ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 1032
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.
1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание
1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие
2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели
2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора
3.1. Понятие экономического цикла и его фазы
3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике
3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
4.4. Государственная политика в области занятости
5.1. Сущность, причины и измерение инфляции
53. Социально-экономические последствия инфляции
6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса
6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции
6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор
6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена
7.1. Банковская система, ее структура и функции
7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства
9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере
9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка
10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева
10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли
11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли
12.2. Анализ статей платежного баланса
12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение
12.5. Системы обменного курса валют
13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе
14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса
15.2. Предпосылки экономического роста
15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах
15.4. Факторы и типы экономического роста
16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода
16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса
17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения
Рис. 2-4. Кейнсианские функции потребления и сбережения
При доходе,, большем YE (справа от точки Е), потребление становится меньше текущего дохода. У домашних хозяйств появляется возможность часть дохода сберегать (нижний график).
Первая эмпирическая проверка кейнсианского анализа потребления была проведена в США в 1942 г. На основании данных о динамике потребления и дохода американцев за период с 1929 по 1941 г. ученым удалось вывести потребительскую функцию для США начала 40-х гг. Она имела вид (в млрд. долл.):
В ходе неоднократных проверок удалось установить, что подсчеты, произведенные на основе полученной формулы, достаточно хорошо корре- лируются со статистическими данными о доходах и потреблении домашних хозяйств за короткий (2-4 года) период. С тех пор потребительская функция Дж. Кейнса широко применяется для краткосрочного макроэкономического анализа во многих странах. Так, в ФРГ в середине 1970-х гг. потребительская функция имела вид (в млрд. марок):
С = 102,76+ 0,64 У;
для России в начале гг. она выглядела следующим образом (в млрд.
Однако предпринимавшиеся попытки использовать потребительскую функцию для долгосрочных прогнозов не увенчались успехом. Дело в том, что кейнсианский анализ с самого начала был ориентирован исключительно на краткосрочный период развития экономики. За более продолжительные промежутки времени потребительский спрос подчиняется несколько иным закономерностям, которые не вписываются в "основной психологический закон'1 Дж. Кейнса. Впервые это обнаружил известный американский экономист С. Кузнец, проанализировавший данные о динамике ВНП США и его составных частях с 1869 по 1938 г.
В своем исследовании С. Кузнец среди прочих рассмотрел и вопрос о соотношении потребительских расходов и уровня совокупного дохода в экономике и пришел к выводу, что средняя склонность к потреблению АРС за этот промежуток времени оставалась практически неизменной и составляла примерно 0,86 независимо от величины дохода. В краткосрочном периоде АРС нередко отклонялась от этого значения, но с возрастанием рассматриваемого периода неизменно приближалась к нему. Это значит, что в долгосрочном периоде потребительская функция для США имела следующий вид: С = О^б)7. Коэффициент 0,86 получил название долгосрочной склонности к потреблению и при эмпирической проверке обнаружил достаточно высокую стабильность в длительном периоде — величина его практически не меняется в течение десятилетий независимо от изменения текущего дохода.
Такое поведение потребительского сектора в длительном периоде вызвало немалый интерес у ряда видных экономистов, которые на основе проведенного анализа сформулировали несколько гипотез, объясняющих, почему на длительных промежутках времени средняя склонность к потреблению изменяется пропорционально изменению дохода.
Внимание экономистов было обращено на силы, которые имели тенденцию сокращать сбережения в пользу долгосрочного потребления. Некоторые авторы, в частности Ф. Модильяни, считали, что рост потребления пропорционально доходу мог объясняться улучшением существующих товаров и постоянным появлением новых товаров, которые поглощали дополнительный доход каждой социальной группы. Но нужно особенно отметить три гипотезы, выдвинутые для обоснования пропорционального характера потребления по отношению к доходу:
а) относительного дохода;
б) перманентного дохода;
в) жизненного цикла.
Гипотеза относительного дохода, сформулированная Дж. Дьюзенбер- ри с использованием психологического объяснения, говорит о том, что уровень потребления зависит одновременно от соревнования внутри социальной группы и эффекта подражания (демонстрации), который определяется соревнованием, с одной стороны, и постоянным стремлением к более высокому уровню жизни —- с другой. Отсюда следует, что индивидуальное потребление (и сбережение) является функцией не абсолютного уровня дохода (как у Дж. Кейнса), а относительного положения индивида на шкале доходов. Функция сбережения в этом случае может быть записана следующим образом:
где К,„ —средний доход;
— соответственно индивидуальное сбережение и индивидуальный доход.
Гипотеза перманентного дохода, разработанная М. Фридменом, констатирует, что во многих случаях доходы домашних хозяйств подвержены существенным изменениям от периода к периоду, тогда как потребительские расходы показывают относительно большую стабильность. При этом потребительские расходы скорее связаны не с текущим доходом домашних хозяйств, а с достигнутым средним доходом, предполагаемым для ряда периодов нормальным и постоянным (перманентным).
Данная гипотеза позволяет объяснить, как домашние хозяйства изменяют свое потребление при временных изменениях в доходах. Предположим, например, что уровень доходов какой-либо семьи падает из-за решения одного из ее членов уйти на 10-месячные курсы повышения квалификации. Если бы потребление изменялось пропорционально доходу, то данная семья сократила бы свои потребительские расходы в той же мере, в какой упал уровень доходов. Однако гипотеза перманентного дохода говорит, что типичной реакцией домашнего хозяйства на временное падение доходов будет не сокращение потребления в той же пропорции, что и доход, а сокращение сбережений или решение взять в долг, чтобы поддержать сложившийся уровень жизни.
57
Гипотезу перманентного дохода разделяют и другие авторы. Так, Ф. Модильяни и Дж. Дьюзенберри указывают на то, что уровень потребления в течение определенного периода зависит от самого высокого уровня доходов, достигнутого в ходе предшествующего периода. Это значит, что домашние хозяйства имеют тенденцию увеличивать свои расходы, когда общий уровень дохода возрастает в течение длительного времени. Напротив, когда доходы падают в течение короткого периода, потребители стремятся защитить достигнутый уровень жизни таким образом, что потребление уменьшается относительно более медленно, чем доход. Этот феномен сопротивления потребительских привычек получил у них название эффекта защелки.
53ак. 666!
Однако гипотеза перманентного дохода М. Фридмена неоднократно оспаривалась рядом экономистов. Так, например, Р. Барр пишет, что, даже допустить, что в течение длительного периода потребление имеет тенденцию увеличиваться пропорционально совокупному доходу и что сбережение составляет относительно постоянный процент этого дохода, нельзя забывать, что форма и положение потребительской функции могут меняться, если произойдут важные структурные сдвиги в экономике". Среди них автор отмечает прежде всего в распределении
национального дохода, в возрастной структуре населения и в национальных обычаях потребления и сбережения" .
Гипотеза жизненного цикла, выдвинутая Ф. Модильяни и отмеченная в 1985 г. Нобелевской премией, ставит потребление в зависимость не только от текущего располагаемого дохода, но и от величины дохода за период, равный длине жизненного цикла индивидуума или семьи. В основе гипотезы лежит широко используемая в современном экономическом анализе концепция ожидания, согласно которой, текущее потребление находится под влиянием будущих доходов. Так, домашние хозяйства, имеющие высокие доходы, но ожидающие их сокращения в будущем, будут экономить. Напротив, домашние хозяйства, ожидающие повышения доходов в будущем, берут сегодня займы и стремятся жить в долг, повышая тем самым уровень своего текущего потребления.
Таким образом, гипотеза жизненного цикла объясняет, например, почему уровень жизни молодых семей гораздо выше, чем это могли бы позволить их доходы. Как правило, такие семьи приобретают блага (скажем, дом) в кредит с большой рассрочкой, поскольку ожидают, что в будущем их доход возрастет в связи с продвижением по службе и повышением заработной платы, что позволит им вернуть в будущем долг и проценты. Напротив, пожилые работники, возраст которых приближается к пенсионному, зачастую ограничивают свое потребление из текущих доходов, ожидая уменьшения последних после ухода на пенсию.
Как видим, экономический смысл рассмотренных гипотез состоит в том, что в коротком периоде уровень потребления может быть выше или ниже текущего располагаемого дохода, поскольку на него оказывают влияние прошлые или ожидаемые доходы.
Характерно, что долгосрочные потребительские функции, выведенные М. Фридменом и Ф. Модильяни, практически совпали с формулой, полученной С. Кузнецом статистическим путем: С = Это значит, что гипотеза о постоянстве долгосрочной склонности к потреблению получила и теоретическое, и эмпирическое подтверждение, что имеет весьма важное значение для долгосрочных макроэкономических оценок и прогнозов. Для краткосрочного же анализа по-прежнему используется модель.
Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. Т. 2. М, 1994. С. 420.
2.4. функция инвестиции
В кейнсианской модели главным фактором стимулирования совокупного спроса выступают инвестиции. В экономическом анализе термин "инвестиции" означает использование сбережений для создания новых производственных мощностей и других физических (реальных) активов.
В состав инвестиций входят все затраты на приобретение машин и оборудования, осуществление строительно-монтажных работ, изменение запасов. Вложение средств в ценные бумаги, такие, как акции и облигации, называется финансовыми или портфельными инвестициями. В отличие от физических инвестиций, которые создают новые активы и тем самым увеличивают производственные мощности страны, финансовые инвестиции только перераспределяют права собственности на существующие активы от одного субъекта к другому. Именно поэтому экономисты связывают инвестиции с вложением капитала в приобретение физических активов и запасов. Важно и то, что осуществление инвестиций непосредственно связано с товарным рынком, тогда как купля-продажа ценных бумаг — с фондовым рынком.
Поскольку инвестиции — один из компонентов совокупных расходов, то по сравнению со сбережениями они влияют на объем эффективного спроса прямо противоположным образом: если сбережения сокращают спрос, то инвестиции его увеличивают. Поэтому кейнсианцы исходят из возможности компенсирования падающей склонности к потреблению наращиванием инвестиционных расходов.
Инвестиции и процентная ставка. Побудительным мотивом осуществления инвестиций является прибыль. Иначе говоря, решая для себя вопрос о целесообразности инвестиций, каждый предприниматель будет оценивать прежде всего возможную прибыльность приобретенных средств производства. Рассмотрим простой пример. Предположим, фирма по производству мебели, исходя из сложившейся конъюнктуры рынка, принимает решение закупить некоторое новое оборудование на общую сумму 000 долл. и со сроком службы один год. Имеющиеся расчеты показывают, что это позволит фирме увеличить производство продукции и получить выручку в размере 000 долл. Из данной суммы фирма сможет возместить понесенные затраты на приобретение оборудования стоимостью 10 000 долл. и получить прибыль 1000 долл. Сравнивая эту прибыль со стоимостью оборудования, находим, что ожидаемая норма прибыли от вложенного капитала равна 10% (1000 долл./10 000 долл.).
Однако полученной информации еще недостаточно для осуществления инвестиций. Ожидаемую норму прибыли фирма должна сопоставить со ставкой банковского процента. Процентная ставка — цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала (оборудования для производства мебели). Положительное решение об инвестировании будет принято в том случае, если ожидаемая норма прибыли превышает процентную ставку. В нашем примере инвестиции принесут прибыль, если, предположим, процентная ставка составит 6% годовых. В этом случае прибыльность инвестиционного проекта составит 4%. Если же процентная ставка будет превышать ожидаемую норму прибыли и составит, например, 12% годовых, то данный инвестиционный проект окажется невыгодным и осуществляться не будет.
Может возникнуть вопрос: имеет ли какой-либо смысл процентная ставка как цена инвестирования в реальный капитал в том случае, если фирма не использует заемных средств и весь свой бизнес финансирует за счет собственных средств, которые она сберегла из прошлых прибылей? Безусловно, поскольку, изымая средства из сбережений и вкладывая их в машины и оборудование, фирма несет альтернативные издержки — лишается процентного дохода, который могла бы получить, предоставив собственные средства в ссуду кому-нибудь еще.
Таким образом, процентная ставка оказывает существенное влияние на принятие инвестиционных решений. В любой момент у фирм имеется более или менее широкий выбор альтернативных вариантов инвестирования средств. При высокой процентной ставке будут осуществляться только те инвестиционные проекты, которые могут обеспечить наивысшую ожидаемую норму прибыли. В этом случае объем инвестиций окажется небольшим. При снижении процентной ставки ранее неприбыльные проекты (из-за низкой ожидаемой нормы прибыли) становятся выгодными, и уровень инвестиций в экономике возрастает.
Таким образом, мы видим, что инвестиции представляют собой обратную функцию от процентной ставки: / = J{i). Эта убывающая функция представлена на рис. 2-5.
Внешне представленная кейнсианская функция инвестиций ничем не отличается от аналогичной функции в трактовке классической школы. Однако за этим внешним сходством скрываются существенные различия, на которые выше уже обращалось внимание. У классиков процентная ставка хотя и складывается на рынке заемных средств, но под непосредственным воздействием производства. В кейнсианской теории процентная ставка не имеет отношения к реальному производству, она определяется исключительно рынком денег. Кроме того, в классической модели процентная ставка определяется на базе существующих условий производства, тогда как в кейнсианской — на основе будущих, прогнозируемых. Именно поэтому кейнсианцы при определении инвестиций большое внимание уделяют ожиданиям инвесторов. Это означает, что при данной процентной ставке предприниматели могут и сокращать и увеличивать инвестиции в зависимости от того, пессимистичный или оптимистичный характер имеют их ожидания.