Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 597

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы

же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать свое имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т. д. После прове- дения этой игры вполне реально запомнить до 20 имен.

«Снежный ком»



Вожатый вместе с ребятами становятся в круг. Начинает игру вожатый, называя своё имя. Стоящий от него слева называет имя вожатого и своё. Следующий далее почасовой стрелке должен уже назвать два предыдущих имени и своё, и так да- лее по кругу. Закончить игру может вожатый, назвав по имени весь отряд.

«Откроем сердце друг другу»



Каждый ребенок получает жетон в форме сердеч- ка, на котором он пишет свое имя. Вожатый идет со шляпой по кругу. Дети громко называют свои
имена и опускают сердечко в шляпу. Задача игроков: выта- щить из шляпы сердечко, прочитать имя и отдать его хозяину.

«Хоровод знакомства»



Все дети, взявшись за руки водят хоровод со словами:
«Мы по кругу ходим, ходим, Познакомится хотим,

Стоят лишь те, кого зовут... (Сережи), Ну, а мы с вами-сидим».

После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.

«Поиск общего»



Отряд делится на двойки, и два человека находят определен- ное количество общих признаков, затем двойки объединяют- ся в четверки с той же целью. Вожатый по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т. д.

«Кто? Где? Когда?»




Дети становятся в круг. По сигналу вожатого дети перестраи- ваются так, чтобы имена располагались:

  1. В алфавитном порядке;




  1. По месяцам рождения;




  1. По знакам зодиака;




  1. По увлечениям и т.д.



«Перебежки-пересядки»



Играющие садятся в круг. Вожатый, который находится в цен- тре круга, предлагает поменяться местами всем, кого объеди- няет какой-либо схожий признак. Начать можно с признаков, имеющихся в именах. Например, «пересядьте друг ко другу те, у кого в имени есть буква «К». По сигналу вожатого игра начинается. Пока дети меняются местами, задача вожатого занять освободившийся стул. А оставшийся без свободного стула становится водящим. После этого надо проверить пра- вильность «пересядок». Признаки можно придумать по ходу. Например, цвет глаз, рост, в одежде есть белый цвет, у кого на обуви шнурки, кто проголодался и т.д.

«Партнеры»



Вожатый объединяет в пары детей и дает им 10 минут, что- бы заполнить листок «Партнеры». После того, как дети запол- няют свои листы, им предлагается сесть в круг и обменяться листками, листки передаются по кругу. Затем каждому пред- лагается рассказать о своем партнере. Можно задать друг другу разные вопросы: что ты больше всего любишь делать? какая твоя любимая еда? какой твой любимый цвет? есть ли у тебя братья и сестры? И т.д.

«Пять важных вещей»



Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей.

А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых приятных для меня вещей, самых интересных и т.п.

«Мой герб»



Каждый ребенок на своём листе рисует схему, символизиру- ющую щит. Затем заполняет каждую клетку щита, отвечая на вопросы:

  1. Имя, возраст.




  1. Твой девиз (жизненное кредо)




  1. Твое любимое занятие




  1. Цель жизни.




  1. Качество, которое больше всего ценишь в людях.




  1. Качество, которое ты не приемлешь.


Герб прикрепляется к одежде как эмблема и позволяет детям лучше узнать друг друга.

«История»



Вожатые делят отряд на две команды, используя любой вари- ант разбивки. Определяется время для выполнения первого задания (например, 5 минут). За это время каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные. На- пример: «Мы живем в Туле, Казани и Москве. Дома у нас 9 со- бак, 14 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша» и т. д. По ис- течении назначенного времени каждая команда выбирает рассказчика, который повествует их историю всем. Затем ко- манды как бы меняются местами, то есть команда «А» расска- зывает про команду «Б» и наоборот. Побеждает та команда, которая допустит меньшее количество ошибок.

2. Примеры игр на сплочение:




«Клубок»
Кроме одного водящего, все встают в круг, взявшись за руки. Затем, не отпуская рук, нужно «запутаться» в один клубок. Когда плотный клубок образуется, дается команда водящему распутать клубок и сделать так, чтобы вновь образовался ров- ный круг держащихся за руки ребят. Принципиальным явля- ется необходимость в течение всей игры не размыкать руки.

«Есть контакт»



Водящий (вожатый) дает команду дотронуться до одежды того цвета, который он скажет. Своей одежды касаться нель- зя, только другого. Кто коснулся, произносит фразу «Есть контакт!». Далее, например, дотронуться до кармана, до уха, до мизинца; до шнурка и т.д.

«Проводник»



Участники выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи друг другу (если отряд большой, в 2 или 3 колонны). Вожатый объясняет правила:

  • нельзя разговаривать;




  • у всех, кроме последнего, закрыты глаза (для надёжности глаза можно завязать);

  • последний человек – проводник;




  • хлопок по правому/левому плечу поворот вправо/влево;




  • хлопок по обоим плечам вперед;




  • двойной хлопок по обоим плечам назад;




  • хлопок по обоим плечам дробью стоп.


Задача проводника провести «паровозик» по маршруту, ко- торый укажет вожатый.

«Кораблекрушение»



Отряд разбивается на три подгруппы по 10–12 человек.
Инструкция: «За особые успехи мы получили бонус в виде кругосветного путешествия. Мы сели на прекрасный корабль и плывём по Средиземному морю, но никто не обратил вни- мание
на то, что это «Титаник». Катастрофа. Но не всё поте- рянно, у вас есть три плота, на которых вам необходимо про- держаться до прилёта вертолёта со спасателями (каждаяко- мандаполучаетпотриковрика)».

Ход игры: Игра состоит из трех шагов.
Шаг 1. Группам необходимо договорится и как-то уместиться на своих «плотах», продержавшись не менее одной минуты. Обязательное условие: ноги участников команды не должны касаться пола (земли). Время на договорённость и постро- ение не ограниченно. Если задание выполнено – переходим к шагу 2.

Шаг 2. «Уже темнеет, да и море разбушевалось. Поэтому, чтобы вас нашёл вертолёт, важно не потеряться в темно- те. Ваша задача: уместиться на своих плотах, соединить их (с помощью рук, ног, одежды) и в такой связке продержаться минуту».
Шаг 3. «Море разбушевалось, поэтому плоты начинают по- степенно разваливаться. У команды остаётся по два коврика. Необходимо уместиться на них, сохраняя тактильный контакт с другими подгруппами, и продержаться в течении одной ми- нуты».

Вопросы для обсуждения:


    • что чувствовали в ходе выполнения условий игры;




    • что помогало, что мешало справиться с заданием;




    • как можно улучшить взаимодействие в команде в следую- щий раз;

    • какими умениями овладели в ходе игры.



«Тайный друг»



Игру желательно проводить в конце организационного пе- риода, когда дети лучше узнают друг друга. Игра «Тайный друг» может так же проводиться в любой период смены. На отдельных листах бумаги вожатый пишет имена всех детей отряда (имена и фамилии девочек – в одной коробке, маль- чики в другой), по жребию мальчики вытягивают имена