ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Режиссер, его место и значение в художественной самодеятельности

Формы эстрадного спектакля-концерта

О ритме номера и спектакля

1 См главу о конферансе.

Степени комического преувеличения и стили в репертуаре и исполнении

1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.

1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.

Музыка и танец в разговорных жанрах

Сценическое оформление

Художественное чтение

Бытовой рассказ

1 Цитируем по затки в в Яблонской Сб «о мастерстве художест­венного слова». Ленинградское отд вто, 1938, стр. 75—76.

Работа исполнителя над бытовым рассказом

Детские рассказы

Эстрадный фельетон

Музыкально-разговорные жанры. Музыкальный фельетон и мозайка

Частушка

Конферансье— ведущий—массовик

Элементы конферанса

Парный конферанс

Театрализованный нонфераис

Ведущий и массовик

Малая драматургия эстрады. Эстрадная реприза.

Трехминутка

Интермедии

Искусство клоунады'

1 Термин «клоунада» имеет два значения: им определяются в целом искусство цирковых комиков и одна из форм выступлений клоунов (то же, что антре).

Маска (образ) клоуна

Дрататургия клоунады

Цирковая реприза

Клоунская интермедия

Клоунское антре

Клоунада на эстраде

Эстрада для детей

1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.

Агитбригада вчера и сегодня

1 Слово «смычка» в то время применялось, как правило, для определе­ния экономических и иных взаимоотношений города с деревней.

Однако было бы неверно ориентировать ведущего только на такие формы выступлений, которые представляют собою как бы небольшие самостоятельные номера. Гораздо чаще ведущему приходится произносить короткие реплики и шутки. Для того чтобы развеселить зрителей, не всегда обязательно произносить несколько страниц текста или исполнять интер­медии. Как правило, между номерами для конферансье пре­доставляется очень мало времени, иначе конферанс будет вре­дить концерту. И ведущий должен уметь пользоваться неболь­шими репликами-шутками, или, как принято их называть на эстраде,— репризами.

Иногда -rarer вызывается тем, что ведущий рассказывает аудитории маленькую историю, которую в быту называют анекдотом. В принципе нельзя возражать против опубликова­ния подобных коротких историй. Но практика показала, что некоторые конферансье злоупотребляют анекдотами, расска­зывая их в излишнем количестве и в полном отрыве от ос­тального текста конферанса, что уже недопустимо. И в этом отношении конферансье должен очень тщательно продумы­вать свой репертуар.

Собственный номер ведущего. Обычно лребывание кон­ферансье на эстраде более пяти минут подряд нежелательно. Зрители никогда не могут отрешиться от мысли, что задача ведущего^— заполнить паузы между номерами^ *" Другое дело, когда ведущий объявит, что в данный момент эстрада принадлежит ему и что он прочтет стихи или рассказ, исполнит куплеты или песенку. Лучше всего сольное выступ­ление самого ведущего приурочить к такому моменту концер­та, когда для следующего номера нужны сложные приготов-ления: тогда не будет нежелательной паузы. А если сидящие в зале узнают, что пауза была неизбежна, то они будут бла­годарны ведущему за то, что он не дал им скучать. Как уже сказано, собственный номер поможет конферансье наладить столь необходимый контакт со зрительным залом.

Если зрители встречаются с данным исполнителем впер­вые, то чем скорее он покажет свое искусство, тем больше шансов у него получить признание со стороны аудитории.

Окончание концерта. Практика показала, что нельзя перед последним номером извещать публику о близком окончании концерта. Сделать так —значит лишить исполнителей последнего номера значительной части внимания со стороны аудито­рии: еще во время выступления артистов зрители начнут ду­мать обо всем том, что связано с уходом домой. Конферансье поэтому обязан ничем не обнаруживать, что объявляемый но­мер последний. Все его поведение и текст выступления перед заключительным номером должны закрепить у зрителей уверенность в том, что концерт будет продолжаться и дальше. Объявить об окончании концерта можно не раньше, чем все исполнители последнего номера покинут эстраду. Объяв­ление это должно быть короткимми выразительным.



Парный конферанс

Участие в концерте двух (реже — трех) исполнителей в качестве конферансье неизбежно требует четкого и занима­тельного решения игровых взаимоотношений между ними! (Ес­ли в ведении концерта участвует более трех человек, их вы­ступления уже нельзя строить только как конферанс: тут непременно возникает подобие пьеСы — обрамляющий сюжет.)

Как же строятся постоянные взаимоотношения участников такого дуэта? Яркий пример верного распределения обязанно­стей в парном конферансе мы находим в творчестве одного из лучших наших эстрадных артистов Льва Борисовича Мирова.

Некогда Миров начинал свою деятельность конферансье в паре с артистом Е. П. Дарским. Вскоре этот дуэт завоевал широкую популярность. Помимо одаренности исполнителей, причина успеха крылась в интересно задуманных и точно раз­работанных взаимоотношениях между ними. Дарский изобра­жал опытного и требовательного конферансье-профессионала, который все знает и все умеет; а Миров (который был значи­тельно моложе)—-нерасторопного ученика: он не может ни толково объявлять номера, ни занять внимание зрителей; не­смотря на поучения старшего товарища, все путает; говорит лишнее, например, раскрывает подробности личной жизни и взаимоотношений с партнером, которые неуместно оглашать...

Зрители старшего поколения и слушатели радиопрограмм без сомнения помнят до сих пор смешные и разнообразные по приемам и тематике интермедии/_Дарского и Мирова.

После смерти Дарского новым партнером Мирова стал мо­лодой артист Марк Новицкий. И взаимоотношения вновь воз­никшей пары строятся по-новому. Теперь руководитель и опыт­ный конферансье — Миров, а Новицкий — его почтительный ученик.

Однако поучения Мирова, его рацеи, монологи, афоризмы раскрывают не совсем благовидные принципы, которыми он руководствуется. А Новицкому они дают возможность деликатно, но вполне ощутимо для зрителей подчеркнуть ошибки своего учителя.

Приведенный случай дает наглядный урок того, сколь мно­гое зависит от правильного решения основных взаимоотноше­ний между исполнителями.

Столь же удачно (хоть в абсолютно ином ключе) найдены взаимоотношения в парах (Юрий Тимошенко — Ефим Березин, Герман Орлов — Вениамин" Нечаев и в некоторых других ду­этах.

Театрализованный нонфераис

Наиболее сложной, хотя и очень интересной формой веде­ния концерта или представления является групповой театра­лизованный конферанс, который строится на специальном, самостоятельном сюжете, перекликающемся с номерами кон­церта. Подобное решение дает возможность использовать в концерте (спектакле) многие средства драматургического ис­кусства, в частности, занимательный сквозной сюжет, объеди­няющий отдельные интермедии и различные сценические по­ложения. В развернутом театрализованном конферансе ис­пользуются и внешние приемы сценической выразительности: костюмы, бутафория, элементы декораций, гримы и прочее.


Однако для простого концерта все это чересчур сложно. Конферанс-пьеса заслонит собой номера концерта. Обычно эту форму ведения программы применяют для обрамления так называемых «обозрений».

К групповому театрализованному конферансу целесооб­разно прибегать и в тех случаях, когда речь идет о концерте больших ансамблей песни и пляски. Тогда коллективу участ­ников конферанса противостоит многочисленный хор или значительная танцевальная группа. Следует учесть также, что хоровые ансамбли дают обычно много серьезного вокального материала, поэтому для разрядки зрительского внимания здесь будут очень уместны веселые, умные интермедии.

Придумывая и монтируя интермедии театрализованного конферанса, необходимо учитывать, что сам по себе сквозной сюжет, как бы убедительно он ни обосновывал ход действия, может не вызвать особого интереса зрителей, если каждая из интермедий не будет злободневна и занимательна.

Особняком стоит вопрос о ведении тематических концер­тов, посвященных какой-нибудь значительной и дорогой для советского народа теме. В подобных концертах часто непри­емлем конферанс обычного типа с преобладанием в нем ко­мических реплик. В этих случаях в самой теме и ее материале следует искать возможность оригинального и целесообразно­го построения конферанса. Допустим, концерт посвящен дате, связанной с жизнью А. С. Пушкина. Все номера этого кон­церта в какой-то степени перекликаются с творчеством вели­кого поэта. Ведущие или ведущий могут выступать в образах пушкинских персонажей, или включить в текст конферанса отрывки из произведений Пушкина, или демонстрировать их на экране. Как всегда, и в подобных случаях очень многое зависит от творческой фантазии. Однако надо помнить, что средства театральной выразительности должны помогать вы­явлению основной темы вечера, а не затмевать ее. Развлека­тельность на таких вечерах неуместна.


Ведущий и массовик

В последнее время границы выступлений конферансье зна­чительно расширены. Например, в наших клубах установи­лась новая интересная традиция: ряд вечеров отводится под так называемый «устный журнал». На эти встречи пригла­шаются деятели политики, науки и техники, культуры, всех видов искусств, журналисты, новаторы производства, мо­дельеры. Успех такого вечера зависит во многом от того, на­сколько удачно выступит его ведущий. Например, в брошюре директора клуба московского завода «Станколит» Н. Вилен-ского «Хочу все знать», в частности, речь идет о том, что ор­ганизаторы клубного устного журнала значительной долей ус­пеха обязаны постоянной его ведущей — конферансье Мос­ковской государственной эстрады Т. Бобровой, которая всегда заблаговременно и тщательно готовите!! К"каждой своей встре­че с заводским зрителем.

Но этим далеко не исчерпываются новые формы работы конферансье. Сегодня можно говорить о том, что конферанс вышел за рамки эстрады — он используется в различных мас­совых мероприятиях в парках и дворцах культуры: карнава­лах, балах, новогодних елках, встречах Нового года в клу­бах, а также в праздниках и спектаклях на стадионах. Здесь надо не только вести концерт, но и руководить лотереей или конкурсом танцев, играми. Это требует совсем иной техники, иного репертуара со стороны ведущего. Доля импровизации возрастает в таких мероприятиях очень сильно. Значит, кон­ферансье должен позаботиться о своевременной подготовке анонсов и шуток для всех подобных развлечений.

Среди наших конферансье лучше других умел вести по­добные вечера один из старейших мастеров конферанса Михаил Наумович Гаркави. Ему были присущи и находчивость, и большой опыт в подобных делах. Дарование этого артиста по­зволяло ему с честью выходить из любых положений на чре­ватом неожиданностями массовом гулянии.

Но то, что для конферансье является только редким при­менением своих способностей, давно уже стало специальной профессией большого отряда культработников, которых у нас принято называть массовик, или затейник. Эта специ­альность сложилась за десятилетия. А ныне проводятся и совещания и соревнования массовиков даже при Министер­стве культуры СССР.

Массовик, которому надо овладеть вниманием большой аудитории безразлично где: в парке или в огромном Дворце культуры, в маленьком клубе или на открытой веранде дома отдыха,— обязан обладать и значительной эрудицией, и опы­том общения с массами, и быть знакомым с зачатками многих искусств (пение, танцы, художественное чтение, инструмен­тальная музыка). В сущности массовик должен сочетать в се­бе качества конферансье и художественного руководителя. Только вместо участников кружка, с которыми режиссер в самодеятельности занимается на многих репетициях, массо­вик вовлекает зрителей или отдыхающих в разнообразные игры и самодеятельные выступления тут же, сразу. Нелегкая задача!