Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 597
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
«Снежный ком»
Вожатый вместе с ребятами становятся в круг. Начинает игру вожатый, называя своё имя. Стоящий от него слева называет имя вожатого и своё. Следующий далее почасовой стрелке должен уже назвать два предыдущих имени и своё, и так да- лее по кругу. Закончить игру может вожатый, назвав по имени весь отряд.
«Откроем сердце друг другу»
Каждый ребенок получает жетон в форме сердеч- ка, на котором он пишет свое имя. Вожатый идет со шляпой по кругу. Дети громко называют свои
имена и опускают сердечко в шляпу. Задача игроков: выта- щить из шляпы сердечко, прочитать имя и отдать его хозяину.
«Хоровод знакомства»
Все дети, взявшись за руки водят хоровод со словами:
«Мы по кругу ходим, ходим, Познакомится хотим,
Стоят лишь те, кого зовут... (Сережи), Ну, а мы с вами-сидим».
После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.
«Поиск общего»
Отряд делится на двойки, и два человека находят определен- ное количество общих признаков, затем двойки объединяют- ся в четверки с той же целью. Вожатый по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т. д.
«Кто? Где? Когда?»
Дети становятся в круг. По сигналу вожатого дети перестраи- ваются так, чтобы имена располагались:
-
В алфавитном порядке;
-
По месяцам рождения;
-
По знакам зодиака;
-
По увлечениям и т.д.
«Перебежки-пересядки»
Играющие садятся в круг. Вожатый, который находится в цен- тре круга, предлагает поменяться местами всем, кого объеди- няет какой-либо схожий признак. Начать можно с признаков, имеющихся в именах. Например, «пересядьте друг ко другу те, у кого в имени есть буква «К». По сигналу вожатого игра начинается. Пока дети меняются местами, задача вожатого занять освободившийся стул. А оставшийся без свободного стула становится водящим. После этого надо проверить пра- вильность «пересядок». Признаки можно придумать по ходу. Например, цвет глаз, рост, в одежде есть белый цвет, у кого на обуви шнурки, кто проголодался и т.д.
«Партнеры»
Вожатый объединяет в пары детей и дает им 10 минут, что- бы заполнить листок «Партнеры». После того, как дети запол- няют свои листы, им предлагается сесть в круг и обменяться листками, листки передаются по кругу. Затем каждому пред- лагается рассказать о своем партнере. Можно задать друг другу разные вопросы: что ты больше всего любишь делать? какая твоя любимая еда? какой твой любимый цвет? есть ли у тебя братья и сестры? И т.д.
«Пять важных вещей»
Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей.
А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых приятных для меня вещей, самых интересных и т.п.
«Мой герб»
Каждый ребенок на своём листе рисует схему, символизиру- ющую щит. Затем заполняет каждую клетку щита, отвечая на вопросы:
-
Имя, возраст.
-
Твой девиз (жизненное кредо)
-
Твое любимое занятие
-
Цель жизни.
-
Качество, которое больше всего ценишь в людях.
-
Качество, которое ты не приемлешь.
Герб прикрепляется к одежде как эмблема и позволяет детям лучше узнать друг друга.
«История»
Вожатые делят отряд на две команды, используя любой вари- ант разбивки. Определяется время для выполнения первого задания (например, 5 минут). За это время каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные. На- пример: «Мы живем в Туле, Казани и Москве. Дома у нас 9 со- бак, 14 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша» и т. д. По ис- течении назначенного времени каждая команда выбирает рассказчика, который повествует их историю всем. Затем ко- манды как бы меняются местами, то есть команда «А» расска- зывает про команду «Б» и наоборот. Побеждает та команда, которая допустит меньшее количество ошибок.
2. Примеры игр на сплочение:
«Клубок»
Кроме одного водящего, все встают в круг, взявшись за руки. Затем, не отпуская рук, нужно «запутаться» в один клубок. Когда плотный клубок образуется, дается команда водящему распутать клубок и сделать так, чтобы вновь образовался ров- ный круг держащихся за руки ребят. Принципиальным явля- ется необходимость в течение всей игры не размыкать руки.
«Есть контакт»
Водящий (вожатый) дает команду дотронуться до одежды того цвета, который он скажет. Своей одежды касаться нель- зя, только другого. Кто коснулся, произносит фразу «Есть контакт!». Далее, например, дотронуться до кармана, до уха, до мизинца; до шнурка и т.д.
«Проводник»
Участники выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи друг другу (если отряд большой, в 2 или 3 колонны). Вожатый объясняет правила:
-
нельзя разговаривать;
-
у всех, кроме последнего, закрыты глаза (для надёжности глаза можно завязать); -
последний человек – проводник;
-
хлопок по правому/левому плечу – поворот вправо/влево;
-
хлопок по обоим плечам – вперед;
-
двойной хлопок по обоим плечам – назад;
-
хлопок по обоим плечам дробью – стоп.
Задача проводника – провести «паровозик» по маршруту, ко- торый укажет вожатый.
«Кораблекрушение»
Отряд разбивается на три подгруппы по 10–12 человек.
Инструкция: «За особые успехи мы получили бонус в виде кругосветного путешествия. Мы сели на прекрасный корабль и плывём по Средиземному морю, но никто не обратил вни- мание
на то, что это «Титаник». Катастрофа. Но не всё поте- рянно, у вас есть три плота, на которых вам необходимо про- держаться до прилёта вертолёта со спасателями (каждаяко- мандаполучаетпотриковрика)».
Ход игры: Игра состоит из трех шагов.
Шаг 1. Группам необходимо договорится и как-то уместиться на своих «плотах», продержавшись не менее одной минуты. Обязательное условие: ноги участников команды не должны касаться пола (земли). Время на договорённость и постро- ение не ограниченно. Если задание выполнено – переходим к шагу 2.
Шаг 2. «Уже темнеет, да и море разбушевалось. Поэтому, чтобы вас нашёл вертолёт, важно не потеряться в темно- те. Ваша задача: уместиться на своих плотах, соединить их (с помощью рук, ног, одежды) и в такой связке продержаться минуту».
Шаг 3. «Море разбушевалось, поэтому плоты начинают по- степенно разваливаться. У команды остаётся по два коврика. Необходимо уместиться на них, сохраняя тактильный контакт с другими подгруппами, и продержаться в течении одной ми- нуты».
Вопросы для обсуждения:
-
что чувствовали в ходе выполнения условий игры;
-
что помогало, что мешало справиться с заданием;
-
как можно улучшить взаимодействие в команде в следую- щий раз; -
какими умениями овладели в ходе игры.
«Тайный друг»
Игру желательно проводить в конце организационного пе- риода, когда дети лучше узнают друг друга. Игра «Тайный друг» может так же проводиться в любой период смены. На отдельных листах бумаги вожатый пишет имена всех детей отряда (имена и фамилии девочек – в одной коробке, маль- чики – в другой), по жребию мальчики вытягивают имена