Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 600
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
«Город мастеров»
Игра проводится после ряда игр и упражнений на сплоче- ние. Необходимый материал: ножницы, клей, бумага, картон, пластилин, скотч, верёвка. По заготовленным спискам отряд делится на несколько команд. Состав команд продумывается заранее, чтобы каждому в группе дать возможность проявить максимальную активность и получить новый для себя опыт взаимодействия.
Инструкция: «Сегодня мы создадим вместе с вами Город мастеров. В городе нужно построить жилой дом, клуб или театр, храм, административное здание или мэрию, кафе или би- стро. У команд есть время на обсуждение – 10 минут, за которые вам необходи-
мо придумать идею строительства и договориться, как бу- дет работать команда. Само строительство будет проходить в полном молчании, за нарушение будет налагаться штраф: ведущий будет забирать один из предметов (ножницы, скотч). На строительство даётся 20 минут».
Ход игры: По сигналу ведущего начинается строительство. Вожатому важно отслеживать выполнение правил и особен- ности работы в командах для последующего анализа. После окончания строительства каждого сооружения проводится экскурсия по Городу, презентация каждого
сооружения.
После экскурсии проводится обсуждение:
-
как работалось в команде;
-
что было трудно, что легко;
-
как достигали взаимопонимания;
-
как рождались и воплощались идеи;
-
какие выводы вы сделали лично для себя.
Во время проведения игр на знакомство и сплочение вожа- тому необходимо изучить ребят, составить первичный психо- логический портрет каждого, определить проблемные точки в отряде. На основе этого станет возможным начать фор- мировать актив отряда, распределить «зоны деловой ответ- ственности» среди ребят, сформировать творческие группы, и далее проводить совместное планирование и организацию разнообразных мероприятий.
Как познакомить детей с лагерем?
Сначала важно познакомить детей с теми взрослыми, к кото- рым ребенок может обратиться при возникновении тех или иных трудностей, и с местами в лагере, где этих людей можно найти (директор лагеря, его заместители и помощники, стар- ший вожатый, психолог, руководители кружков, врач, сестра- хозяйка, электрик и др.).
Затем следует организовать знакомство детей с террито- рией лагеря и его основными площадями. Важно обратить их внимание на потенциально проблемные (опасные) места
в лагере и на прилегающих к нему территориях. Помогите де- тям научиться ориентироваться в пространстве лагеря, дайте информацию о том, как пользоваться предоставляемыми ла- герем условиями и услугами, обсудите правила совместной жизнедеятельности (режим дня, санитарно-гигиенические требования и пр.).
Формы знакомства с лагерем:
-
экскурсии по ла- герю; -
игровые формы («разведка инте- ресных дел», со- ставление – кар- ты-схемы лагеря из всевозможных под-
ручных материалов, игры-квесты);
-
встречи с «нужными людьми»;
-
пресс-конференции с представителями администрации ла- геря, вожатыми; -
презентации подразделений лагеря.
Какова роль лагерных традиций и законов?
В любом лагере есть сложившиеся традиции и законы, кото- рые особым образом почитаются и оберегаются. Их осозна- ние детьми служит основой сплочения коллектива.
Примерные законы лагеря:
-
Закон «Распорядок дня». Отряд живет и работает по про- грамме лагеря и режиму дня. -
Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, со- держи личные вещи и полученное имущество лагеря в чисто- те и порядке. -
Закон«Территория».Без разрешения не покидай лагерь.
-
Закон «Информации». Вожатый всегда должен быть ин- формирован о месте нахождения и занятиях вверенных ему детей. -
Закон«Зелень».Ни одной сломанной ветки. Сохраним ла- герь зеленым! -
Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, отно- сись с уважением к другим. -
Закон«Ответственности».Ты всегда в ответе за свои по- ступки, поэтому поступай так, чтобы не стыдится. -
Закон«Засвойотряд».Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. -
Закон«Правойруки».Если человек поднимает руку, ему не- обходимо сообщить что-то важное, поэтому каждому подняв- шему руку – слово! -
Закон «00». Время дорого у нас – берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон «00».
-
Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! За друзей стой горой! -
Закон «Отвергаешь – предлагай, предлагаешь – действуй»! Если вам не нравится предложенная идея, не надо ее кри- тиковать. Нужно предложить свою, более правильную и кон- структивную.
Главным основанием действенности законов является акцент нанеукоснительноеихсоблюдениевсеми.Дети должны чет- ко понимать, что в лагере реализуется принцип «Единого пе- дагогического требования».
Результатом этапа «знакомства» является сформированное у детей чувство сопричастности к отряду и лагерю в целом. Если на первое работают практически любые мероприятия в
отряде и лагере, какого бы уровня они не были, то второму важно уделить особое внимание через организацию работы по изучению истории лагеря и ценностей его сегодняшнего дня.
Дляребятважнопониманиетого,чтокаждаясменавлагере начинается с самого первого дня, и это уже история лагеря, причем уникальная и неповторимая, и каждый из ребят –это ужеживаяиуникальнаястрокавэтойистории.
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Рефлексия – это мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.
Интересно, что в детском лагере этот механизм приобрета- ет особое значение в формировании и развитии временного коллектива, становясь уже прерогативой не только отдельно- го ребенка, но и всего отряда.
Главными характеристиками отрядной рефлексии являются:
-
диалоговость;
-
ценность личности каждого;
-
осознание общности с другими.
Понятно, что внутриорядная рефлексия содержит в себе ис- ключительный педагогический потенциал, требующий акку- ратного и психологически безопасного применения.
Важно знать! Одной из ярких и педагогически эф- фективных форм внутрио- трядной рефлексии являет- ся «Огонек» или«Отрядная
свечка». И хотя задачи их проведе- ния бывают разнообразные и про- водятся они в разные периоды сме-
ны, – это всегда особая форма