ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 2116
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Возникновение и развитие женских исследований
2. Возникновение и развитие гендерных исследований
Феминистская теория 90-х годов:
2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
3. Женская сексуальность в феминистской теории
1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
2. Женщины в традиционной политической теории
3. Феминистская методология в политической теории
4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории
5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма
6. Политические требования феминизма
7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
1. Пол и политика: постановка проблемы
3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер
4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика
2) Задачи конструктивистского анализа
1. Феминистская критика социологической эпистемологии
1) Понятие феминистской эпистемологии
2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания
3) Субъект познания: феминистские интерпретации
4) Объект познания: феминистские интерпретации
5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
2. Альтернативные эпистемологии
1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
3) Феминистский позиционный подход
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
3. Методы феминистского исследования
4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования
3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»
4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей
3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы
4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях
1) Биографическое исследование
4) Анализ и интерпретация изображений
6) Психоаналитическая интерпретация текста
5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики
3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики
5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
1. Введение: гендерная методология в истории
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
3. Что такое историческая феминология?
4. Чего достигла историческая феминология?
5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории
6. От «истории женщин» к «гендерной истории»
7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»
9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии
2. Пол (гендер) и мозг человека
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.
1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
3. Феминистская критика Фрейда
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления
1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид
3. Тезис «знание-власть» в антропологии
4. Основные положения феминистского проекта в антропологии
5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер
6. Феминистская критика антропологии
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии
3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья
4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации
2) Кант о различии мужского и женского разума
6. Женское/телесное в философии Ницше
7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса
2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
3. Культурология и/или «культурные исследования»
4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях
6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций
2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство: политики репрезентации
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства
2. Основные положения феминистской
3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
4. Основные темы феминистской критики искусства
6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации
7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
3. Основные концепции и направления
4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
2. Возникновение феминистской лингвистики
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
4. Основные течения в феминистской лингвистике
5. Грамматическая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
8. Теория двух культур д. Таннен
9. Феминистское планирование и
10. Значение феминистской лингвистики для языкознания
1. Введение: понятие феминистской литературной критики
2) Женско-центрированная литература: «время невинности»
1) Основные положения теории «женского чтения»
2) Критика теорий «женского чтения»
1) Основные положения теории «женского письма»
5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»
6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения
2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
1) Биолого-эволюционный подход
4) От мужских ролей к гендерным идентичностям
1. Права женщин в контексте прав человека
2. Право женщин на жизнь, здоровье,
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
7. Значение темы насилия для теории и
1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша
8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»
9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша
10. Заключение: значение женского
3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии
4. Влияние движения на политику
Следующим шагом было представление о гендере как о схеме или концепте, введенном культурой и определяемом как аффективно-когнитивная структура, которая создана для упорядочивания индивидуального опыта и организации человеком своего поведения. Все больше и больше гендер стал пониматься как социальная категория, причем к нему стали подходить как процессу, динамической и ситуационно детерминированной характеристике, а не как к некой статичной черте или качеству. Здесь можно легко провести параллель с социологическими теориями социального конструктивизма и понятием«doing gender». И в настоящее время все больше психологов, занимающихся гендерной проблематикой, рассматривают гендер как категорию социальную.
В целом гендерных исследований в психологии стало значительно больше, однако распределены они неравномерно: в одних областях психологии их больше, в других — меньше. В то же время они затронули практически все основные области психологической науки: когнитивную сферу, эмоциональную, проблемы социализации, межличностных взаимодействий и социальных отношений. Рассмотрим более подробно каждую из них.
314
2. Пол (гендер) и мозг человека
Как уже отмечалось выше, психология начала свое движение по пути гендерных исследований с постановки проблемы индивидуальных и половых различий. Понятие гендера как социального или социокультурного пола вошло в нее значительно позже, в конце 60-х — начале 70-х годов. В русле рассмотрения половых различий одной из наиболее, как казалось, явно сформулированных проблем явилась проблема половых различий в организации мозга. Одни авторы убеждены в реальности существования половых различий, другие проявляют в этом вопросе определенную осторожность, что стимулирует и одних, и других к проведению тщательных клинических, электрофизиологических и других исследований и к применению разнообразных методических подходов. Так, некоторые утверждают, что лево-руких больше среди мужчин, другие — что среди женщин.
О несходствах асимметрий мозга у мужчин и женщин пишут Спрингер С. и Дейч Г. в своей монографии Левый мозг, правый мозг.1 Согласно их данным, у мужчин более уязвимо доминантное полушарие мозга и чаще встречаются психические нарушения, зависящие от поражения этого полушария. Так, считается, что мужчинам более свойственен аутизм. У женщин чаще возникают поражения недоминантного полушария и соответствующие изменения психики, особенно аффективные нарушения.2
Есть данные о том, что достаточно отчетливо половые особенности выражены у детей. По-видимому, в онтогенезе у девочек быстрее развивается левое полушарие и аналитический стиль мышления, у мальчиков — правое полушарие и образное мышление.3У мальчиков уже к 6-летнему возрасту правое полушарие специализируется в формировании пространственных представлений и воображения. Мальчики лучше, чем девочки, ори-
1 Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: «Мир», 1983.
2 P. Flor-Henry, «Schizophrenic-like reactions and affective psychoses associated with temporal lobe epilepsy: etiological factors», American Journal of Psychiatry, 1969, 26:400-403.
3 Коновалов В.Ф., Бурковецкая Ж.Н. О функциональной асимметрии го ловного мозга детей 6-7 лет // Физиология человека, 1979. Т.5, №5. С.
771-775.
315
ентируются в пространстве. В возрасте 7—8 лет они успешнее решают наглядные, а девочки — словесные задания.4
Что касается взрослых, то здесь мнения разделились. Однако большинство авторов склонно признавать меньшую выраженность функциональной асимметрии мозга (ФАМ) у женщин. В исследованиях Коновалова В.Ф. и Отмаховой Н.А. показано, что специализация правого полушария у мужчин и женщин различна.5Большинство работ, существующих в настоящее время и посвященных вопросу половых различий в ФАМ, свидетельствуют о том, что половые различия существуют в распределении вербальных и пространственных функций между полушариями.6Есть данные о том, что женщины превосходят мужчин в тех областях, в которых прежде всего требуется знание языка, а мужчины превосходят женщин в решении задач пространственного характера.7
Существуют и различия между мужчинами и женщинами в восприятии вербальной информации.8Они проявляются в способности правильного восприятия определенного вида информации, степени функциональной асимметрии мозга, в преобладании типа доминирования того или другого полушария.
Характер половых различий в ФАМ при восприятии вербальной информации с возрастом мало меняется — у мужчин латерализация выражена больше, чем у женщин. Однако с увеличением возраста количественное соотношение изменяется: у мужчин уменьшается, а у женщин несколько увеличивается.
4 Разнообразные данные относительно связи между функциональной меж- полушарной асимметрией и полом приведены в книге Бианки В.Л., Фи липпова Е.Б. Асимметрия мозга и пол. СПб.: Издательство С.-Петербург ского университета, 1997. Авторы формулируют концепцию, согласно ко торой мужской мозг представляется более специализированным или дифференцированным, чем женский.
5 Коновалов В.Ф., Отмахова Н.А. Особенности межполушарных взаимодей ствий при запечатлении информации // Вопросы психологии. 1984, №4. С. 96-102.
6 Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: «Мир», 1983.
7 Подробное описание экспериментов и результатов по данной проблеме дано в книге Е. Maccoby, and С. Jacklin, The psychology of sex differences (Stanford: Stanford University Press, 1974).
8 Морозов В.П. Экспериментальное исследование восприятия человеком вербальной и экстралингвистической информации в онтогенезе. Ленинг рад: «Наука», 1988.
316
Проанализировав большое количество работ по данной проблематике, МакГлоун делает следующий вывод: «Существует впечатляющее скопление данных, позволяющих предположить, что мозг мужчины может быть организован более асимметрично, чем мозг женщины, как по вербальным, так и по невербальным функциям. Эта тенденция редко наблюдается в детстве, но часто важна для зрелого организма».9
В ряде работ делаются попытки объяснения различия асимметрий у мужчин и женщин. Некоторые авторы, например, Леви,10объясняют их через эволюционные факторы: в эволюции мужчины выполняли роль охотников и руководителей, и преимущества имели те из них, кто обладал хорошими зрительно-пространственными способностями. Женщины же, занятые прежде всего воспитанием детей, постоянно использовали речевые навыки как средство общения. Данное объяснение можно принять с большим трудом, хотя бы потому, что представляется сомнительным то, что мужчины-руководители меньше, чем женщины, использовали речевые навыки.
Есть и другая концепция дифференциации полов как «выгодной формы информационного контакта со средой», принадлежащая В.А. Геодакяну.11Согласно этой концепции, существует два альтернативных аспекта эволюции: генетический (передача информации от поколения к поколению), обеспечивающий сохранение информации, и экологический (получение информации из среды), обеспечивающий изменения. Существует и специализация полов по этим двум аспектам, которые, по мнению автора, находятся не в конкурентных, а в комплементарных отношениях. В.А. Геодакян считает, что задачу сохранения генетической информации реализует больше женский пол, а изменения — мужской. В эволюционном развитии любое изменение проходит две фазы — фазу поиска и фазу закрепления. В первой фазе при выполнении новой задачи преимущество имеют
9 J. McGlone, «Sex differences in human brain asymmetry: A critical survey», Behaviour and Brain Sciences, 1980, 3 (2): 215-263.
10 J. Levi, R.C. Gur, «Individual differences in psychoneurological organization», in Herron J., ed., Neuropsychology of lefthandedness (New York, 1980), pp.199- 210.
11 Геодакян В.А., «Теория дифференциации полов в проблемах человека» // Человек в системе наук. М.: «Наука», 1989. С. 171-189.
317
мужчины, во второй фазе — преимущество на стороне женщин. С помощью этой концепции В.А. Геодакян объясняет лучшие показатели женщин по вербальным тестам, а мужчин — по пространственно-зрительным.
В то же время, несмотря на огромное количество исследований по проблеме особенностей структуры и функционирования мозга у мужчин и женщин, систематизированное описание различий их индивидуальных профилей составить достаточно трудно.
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
Когнитивная сфера с точки зрения гендерных различий также является той областью психологии, которая привлекает к себе внимание исследователей. Хотя исследования познавательных способностей мужчин и женщин имеют длинную историю, эта тема не потеряла своей актуальности и сейчас. И в настоящее время она представляется гораздо более сложной, чем это было 30-40 лет назад. При ее изучении прежде всего задаются вопросом о том, существуют ли гендерные различия в познании, если да, то в каких областях, насколько ярко они выражены, зависят ли от возраста, особенностей выборки и т. п.
Ранние исследования своим предметом делали нейроанатомические различия, отличия в структуре и функционировании мозга мужчин и женщин. Это направление все еще остается довольно популярным и в настоящее время (работы по половым различиям в функциональных асимметриях мозга).
Исследования гендерных различий когнитивных способностей обычно сконцентрированы вокруг двух основных проблем: факта существования гендерных различий («где эти различия?») и их причины («почему они там?»).
Основная масса исследований так или иначе связана с поиском и описанием области, в которой существуют гендерные различия, и при разработке данного вопроса чаще всего обращаются к проблемам обучения, памяти и мышления, делая предметом изучения индивидуальные и групповые различия. В качестве методов обычно применялись количественные методы, в частности, психометрические тесты, аналогичные применяющимся для изучения интеллекта.
318
Можно считать установленным факт наличия гендерных различий в вербальных, пространственных и математических способностях.
Большинство исследователей, работающих в этой области, прежде всего ориентировалось на изучение различий, возникающих при выполнении задач, использующих различную информацию: вербальную, числовую или визуально-пространственную — «святая троица» при исследованиях гендерных различий в когнитивной сфере. Примеры и анализ такого типа исследований приведены в монографии Маккоби и Джеклин.12В них гендерные различия рассматриваются как функция вербальных, математических или зрительно-пространственных способностей, и исследователи предполагают, что эти различия зависят от содержания задачи, даже, вернее, от того, в какой форме и модальности в задаче представлена информация. Однако достоверно установленных фактов оказалось совсем немного. У женщин лучше развиты вербальные способности, у мужчин — пространственные и математические. Наименьшие различия установлены в вербальных способностях в пользу женщин, наибольшие — в пространственной переработке информации и в пользу мужчин. Однозначного ответа о математических способностях дать нельзя. Некоторые математические задачи лучше выполняют женщины определенного возраста, другие — мужчины.13Была установлена и другая особенность гендерных различий в когнитивных способностях: с течением времени (в период изучаемых 20-30 последних лет) большинство из них имеет тенденцию уменьшаться. Причем, по сравнению с другими различиями, гендерные являются относительно небольшими. В конце 80-х годов была даже опубликована статья с символичным названием «Когнитивные гендерные различия исчезают».14