Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 599
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
лями и переживаниями, а также научиться слушать, слышать и понимать другого.
«Огонек» проводится в спокойной и располагающей к раз- говору обстановке. Желательно наличие в эпицентре живого огня (костра или горящей свечи), все ребята и вожатые на- ходятся в кругу, благодаря чему достигается особый эмоцио- нальный настрой и доверительная атмосфера общения. Рас- положение в кругу по желанию, но так, чтобы все могли видеть лица и глаза каждого.
В зависимости от логики лагерной смены выделяют различ- ные виды «Огоньков» [24]:
Помни! Эффективность данной формы работы зависит от вы- полнения всеми участниками «Огонька» следующих правил:
-
создавать и поддерживать доброжелательную и довери- тельную атмосферу внутри отряда; -
уважать личное и общее мнение (решения);
-
критиковать не с целью унижения, а с целью поиска лучшего решения; -
избегать повышенных и оскорбительных тонов в разговоре;
-
не запрещать и не заставлять высказывать свое мнение;
-
все, что обсуждалось и о чем говорилось в рефлексивных разговорах, оставлять внутри отряда.
Период смены | Вид «Огонька» |
Организационный период | «Огонек знакомства» «Аналитический Огонек» первых дней смены |
Основной период | «Огонек» анализа дня «Огонек» анализа отрядного дела «Огонек» анализа общелагерного дела «Конфликтный Огонек» «Тематический Огонек» |
Итоговый период | «Огонек» анализа смены «Прощальный огонек» |
Как управлять временным детским коллективом?
На уровне отряда в руках вожатого сосредоточены все ле- гитимные инструменты и ресурсы, с помощью которых он может управлять временным детским коллективом: лич- ностные качества, межличностные отношения, материаль- ные возможности и др. Однако, опытными воспитателя- ми давно замечено, что брать на себя все нити правления в отряде – дело крайне энергоемкое, «нерентабельное», педагогически неоправданное. Поэтому организация от- рядного самоуправления давно стала основой основ лю- бого лагеря.
Самоуправление – решение отрядных вопросов их членами в рамках полномочий, делегированных вожатыми и другими руководителями. Опираясь на такое понимание феномена самоуправления в детском коллективе, становится очевид- ным его функциональное предназначение:
-
Обеспечение нормальной работы коллектива, оптималь- ное решение повседневных задач с учетом интересов детей; -
Приобретение каждым ребенком знаний, умений и навыков управленческой деятельности.
Выделяют несколько видов отрядных органов детского само- управления:
-
дежурный командир, когда каждый ребенок один день ис- полняет руководящие обязанности;
–командиротряда,которыйизбираетсяотрядомнавсюсмену;
-
бригадиры(наименование может быть разным), ребята, на- деляющиеся руководящими полномочиями по определенным направлениям жизнедеятельности (спортивное, художествен- но-оформительское, музыкальное, хозяйственное и т.д.); -
чередованиепоручений, когда микрогруппам отряда на не- делю даются определенные задания в русле тех или иных на-
правлений деятельности отряда (спортивное, художествен- ное, музыкальное, хозяйственное и т.д.), а со следующей не- дели микрогруппы меняются этими направлениями;
-
фиксированныетворческиегруппы, формируются в связи с подготовкой конкретных дел, которые могут объединяться вокруг бригадиров или набираться им самостоятельно.
Формирование органов самоуправления в отряде происхо- дит на организационном сборе отряда в начале смены, где кроме закрепления норм и общих для всех правил жизни, осуществляются выборы органов самоуправления. Однако, в течение основного периода смены возможны «кадровые» перестановки.
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
Важным этапом в развитии детского самоуправления являет- ся диагностика отряда на предмет выявления ребят с лидер- скими качествами.
Авторы книги «Мастерская вожатого» обращают внимание на то, что выяс- нить действительные возможности ли- дера – значит, выяснить, как воспри- нимают его другие члены группы. Мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной, при опреде- ленных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, наоборот, снижаться.
Иногда понятие «лидер» может отождествляться с понятием
«авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер высту- пает как авторитет группы, но не всякий авторитет может быть лидером. Лидер должен организовать решение какой-либо задачи, авторитет такой функции не выполняет [18, с. 84–86].
Таким образом, лидер демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния
в решении задачи. Он выдвига- ется в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.
В начале XX века американский социолог Э. Богардус пере- числил десятки качеств, которыми должен обладать лидер. Его соотечественник Р. Стогдилл в 1948 году, обобщив дан- ные многих исследований, назвал уже 124 черты лидерства!
Запомни! Основными лидерскими качествами совре- менного человека являются:
Лидерское качество | Практическое проявление |
Компетентность | Знание того дела, которое требуется организовать |
Активность | Умение действовать энергично, напористо при решении практических задач |
Инициативность | Особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений |
Общительность | Открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми |
Продолжение табл.
Сообразительность | Способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное |
Настойчивость | Проявление силы воли, упорство, умение доводить дело до конца |
Самообладание | Способность контролировать свои чувства, своё поведение в сложных ситуациях |
Работоспособность | Выносливость, способность вынести напряженную работу, длительное время не уставать |
Наблюдательность | Умение увидеть, мимоходом отметить примечательное, сохранять в памяти детали |
Самостоятельность | Независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задач, брать на себя ответственность |
Организованность | Способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность |
Умение подчиняться | Требуя подчинения от других, организатору необходимо уметь подчиняться своим руководителям |
Объективная оценка | Умение отметить недостатки тех людей, которым вы симпатизируете, и достоинства тех, к кому относитесь с предубеждением |
Самокритика | Способность оценить объективно свою работу |
Авторитетность | Уважительное отношение большинства группы |
Существует ряд специальных приемов, игр, упражнений, ме- тодических рекомендаций, которые помогают определить лидеров в группе ребят, начать эффективно взаимодейство- вать с ними, а с их помощью и с группой в целом.
Примеры игр на выявление детей с лидерскими качествами:
«Веревочка»
Для проведения игры необходима прочная веревка со свя- занными концами, чтобы была возможность образовать коль- цо. Ребята берутся за веревку двумя руками. Вожатый дает задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая их и не выпуская веревку из рук, построить треугольник». Как правило, сначала возникает пауза, но затем кто-то из ребят начинает предлагать те или иные решения задачи, а затем и напрямую управлять всем процессом. После выполнения этого задания дается другое, например, построить квадрат, звезду, букву «М» и т.д.
«Карабас»
Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры:
«Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните борода- того Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Представьте, что теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «Ка-ра-бас» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы, не договариваясь, должны будете встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».
В этом игровом тесте необходимо участие двух ведущих. За- дача одного – проводить игру, второго – внимательно наблю- дать за поведением ребят.
Чаще всего первыми встают более общительные, стремящи- еся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала