ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Режиссер, его место и значение в художественной самодеятельности
Формы эстрадного спектакля-концерта
Степени комического преувеличения и стили в репертуаре и исполнении
1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.
1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.
Музыка и танец в разговорных жанрах
Работа исполнителя над бытовым рассказом
Музыкально-разговорные жанры. Музыкальный фельетон и мозайка
Малая драматургия эстрады. Эстрадная реприза.
1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.
Вечерком на горах всякое бывает: То баран, то ишак в гости забредает. Вдруг смотрю — человек. Что ж это такое? С ним отряд в сто солдат мою землю роет.
Подошел я к нему: — Ну-ка, документы! Дескать, кто? Дескать, что? Что за джентельмен ты?
А в ответ джентельмен так облаял Ноя: Дескать, хрыч, дескать, xpenl — ну и все такое.
После слов «Уберите фотоаппараты от советских рубежей» я переходил на мелодию чешской народной песни «Я не верю в чудеса»;
Нынче в Ноя и потопы
Верят только остолопы.
Слушай, Хам, слушай, Хам,
Мы не верим чепухам!
Шесть раз менялись мотивы и ритм, причем, конечно, все эти технические приемы имели не самоцельное значение, но помогали раскрыть то содержание, которое я старался вложить в исполняемые куплеты. Любой, даже самый эффектный словесный или актерский трюк, не помогающий раскрытию содержания, не может иметь настоящего успеха и, как я в этом множество раз убеждался, только мешает восприятию произведения»,— заключает Набатов1.
'Музыкальную мозаику наиболее удобно использовать в том случае, если намечено обозрение или пересказ сравнительно длинного сюжета. Но в репертуаре музыкально-разговорных жанров гораздо чаще встречаются вещи небольшого размера — здесь уместнее использовать одну-две мелодии.
Разнообразие форм в этом жанре очень велико. А если номер сопровождается танцами, которые тоже пародийны, то получается целая программа внутри одного номера.
Само собой разумеется, никто не запрещает исполнителю музыкально-разговорного номера пользоваться и прозаическими репликами, и забавным конферансом к своим номерам, и любыми другими приемами, способствующими лучшему восприятию программы. Например, выступления известных артистов А. Шурова и Н. Рыкунина, чаще всего занимающие целое отделение, а иногда и весь вечер, показывают большое разнообразие форм. Тут и пародии, и куплеты, и частушки,
'Илья Набатов. Заметки эстрадного сатирика. М, «Искусство». 1957, стр. 71—73.
и танцы, и мимические сценки, и инструментальная музыка, сопровождаемая неожиданными комическими эффектами. Реплики и диалог между этими артистами носят репризный характер. Причем здесь не соблюдаются обычные амплуа разговорного дуэта комика и резонера — оба делят между собой и смешные реплики, и необходимые пояснения по ходу номера.
Куплет
Куплет родился во Франции. Там и по сей день куплет есть форма народной песни. У нас этот термин приобрел двойное значение — это и строфа текста в песне и самостоятельная литературно-музыкальная (главным образом сатирическая) форма эстрадного выступления. Во втором случае куплет чаще всего сопровождается музыкой; однако и без аккомпанемента куплет не теряет своего смысла.
В песне обычно бывает от двух до пяти куплетов. Для эстрады необходим минимум в три сатирических куплета. На практике чаще всего исполняется один вводный куплет, затем три-четыре куплета на разные темы, а затем — куплет заключительный.
Стихотворное построение всех куплетов должно быть идентичным. Исключения допускаются только в том случае, когда они оправданы смыслом или если с их помощью создается комический эффект.
Существует два основных типа построения куплета.
Первый из них состоит в том, что в начале куплета излагается с известным преувеличением, с иронией, но в сущности достаточно точно какое-то явление, бытующее в действительности, а финал представляет собой вывод или предложение автора, якобы развивающие реальное положение дела, а на самом деле доводящие до абсурда противоречие, которое существует в жизни. Так, популярные во время революции 1905 года куплеты с удивительной лаконичностью сообщали очень многое в четырех строках:
По-французски — «ле савон»,
А по-русски — мыло.
По-французски — «милль пардон!» (тысяча извинений),
А по-русски — в рыло!
По-французски — «парлеман» (парламент), А по-русски — шайка! По-французски — «либертэ» (свобода), А у нас — нагайка!.
Надо сказать, что это были на редкость удачные куплеты, которые метко ударяли по произволу царских властей.
Второй тип построения куплета состоит в том, -что в нем излагается нечто, по сути являющееся гиперболой по отношению к реальности. Допустим, куплетист хочет осудить казнокрадство— и в куплете речь идет о том, что казнокрады разграбили государственный мага'зин до такой степени, что не осталось ни крыши, ни окон, ни дверей. Слушатели (зрители) охотно примут гиперболу, ибо им известно истинное положение вещей: да, казнокрады существуют, и, если с ними не бороться, бни способны разворовать все. Для сатирического отображения неважно, что на деле нельзя разворовать магазин так, как это описано в куплете,— тут важна правильная тенденция в оценке положения. И если зерно в нашей гиперболе верное, нет надобности в комической антитезе или каких-либо дополнениях: все ясно само собой.
Иногда сатирический удар куплета переносится в его припев или рефрен.
Если в песне периодически повторяется одна или несколько строчек, их обычно называют припевом. Когда же припев, то есть повторяющиеся строчки или слова в конце каждого куплета, несут особую смысловую нагрузку — сатирическую или драматическую, его принято у нас определять как рефрен.
Технику и возможности рефрена особенно легко проследить на примерах песен Беранже. Беранже самую песню строил так, чтобы она помогала играть рефрену. И в некоторых его стихотворениях рефрен оборачивается иным смыслом по нескольку раз — в конце каждого куплета.
Вот пример:
Я всей душой к жене привязан: Я в люди вышел ,..Да чего! — Я дружбой графа ей обязан. Легко ли,— графа самого! Делами царства управляя, Он к нам заходит, как к родным. Какое счастье! Честь какая! Ведь я — червяк в сравнены) с ним! В сравненьи с ним.
И после пяти куплетов заключительная строфа звучит так:
А как он мил, когда он в духе! Ведь я за рюмкою вина Хватил однажды: «Ходят слухи... Что будто, граф... моя жена.., Граф,— говорю,— приобретая... Трудясь... я должен быть слепым .» Да ослепит и честь такая! Ведь я червяк в сравненьи с ним! В сравненьи с ним.
С лицом таким,— С его сиятельством самим!1
Как известно, русские поэты-сатирики прогрессивного направления, группировавшиеся вокруг сатирического журнала «Искра» (60-е годы XIX века), продолжили традиции демократического куплета Беранже. Они отлично переводили стихи французского поэта и писали сами. Знаменитое стихотворение Василия Курочкина «Тик-так» написано в форме куплетов. В нем трактуется важная прогрессивная тема: время работает против царя, дворянства и буржуазии. Ход времени символически передан подражанием тиканью часов.
.. По-прежнему исправно Кружась, как белка в колесе, Вдруг слышать явственно недавно Тик-так, тик-так мы стали все. Мы маршируем, пляшем, пишем, Дни корогаем кое-как, А ночью все с тоскою слышим: Тик-так! Тик-так!
И далее:
...Чертог твой, вижу, изукрашен, Делами предков, гордый муж! Ты вчуже для меня был страшен, Владея тысячами душ. Ты грезишь в сумраке со страхом, Что всех людей твоих, собак Уносит время с каждым взмахом — Тик-так! Тик-так!
Я вижу, канцелярский гений, Твой кабинет, и труд ночной, И ряд твоих соображений, Где распустить, где крикнуть: «Стой!» Но тщетны мудрые уловки! Ты стал бледней своих бумаг, Услышав стук, без остановкиз Тик-так! Тик-так!
И финальный куплет:
...Мы слышим в звуках, всем понятных, Закон явлений мировых: В природе нет шагов попятных, Нет остановок никаких! Мужайся, молодое племя! В сиянье дня исчезнет мрак. Тебе подсказывает время: Тик-так! Тик-так!2
1 ПьерЖан Беранже. Избранные песни. М., Гослитиздат, 1953. «Знатный приятель» — стр. 10. Переводы поэта Василия Курочкина.
2 Василий Курочки н. Стихотворения, статьи, фельетоны, М., ГИХЛ, 1957, стр. 172—174.
На эстраде и в прошлом и теперь уделяется особое внимание рефрену, ибо хорошо найденный рефрен сам по себе способен создать успех куплетам. В качестве рефренов употребляются иногда заведомые прозаизмы1 — речения, бытующие в языке, неологизмы, связанные со злобою дня или определяющие какое-нибудь новое понятие, возникшее в действительности недавно.
Хороши также в качестве рефренов цитаты из популярных стихов или песен; одна цитата на все куплеты или несколько цитат, меняющихся в зависимости от содержания данного куплета.
В качестве рефрена иногда используются междометия {«ой», «ах», «уфф», «трах», «раз» и т. д.).
Рефрен может представлять собой небольшой повторяющийся диалог, особенно если куплеты исполняются двумя-тремя артистами. В одном из спектаклей-шуток («капустников») Ленинградского дома актера ВТО был такой рефрен в форме диалога:
-
А как у вас дела насчет картошки'
-
Насчет картошки?
-
Насчет картошки!
-
Она уж поднимается на ножки.
-
Уже на ножки?.. Я рад за вас!
Разумеется, этот рефрен — пародийный, он высмеивает бессмысленность дурного эстрадного репертуара. Но он интересен как прием.
Вот удачный рефрен из эстрадного репертуара:
Сказать, что взятка — это чересчур, Сказать, подарок — слишком деликатно.,
Назвать нахальством — это чересчур, Сказать, нескромность — слишком деликатно2.
Бывают рефрены, которые выражены не словами, а музыкой. Например, вместо словесного рефрена может трубить рожок, и эти звуки будут означать то уход поезда, то хищение (дескать, товары-то ту-ту!), то арест преступника. Возможен рефрен в виде свиста, игры на фаготе, саксофоне и других инструментах.
Известная пара музыкальных клоунов Бим и Бом в течение полувека пользовались рефреном, исполнявшимся на трубе (у Бима) и на барабане (у Бома).
Существуют рефрены и в виде танца, одного или несколь-
1 Прозаизм — термин, означающий, что в стихи вкралось слово или выражение, выпадающее из поэтического стиля.
2 Авторы А. Арго и Н. Адуев.
ких. Танец может носить характер отражения бытовых явлений: мол, так вот танцует такой-то персонаж, а этак—другой.
Возможны и чисто пантомимические рефрены; рефрены, построенные по методу игры с воображаемыми предметами. А иногда для рефрена достаточно встать в определенную позу. Интересную смысловую нагрузку способен нести рефрен в виде жестов — одного или нескольких, повторяющихся или разнообразных.
Авторы В. Медведев и В. Брагин как-то написали куплеты, в которых рефреном были позы исполнителей, означающие пооекты памятников героям только что спетого куплета. И поводы поставить памятник и сами позы «статуй» разработаны были сатирически.
Возможны акробатические рефрены. В трюки внести известный смысл не так уж трудно. Например, автор куплета желает сказать, что где-то дела идут кувырком. И вот вместо произнесения этого слова исполнитель совершает кульбит...1
Как в манере построения куплетов, так и в способах их подачи возможны вариации — от тонкой иронии до буффонного стиля.
Работа режиссера, как и во всех разговорных жанрах, в куплетном номере начинается с тщательной разработки текста. Нужно учитывать, что в куплетах иногда даже значительная часть текста (не говоря уже о рефрене и предре-френных словах) повторяется несколько раз, поэтому здесь особенно необходимо постараться как-то разнообразить все последующие повторения: интонационно, мимически, жестами, доступными аксессуарами.
Как и всякий эстрадный номер, куплеты выигрывают, если их исполнение соответствующим образом оформлено световыми эффектами, музыкальным сопровождением, декоративными деталями и театрализацией костюмов исполнителей. Известный артист эстрады Афанасий Белов (в прошлом конферансье) исполняет куплеты в пародийном костюме лихого куплетиста из шантана начала нашего века. Этот костюм состоит из соломенной шляпы (канотье) с широчайшей черной лентой в белых «мушках», палевых штанов, ярко раскрашенного пиджачка и кричащего галстука «бабочка». Все это дает артисту возможность вести себя на сцене более свободно, чем позволил бы ему современный концертный костюм. Разумеется, при таком оформлении требуется соответствующий текст.
Словом, возможностей у куплетистов очень много.
Кульбит — кувырок с прыжком в акробатике.