Файл: Введение в гендерные исследования_Жеребкина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2024

Просмотров: 2092

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Фонда Дж. Д. И к. Т. Макартуров в рамках проекта хцги «Университетская сеть по гендерным исследованиям для стран бывшего ссср»

Ihtik.Lib.Ru

9 Гендерная проблематика в психологии

1. Возникновение и развитие женских исследований

2. Возникновение и развитие гендерных исследований

Степень магистра искусств по программе «Гендер, литература и современность» (одновременно со степенью по английскому языку)

Феминистская теория 90-х годов:

2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности

3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер

3. Женская сексуальность в феминистской теории

1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ

4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма

1. Новое женское движение

2. Женщины в традиционной политической теории

3. Феминистская методология в политической теории

4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории

5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма

6. Политические требования феминизма

7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы

1. Пол и политика: постановка проблемы

2. Капилляры власти: методологические предпосылки возникновения современной политической теории феминизма

3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер

4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер

5. Значение и проблематичность аргументации «конкретной морали» в феминистской политической теории Шейлы Бенхабиб

6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе

1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика

2. Теоретические основания

3. Основные положения

2) Задачи конструктивистского анализа

4. Заключение

1. Феминистская критика социологической эпистемологии

1) Понятие феминистской эпистемологии

2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания

3) Субъект познания: феминистские интерпретации

4) Объект познания: феминистские интерпретации

5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации

2. Альтернативные эпистемологии

1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии

3) Феминистский позиционный подход

5) Постмодернистская феминистская эпистемология

3. Методы феминистского исследования

4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений

3. Феминистский подход к интерпретации

1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования

2. Проблема выбора метода

1) Партийность, ангажированность и «частичная идентификация» как методологические стратегии: проблемы и противоречия

2) «Взгляд снизу»

3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»

4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей

3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы

4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях

1) Биографическое исследование

4) Анализ и интерпретация изображений

6) Психоаналитическая интерпретация текста

9) Анализ языка тела

5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии

1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли

2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики

3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики

4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики

5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины

1. Введение: гендерная методология в истории

2. «Ее история»: рождение исторической феминологии

3. Что такое историческая феминология?

4. Чего достигла историческая феминология?

5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории

6. От «истории женщин» к «гендерной истории»

7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»

8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»

9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов

1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии

2. Пол (гендер) и мозг человека

3. Гендерные различия в когнитивной сфере

4. Тендер и эмоции

5. Гендерные роли

6. Гендерная идентификация

7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки

8. Феминистская психология

9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии

70 Гапова е., Усманова а. Предисловие // Антология гендерной теории / Сост. Гапова е., Усманова а. Минск: Пропилеи, 2000. С. 7-11.

71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.

72 Синельников а. Паника. Террор. Кризис. Анатомия маскулинности // Гендерные исследования. 1998, №1. С. 211-227.

1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения

2. Фрейдовская теория гендера

3. Феминистская критика Фрейда

4. «Жак Лакан: феминистское введение»

1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности

5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления

1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа

1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии

2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид

3. Тезис «знание-власть» в антропологии

4. Основные положения феминистского проекта в антропологии

5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер

6. Феминистская критика антропологии

1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии

2. Гендерная проблематика в античной философии: формирование мизогинистского мышления в философии Платона и Аристотеля

3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья

4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации

2) Кант о различии мужского и женского разума

5. «Эпоха чувственности». Метафизическое оборачивание: новая концепция женского в философии романтизма

6. Женское/телесное в философии Ницше

7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского

8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса

2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм

3. Культурология и/или «культурные исследования»

4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»

5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях

6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций

2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре

7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии

2. Женщины и искусство: политики репрезентации

1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства

2. Основные положения феминистской

3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики

4. Основные темы феминистской критики искусства

5. Женская сексуальность в искусстве: кто сказал, что «визуальное искусство предназначено для наслаждения»?

6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации

7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства

1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма

2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма

3. Основные концепции и направления

4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований

1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии

2. Возникновение феминистской лингвистики

3. Теоретические основы феминистской лингвистики

4. Основные течения в феминистской лингвистике

5. Грамматическая категория рода и проблема референции

6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики

8. Теория двух культур д. Таннен

9. Феминистское планирование и

10. Значение феминистской лингвистики для языкознания

1. Введение: понятие феминистской литературной критики

2. Понятие женской литературы

2) Женско-центрированная литература: «время невинности»

3. Понятие «женского чтения»

1) Основные положения теории «женского чтения»

2) Критика теорий «женского чтения»

4. Понятие «женского письма»

1) Основные положения теории «женского письма»

5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»

6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы

1. «Кризис маскулинности» и мужские движения

2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности

1) Биолого-эволюционный подход

4) От мужских ролей к гендерным идентичностям

3. Маскулинность как история

4. Заключение

1. Права женщин в контексте прав человека

2. Право женщин на жизнь, здоровье,

3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути

4. Права женщин в экономической и социальной сферах

5. Политические права женщин

6. Заключение

Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма

1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности

3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша

4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша

5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша

6. Проблема сексуальности и

1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика

2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции

3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения

7. Значение темы насилия для теории и

1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша

8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»

9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша

10. Заключение: значение женского

2. Женское движение в сравнительной перспективе: особенности коллективного действия и структуры политических возможностей

3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии

4. Влияние движения на политику

Об авторах

Директор издательства:

Главный редактор:

«Алетейя»:

Для получения книг почтой заказы направляйте по адресу:

199034: Санкт-Петербург,

191866, Санкт-Петербург,

51 Его развитие связано с работами: P. Mayring, Einfiihrung in die qualitative Sozialforschung. Eine Einleitung zu qualitativen Denken (Miinchen: Psychologic Verlags Union, 1990).

J. Ritsert, Inhaltsanalyse und Ideologiekritik. Ein Versuch ueber kritische Sozialforschung (Frankfurt\Main: Athenaum, 1972).

S.P. Ballstaedt, H. Mandl, et al., Texte verstehen, Texte gestalten (Miinchen: Urban & Schwarzenberg, 1981).

К Merten, Inhaltsanalyse. Einfiihrung in Theorie, Methode, Praxis (Opladen: Westdeutscher Verlag, 1983).

222

целью анализа: сам текст, автор текста, соответствующая сфера объекта, группа лиц или предмет с его социокультурным подтекстом. Поэтому обобщенная модель содержательного анализа имеет три варианта: обобщающий, объясняющий и структурирующий содержательный анализ.

Обобщающий содержательный анализ.

Здесь представлена попытка редукции материала, сохраняющей основное содержание, она сопряжена с созданием краткого обзорного текста. Среди методических правил-шагов обобщающего анализа: парафразирование, генерализация на абстрактном уровне, редукция.

Объясняющий содержательный анализ.

В отличие от предыдущего он направлен на поиск дополнительного материала для понимания и объяснения отдельных неясных частей текста (понятий, предложений...). Основная мысль — систематизированный, контролируемый сбор объясняющего материала. При этом различают анализ узкого контекста, который соотносим только с прямым полем текста, и анализ широкого контекста (информация о коммуникаторе, предмете, социокультурном подтексте, целевой группе и т. д.).

Структурирующий содержательный анализ.

Он имеет целью отфильтровать определенные аспекты материала и по предварительно установленным критериям осуществить «срез» материала или оценить его по этим критериям (формальным, содержательным, типизирующим, шкалирующим). Благодаря формулировке дефиниций, типичных текстуальных пассажей и правил кодировки возникает лейтмотив кодировки, который уточняет структурирующий анализ. Подробнее о технике кодировки в качественном исследовании см. Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях.52


4) Анализ и интерпретация изображений

Социологическое понимание изображения построено таким образом, чтобы герменевтическими и семиотическими средствами расшифровать содержание социальных значений и смыслов

52 Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях. Материалы семинаров \ Под ред. М. Малышевой. М.: МЦГИ, 1997.

223

в их визуальной символике.53Метод понимания изображения должен быть адекватен своему предмету, который характеризуется с одной стороны отображением, с другой — содержательным посланием. Отображение — репродукция данного, но произвольный механизм репрезентации может скрывать идеологический посыл, что придает двойственность изображению. Символически материализованные репрезентации исследуются социологией как часть репрезентационной системы, интерпрета-тивного порядка общества. В центре анализа, словами Т. Адорно, — шифры социального содержания.

Методика интерпретации изображения строится в соответствии с логикой картины и может быть аналогична секвенцио-нальному анализу в объективной герменевтике. При этом не-вербальность картины выступает составной частью интерсубъективно связанной практики понимания. Например, рекламные изображения построены в русле однолинейной интенции сообщения с использованием инсценировок, смысл которых — вводить в соблазн и легкое заблуждение: товар чудесен, дешев, доступен, безопасен и лучше, чем у конкурентов. Социально-прикладное исследование ставит задачей раскрытие механизмов такого введения в заблуждение в виду его управления поведением, ценностями, мотивацией и т. д. Познавательно-теоретический вопрос можно было бы сформулировать следующим образом: как рекламные инсценировки коллективного символического содержания обслуживают объективную культуру и при этом меняют принятые толкования, обеспечивая культурную последовательность?

Социальная практика коммуникации в отношении визуализации структурирована трижды:

  • в посыле изображения как триаде значения, смысла и символа,

  • в производителях посыла,

  • в адресатах посыла.

Таким образом, речь идет о том, что собой представляет символика изображения как носителя социальных значений и смыс-

53 S. Muller-Dohm, «Bildinterpretation als strukturel-hermeneutische Symbolanalyse», in R. Hitzler, A. Honer, (Hrsg), Sozialwissenschaftliche Hermeneutik (Opladen: Leske&Budrich, 1997): 81-108.


224

лов, а также механизмы визуальных практик инсценирования. Известна формула Ласуэла: «Who says what to whom with what effect?» («Кто говорит, что, кому и с какими последствиями?»).

В посыле изображения значение изображений концептуализируется в свою очередь в трех измерениях культурных объективаций: 1) то, что мыслилось визуальными средствами автором изображения, 2) коммуникативные средства, нашедшие применение в фактически изображенном, 3) соотнесенность с культурно отыгранным взглядом: узнаваемость привычного с нормативной дельтой отклонения.

Методический подход к анализу изображения также состоит из трех фаз: описания видимых данных,разделения их на структурные элементы во взаимоотношениях и поискзначения взаимосвязи текста и изображения в определенном социально-историческом контексте. Этому членению фаз анализа соответствуют и три фазы интерпретации: 1) дескрипция, вербальное парафразирование текстовых и изобразительных посылов, 2) акрибическая реконструкция, анализ значений символического содержания текстовых и изобразительных материалов и 3) социо-культурная интерпретация. Логика интерпретации следует путем «от края к середине»: сначала реконструируются относительные взаимосвязи, в формах которых выражены социальные феномены, а затем воссоздаются их значения как функции определенного символического порядка. Значения т. о. возникают из ответа на вопрос как? из языка формы.

Символическое содержание текстового и изобразительного посыла верифицируется тем, что все отдельные элементы посыла сначала формально изолируются, чтобы затем сопоставить их во взаимоотношениях, т. е. следует принципам последовательной герменевтической интерпретации. При этом принципиально различаются:

• в посыле изображения: перцептивный не-кодированный по сыл и кодированный изобразительный посыл (в смысле симво лического посыла Барта);

• в посыле текста: денотативное значение (используемый смысл), commonsenseповседневного сознания, и коннотативное значение, которое трансформирует посыл денотативного значения в едини цу культурного дискурса.

225

Для прикладного анализа отдельных случаев рекомендуется выработка лейтмотива, который структурирует все три фазы анализа: дескрипцию, реконструкцию и интерпретацию.

Дескрипция:

  • точное описание отдельных элементов изображения, например, изображенных лиц, окружения объектов, а также сценических элементов,

  • точная передача цветов, их нюансов, контрастов цвета, а также перспективы и планиметрии изображения (на переднем плане, на заднем, в центре),

  • точное обозначение ценности места и объема текста и изображения, а также их пространственные и графические взаимоотношения,

  • вербализация эстетических элементов, например, способ производства изображения, использованные стилевые моменты, графические и фотографические практики, например, освещение.


Реконструкция:

  • сначала текст и изображение разделяются, чтобы отдельно обыграть их значения на предмет совпадения или различия; это интерпретативное обыгрывание посылов текста и изображения призвано раскрыть их символическое содержание и, тем самым, герменевтически («целое определяет детали») приближает к латентной символической структуре,

  • одновременно это и анализ формы, элементов формы текста и изображения, ведущий к реконструкции культурного ко-тек-ста.

Социально-культурная интерпретация:

  • заключается в формулировании символического и смыслового содержания уплотненных толкований изображения и текста,

  • здесь реконструируется символическое содержание значений как культурных смысловых образцов.

5) Анализ фото- и фильмоматериалов

Анализ фото- и фильмоматериалов следует тем же герменевтическим принципам интерпретации изображения. И здесь

226

известен ряд противоположных позиций, отражающих отношение к фотографии как источнику качественной информации:

  • с одной стороны, интерпретация фото означает редуцирование к языку (Барт), с другой, утверждается самостоятельность фотографии благодаря запечатленному чувственному опыту (Арнхайм),

  • с одной стороны, фотографии вменяется статичное схватывание момента, с другой, утверждается, что динамика конституирует себя через указание на отраженное действие и, соответственно, через структурированный временем процесс восприятия,

  • с одной стороны, фотография — ряд отражений коллективных поведенческих форм (Бурдье), с другой, — это рефлексивное средство коммуникации (Арнхайм).

В чем сходятся многие исследователи, так это в общей позиции, согласно которой фотография конституирует собственную субъективную реальность, в интерпретации которой проблема показывания (место камеры, выбор кадра, перспектива, продолжительность экспозиции, монтаж и т. д.) и понимания (я принимаю решение, прежде чем включить камеру) неразделимы.

Неизбежное объективирование субъектов в процессе фотографирования служит целям фотографического типизирования.54В культурной и социальной антропологии отрефлексирован ряд приемов, которые служат этической компенсацией подобного объективирования. Речь идет прежде всего о так называемой эмической точке отсчета (термин К. Л. Пике), которая сопровождает изображение социокультурных феноменов на основе процессов понимания между исследователями и обследуемыми, фотографирующими и фотографируемыми. В этом же ряду — отказ от комментария как культурно-антропологическая практика при изображении чужих культур, психо-социальная диспозиция (стиль фильма, фотоматериалов, приближенный к культурному хабитусу объектов исследования), введение внутреннего комментария как род культурного вмешательства/интервенции и создание иного стиля коммуникации.


54 W, Petermann, «Fotographie und Filmanalyse», inU. Flick, ed., etal., Handbuch Qualitative Sozialforschung (Weinheim: Beltz Psychologie Verlags Union, 1995): 228-231, S. 230.

227

В социально ориентированном анализе фотографий широко используются принципы нарративного секвенционального анализа. В таком случае методическая картина будет следующей:

  1. Фиксируется процесс восприятия как последовательность воспринимаемых изобразительных элементов.

  2. Затем следует формальное описание света/тени, цветов, величины, положения, переднего/заднего плана, центра/перспективы, вещей, фигур, сценических элементов, действий, композиции, изобразительности.

  3. Затем выдвигаются гипотезы (как конструкции взаимосвязи) к локальному, временному, тематическому и интерактивно-биографическому контексту.

  4. После этого формулируются гипотезы относительно фотожанра, а также причин возникновения, сохранения и использования этой фотографии.

С помощью абдуктивного вывода гипотезы проверяются, подтверждаются или отбрасываются. Для объяснения изолированных изобразительных элементов подбираются возможные контексты. Из этих мыслимых контекстов дедуцируются следствия, которые в свою очередь проверяются на первичном случае. Поэтому очень важно в самом начале секвенцировать фотографию, зафиксировать последовательность восприятия, поскольку впоследствии на этой последовательности будет строиться процесс выдвижения гипотез.