правовыми актами, Министер­ство обороны Российской Федерации, командующие войсками (флотами), военными округами, в состав которых входят воинские части, исполняющие уголовные наказания в отношении военнослужащих, и другие командиры.

Компетенция и задачи контроля, осуществляемого Федеральной службой исполнения уголовных наказаний, определяются ведомственными нормативными актами. ФСИН призвана решать следующие задачи:

1) обеспечение территориальными органами УИС соответствия порядка, условий исполнения и отбывания наказаний осужденными и лицами, содержащимися под стражей, требованиям федерального законодательства;

2) обеспечение гарантий, защита прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

3) выявление причин и условий, способствующих нарушениям законодательства, и разработка мер, направленных на их устранение, недопущение;

4) изучение, обобщение и распространение положительного опыта, новых форм и методов работы, ставших известными в процессе осуществления контрольных функций.

С учетом анализа форм контроля, выработанных практикой за предыдущие годы, и приведенных выше форм, получивших закрепление в указанном ведомственном нормативном акте,
формы и методы осуществления ведомственного контроля можно классифицировать на следующие группы.

1. Проведение проверок и ревизий деятельности отдельных частей и служб учреждений и органов, исполняющих наказания. Ревизии наиболее часто затрагивают деятельность производственной или финансово-хозяйственной службы учреждения или органа, исполняющего наказания (вместе с тем не исключается возможность проведения ревизий и в других службах, имеющих материальные ценности). Проверки могут проводиться в любой из служб учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. Инспектирование (инспекторские проверки) учреждений уголовно-исполнительной системы вышестоящими органами управления. Инспектирование, как правило, проводится комплексно и охватывает все службы учреждений. При этом проводятся проверки служебной деятельности, ревизии материальных ценностей и финансовых средств, опрашиваются осужденные на предмет возможного нарушения их прав при исполнении наказаний. В процессе инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждений. Так, применительно к исправительным учреждениям про­верке подлежит оперативно-служебная, производственная, финан­сово-хозяйственная деятельность, профессиональная подготовка сотрудников, соблюдение ими законности, а также обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

По итогам инспектирования учреждений уголовно-исполнительной системы составляется акт, основные выводы которого докладываются должностным лицам вышестоящих органов, назна­чившим инспекторскую проверку, а также руководству и остальному персона­лу проверяемого учреждения, должностным лицам ор­ганов государственной власти, на территории которых проводилось инспектирование. Результаты инспектирования также заслушиваются на коллегии Министерства юстиции Российской Федерации либо на оперативном совещании при руководителе Федеральной службы исполнения уголовных наказаний.

3. Представление отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящие структуры управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.

4. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, которое соглас­но п. «в» ч. 1 ст. 24 УИК РФ осуществляется должностными лицами вышестоящих органов без специального на то разрешения. В про­цессе таких посещений должностные лица знакомятся с услови­ями и результатами деятельности персонала, условиями содержа­ния осужденных и правопорядком во время исполнения наказаний, проводят личный прием персонала и осужденных.


5. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб на действия персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Следует отметить и наличие повседневного контроля, осуществляемого сотрудниками управлений (отделов) исполнения наказаний в процессе выполнения своих функциональных обязанностей. Например, за каждым исправительным учреждением закреплены кураторы, состоящие в штатах различных служб управлений исполнения наказаний. Выезжая в конкретные учреждения, они оказывают помощь их сотрудникам в решении конкретных задач и одновременно, в порядке осуществления контрольных функций, выявляют недостатки служебной деятельности в том или ином учреждении.

Таким образом, организованный на должном уровне ведомственный контроль выступает надежным гарантом строгого соблюдения законов и иных нормативных актов при исполнении наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
5. Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов

УИС России

Организация и порядок осуществления прокурорского надзора за точным соблюдением законов в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, регламентируются Федеральным за­коном от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), а также Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (ст. 22), где подчеркивается, что проку­рорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

В частности, предметом прокурорского надзора за исполнением наказаний является:

законность нахождения лиц в местах содержания под стражей;

законность содержания осужденных в исправительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказания;

законность применения мер принудительного характера, назначаемых судом;

– соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, содержащихся под стражей, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

– законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. (ст. 32) лишь в общих чертах определяет задачи и предмет осуществления прокурорского надзора