Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 600

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы

де- вочек, а девочки мальчиков, а затем в течение установлен- ного времени (1–5 дней) тайно делают этим детям приятные сюрпризы. Главное условие все должны сохранять тайну. По истечении времени весь отряд собирается в одном месте, где вожатый преподносит сюрприз уже всему отряду, после чего все раскрывают чьими были «тайными друзьями» и при этом дарят запоминающиеся презенты.

«Город мастеров»



Игра проводится после ряда игр и упражнений на сплоче- ние. Необходимый материал: ножницы, клей, бумага, картон, пластилин, скотч, верёвка. По заготовленным спискам отряд делится на несколько команд. Состав команд продумывается заранее, чтобы каждому в группе дать возможность проявить максимальную активность и получить новый для себя опыт взаимодействия.

Инструкция: «Сегодня мы создадим вместе с вами Город мастеров. В городе нужно построить жилой дом, клуб или театр, храм, административное здание или мэрию, кафе или би- стро. У команд есть время на обсуждение – 10 минут, за которые вам необходи-

мо придумать идею строительства и договориться, как бу- дет работать команда. Само строительство будет проходить в полном молчании, за нарушение будет налагаться штраф: ведущий будет забирать один из предметов (ножницы, скотч). На строительство даётся 20 минут».

Ход игры: По сигналу ведущего начинается строительство. Вожатому важно отслеживать выполнение правил и особен- ности работы в командах для последующего анализа. После окончания строительства каждого сооружения проводится экскурсия по Городу, презентация каждого
сооружения.
После экскурсии проводится обсуждение:


    • как работалось в команде;




    • что было трудно, что легко;




    • как достигали взаимопонимания;




    • как рождались и воплощались идеи;




    • какие выводы вы сделали лично для себя.


Во время проведения игр на знакомство и сплочение вожа- тому необходимо изучить ребят, составить первичный психо- логический портрет каждого, определить проблемные точки в отряде. На основе этого станет возможным начать фор- мировать актив отряда, распределить «зоны деловой ответ- ственности» среди ребят, сформировать творческие группы, и далее проводить совместное планирование и организацию разнообразных мероприятий.

Как познакомить детей с лагерем?


Сначала важно познакомить детей с теми взрослыми, к кото- рым ребенок может обратиться при возникновении тех или иных трудностей, и с местами в лагере, где этих людей можно найти (директор лагеря, его заместители и помощники, стар- ший вожатый, психолог, руководители кружков, врач, сестра- хозяйка, электрик и др.).

Затем следует организовать знакомство детей с террито- рией лагеря и его основными площадями. Важно обратить их внимание на потенциально проблемные (опасные) места
в лагере и на прилегающих к нему территориях. Помогите де- тям научиться ориентироваться в пространстве лагеря, дайте информацию о том, как пользоваться предоставляемыми ла- герем условиями и услугами, обсудите правила совместной жизнедеятельности (режим дня, санитарно-гигиенические требования и пр.).

Формы знакомства с лагерем:


  • экскурсии по ла- герю;

  • игровые формы («разведка инте- ресных дел», со- ставление – кар- ты-схемы лагеря из всевозможных под-

ручных материалов, игры-квесты);


  • встречи с «нужными людьми»;




  • пресс-конференции с представителями администрации ла- геря, вожатыми;

  • презентации подразделений лагеря.

Какова роль лагерных традиций и законов?


В любом лагере есть сложившиеся традиции и законы, кото- рые особым образом почитаются и оберегаются. Их осозна- ние детьми служит основой сплочения коллектива.

Примерные законы лагеря:






    • Закон «Распорядок дня». Отряд живет и работает по про- грамме лагеря и режиму дня.

    • Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, со- держи личные вещи и полученное имущество лагеря в чисто- те и порядке.

    • Закон«Территория».Без разрешения не покидай лагерь.




    • Закон «Информации». Вожатый всегда должен быть ин- формирован о месте нахождения и занятиях вверенных ему детей.

    • Закон«Зелень».Ни одной сломанной ветки. Сохраним ла- герь зеленым!

    • Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, отно- сись с уважением к другим.

    • Закон«Ответственности».Ты всегда в ответе за свои по- ступки, поэтому поступай так, чтобы не стыдится.

    • Закон«Засвойотряд».Всегда и везде старайся стоять за честь отряда.

    • Закон«Правойруки».Если человек поднимает руку, ему не- обходимо сообщить что-то важное, поэтому каждому подняв- шему руку – слово!

    • Закон «00». Время дорого у нас – берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон «00».




  • Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!

  • Закон «Отвергаешь – предлагай, предлагаешь – действуй»! Если вам не нравится предложенная идея, не надо ее кри- тиковать. Нужно предложить свою, более правильную и кон- структивную.


Главным основанием действенности законов является акцент нанеукоснительноеихсоблюдениевсеми.Дети должны чет- ко понимать, что в лагере реализуется принцип «Единого пе- дагогического требования».
Результатом этапа «знакомства» является сформированное у детей чувство сопричастности к отряду и лагерю в целом. Если на первое работают практически любые мероприятия в
отряде и лагере, какого бы уровня они не были, то второму важно уделить особое внимание через организацию работы по изучению истории лагеря и ценностей его сегодняшнего дня.

Дляребятважнопониманиетого,чтокаждаясменавлагере начинается с самого первого дня, и это уже история лагеря, причем уникальная и неповторимая, и каждый из ребят –это ужеживаяиуникальнаястрокавэтойистории.

Что такое внутриотрядная рефлексия?




Рефлексия – это мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.

Интересно, что в детском лагере этот механизм приобрета- ет особое значение в формировании и развитии временного коллектива, становясь уже прерогативой не только отдельно- го ребенка, но и всего отряда.

Главными характеристиками отрядной рефлексии являются:


    • диалоговость;




    • ценность личности каждого;




    • осознание общности с другими.


Понятно, что внутриорядная рефлексия содержит в себе ис- ключительный педагогический потенциал, требующий акку- ратного и психологически безопасного применения.

Важно знать! Одной из ярких и педагогически эф- фективных форм внутрио- трядной рефлексии являет- ся «Огонек» или«Отрядная

свечка». И хотя задачи их проведе- ния бывают разнообразные и про- водятся они в разные периоды сме-

ны, это всегда особая форма