Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 590
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
«Я – лидер»
«Я – лидер» – вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на 2–3 равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас коман- ды будут выполнять задания после слова «Начали!». Выиграв- шей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполняет задание. Таким образом, деление ребят на коман- ды создает дух соревнования, который является немаловаж- ным для детей.
Ведущий. Первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Начали!
(Для выполнения этого задания всем членам команды необ- ходимо договориться. Именно эту функцию берет на себя че- ловек, стремящийся к лидерству.)
Ведущий. Второе задание. Здесь необходимо, чтобы (без предварительной договоренности) быстро встала половина команды. Начали!
(Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры
«Карабас»: встают самые активные участники группы, вклю- чая лидера.)
Ведущий.Третье задание. Сейчас все команды летят на кос- мическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, начали!
(Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.)
Ведущий
. Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только один трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. Начали!
(Проведя эту игру, можно увидеть наличие и состав микро- групп коллектива. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отвержен- ным».)
Предложенное количество номеров и комнат в них составле- но для команды из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то необходимо составить количество но- меров и комнат самим, но с тем условием, чтобы были трех- местные, двухместные и один одноместный номер.)
Эта методика дает довольно полную картину лидерства в кол- лективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплоче- ние коллектива.
«Большая семейная фотография»
Предлагается, чтобы ре- бята представили, что они все – большая се- мья, и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Не- обходимо выбрать «фото- графа», который должен расположить всю семью для фотографирования. Первым выбирается «де-
душка», который тоже начинает участвовать в расстановке семьи. Затем «бабушка» и т.д. Больше вожатому давать какие- либо установки не надо, дети сами должны решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый стоит и внимательно наблюдает за этой искромётной картиной. Роль «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять лидеры, впрочем, и другие «члены семьи»
могут принять участие в руководстве процессом. Ин- тересно наблюдать за распределением ролей, активностью- пассивностью при их выборе и выборе месторасположения. После распределения ролей и расстановки всех «членов се- мьи» «фотограф» громко считает до трех, и на счет «Три!» все дружно кричат «Сыр» и хлопают в ладоши. Весьма информа- тивна и «социометрична» сама итоговая «фотография» – по расположению ребят относительно центра и относительно друг друга можно определить лидеров, систему симпатий- антипатий, «выпавших» ребят, разные способности, общий эмоциональный фон и т.д.
Что такое самоорганизация и какова ее роль в формировании временного детского коллектива?
Самоорганизация – это «самопроизвольно протекающих процессов регулирования, в основе которых лежат обычаи, стереотипы, традиции, особенности лидерства, нормы не- формальных отношений, субъективные особенности и другие социально-психологические феномены» [20, с. 162].
В сфере самоорганизации отрядной жизни эффективны не- формальные санкции (как позитивные – похвала, повышение авторитетности, так и негативные – насмешки, ограничение взаимодействия, игнорирование), поэтому феномен отряд- ной самоорганизации может иметь как конструктивный, так и негативный характер. Учетииспользованиеконструктивно- гопотенциаласамоорганизацииребятпомогаетдостичьба- лансамеждууправлениемисамоуправлением,азначитпо- зволяетболееэффективноформировать
временныйдетский коллектив.
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
ПРОФИЛАКТИКА И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
В детском лагере возникает множество конфликтов, в кото- рые могут быть вовлечены как дети, так и взрослые. Вожатым необходимо уметь предупреждать и конструктивно разре- шать эти конфликты.
Важно знать! Конфликты в детском лагере, а также степень их напряженности зависят от разных факторов, в том числе от возрастных и индивидуально-психологических особенно- стей участников конфликта, опыта взаимодействия с другими людьми, уровня воспитанности и др.
Поскольку жизнь детей вла- гереимеетрядособенностей (нахождение вдали от семьи, плановость деятельности, новые требования и условия жизнедеятельности и т.п.), то и конфликты в детском лаге- ре будут отличаться от кон- фликтов в образовательном учреждении.
Дети, попадая в новые условия существования, должны бы- стро привыкнуть к четкому распорядку дня, новому быту и но- вому окружению. Некоторым детям бывает сложно быстро адаптироваться к новым условиям, у них могут возникнуть от- рицательные эмоции, появиться желание уехать из лагеря, ни с кем не общаться или наоборот проявлять агрессивное кон- фликтное взаимодействие с окружающими.
На таких детей вожатым необходимо обратить особое внима- ние, постараться их успокоить, снизить уровень тревожности, помочь включиться в жизнь коллектива.
Помни! Вожатые играют важную роль в том, как общаются дети в отряде