Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 599

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы

общения ребят внутри отряда, позволяющая каждому высказаться, поделиться своими мыс-
лями и переживаниями, а также научиться слушать, слышать и понимать другого.

«Огонек» проводится в спокойной и располагающей к раз- говору обстановке. Желательно наличие в эпицентре живого огня (костра или горящей свечи), все ребята и вожатые на- ходятся в кругу, благодаря чему достигается особый эмоцио- нальный настрой и доверительная атмосфера общения. Рас- положение в кругу по желанию, но так, чтобы все могли видеть лица и глаза каждого.


В зависимости от логики лагерной смены выделяют различ- ные виды «Огоньков» [24]:
Помни! Эффективность данной формы работы зависит от вы- полнения всеми участниками «Огонька» следующих правил:

  • создавать и поддерживать доброжелательную и довери- тельную атмосферу внутри отряда;

  • уважать личное и общее мнение (решения);




  • критиковать не с целью унижения, а с целью поиска лучшего решения;

  • избегать повышенных и оскорбительных тонов в разговоре;




    • не запрещать и не заставлять высказывать свое мнение;




    • все, что обсуждалось и о чем говорилось в рефлексивных разговорах, оставлять внутри отряда.




Период смены

Вид «Огонька»

Организационный период

«Огонек знакомства»

«Аналитический Огонек» первых дней смены

Основной период

«Огонек» анализа дня

«Огонек» анализа отрядного дела

«Огонек» анализа общелагерного дела

«Конфликтный Огонек»

«Тематический Огонек»

Итоговый период

«Огонек» анализа смены

«Прощальный огонек»



Как управлять временным детским коллективом?

На уровне отряда в руках вожатого сосредоточены все ле- гитимные инструменты и ресурсы, с помощью которых он может управлять временным детским коллективом: лич- ностные качества, межличностные отношения, материаль- ные возможности и др. Однако, опытными воспитателя- ми давно замечено, что брать на себя все нити правления в отряде дело крайне энергоемкое, «нерентабельное», педагогически неоправданное. Поэтому организация от- рядного самоуправления давно стала основой основ лю- бого лагеря.



Самоуправление решение отрядных вопросов их членами в рамках полномочий, делегированных вожатыми и другими руководителями. Опираясь на такое понимание феномена самоуправления в детском коллективе, становится очевид- ным его функциональное предназначение:

  1. Обеспечение нормальной работы коллектива, оптималь- ное решение повседневных задач с учетом интересов детей;

  2. Приобретение каждым ребенком знаний, умений и навыков управленческой деятельности.

Выделяют несколько видов отрядных органов детского само- управления:

  • дежурный командир, когда каждый ребенок один день ис- полняет руководящие обязанности;

командиротряда,которыйизбираетсяотрядомнавсюсмену;


  • бригадиры(наименование может быть разным), ребята, на- деляющиеся руководящими полномочиями по определенным направлениям жизнедеятельности (спортивное, художествен- но-оформительское, музыкальное, хозяйственное и т.д.);

  • чередованиепоручений, когда микрогруппам отряда на не- делю даются определенные задания в русле тех или иных на-



правлений деятельности отряда (спортивное, художествен- ное, музыкальное, хозяйственное и т.д.), а со следующей не- дели микрогруппы меняются этими направлениями;

    • фиксированныетворческиегруппы, формируются в связи с подготовкой конкретных дел, которые могут объединяться вокруг бригадиров или набираться им самостоятельно.

Формирование органов самоуправления в отряде происхо- дит на организационном сборе отряда в начале смены, где кроме закрепления норм и общих для всех правил жизни, осуществляются выборы органов самоуправления. Однако, в течение основного периода смены возможны «кадровые» перестановки.

Лидер в детском самоуправлении: кто он?


Важным этапом в развитии детского самоуправления являет- ся диагностика отряда на предмет выявления ребят с лидер- скими качествами.

Авторы книги «Мастерская вожатого» обращают внимание на то, что выяс- нить действительные возможности ли- дера значит, выяснить, как воспри- нимают его другие члены группы. Мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной, при опреде- ленных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, наоборот, снижаться.
Иногда понятие «лидер» может отождествляться с понятием

«авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер высту- пает как авторитет группы, но не всякий авторитет может быть лидером. Лидер должен организовать решение какой-либо задачи, авторитет такой функции не выполняет [18, с. 84–86].

Таким образом, лидер демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния
в решении задачи. Он выдвига- ется в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

В начале XX века американский социолог Э. Богардус пере- числил десятки качеств, которыми должен обладать лидер. Его соотечественник Р. Стогдилл в 1948 году, обобщив дан- ные многих исследований, назвал уже 124 черты лидерства!

Запомни! Основными лидерскими качествами совре- менного человека являются:






Лидерское качество


Практическое проявление

Компетентность

Знание того дела, которое требуется организовать

Активность

Умение действовать энергично, напористо при решении практических задач

Инициативность

Особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений

Общительность

Открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми



Продолжение табл.


Сообразительность

Способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное

Настойчивость

Проявление силы воли, упорство, умение доводить дело до конца

Самообладание

Способность контролировать свои чувства, своё поведение в сложных ситуациях

Работоспособность

Выносливость, способность вынести напряженную работу, длительное время не уставать

Наблюдательность

Умение увидеть, мимоходом отметить примечательное, сохранять в памяти детали

Самостоятельность

Независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задач, брать на себя ответственность

Организованность

Способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность

Умение подчиняться

Требуя подчинения от других, организатору необходимо уметь подчиняться своим руководителям

Объективная оценка

Умение отметить недостатки тех людей, которым вы симпатизируете,

и достоинства тех, к кому относитесь с предубеждением

Самокритика

Способность оценить объективно свою работу

Авторитетность

Уважительное отношение большинства группы


Существует ряд специальных приемов, игр, упражнений, ме- тодических рекомендаций, которые помогают определить лидеров в группе ребят, начать эффективно взаимодейство- вать с ними, а с их помощью и с группой в целом.

Примеры игр на выявление детей с лидерскими качествами:


«Веревочка»
Для проведения игры необходима прочная веревка со свя- занными концами, чтобы была возможность образовать коль- цо. Ребята берутся за веревку двумя руками. Вожатый дает задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая их и не выпуская веревку из рук, построить треугольник». Как правило, сначала возникает пауза, но затем кто-то из ребят начинает предлагать те или иные решения задачи, а затем и напрямую управлять всем процессом. После выполнения этого задания дается другое, например, построить квадрат, звезду, букву «М» и т.д.

«Карабас»



Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры:

«Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните борода- того Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Представьте, что теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «Ка-ра-бас» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы, не договариваясь, должны будете встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух ведущих. За- дача одного проводить игру, второго внимательно наблю- дать за поведением ребят.
Чаще всего первыми встают более общительные, стремящи- еся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала