Файл: Ивашковский Макроэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 1017

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.

Раздел I

Глава 1

1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа

1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание

1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие

2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия

2.2. Кеинсианская критика

2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели

2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора

Раздел II

3.1. Понятие экономического цикла и его фазы

3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике

3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях

4.1. Понятие безработицы,

4.4. Государственная политика в области занятости

Глава 5

5.1. Сущность, причины и измерение инфляции

53. Социально-экономические последствия инфляции

Раздел III

6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса

6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции

6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор

6.4. Краткосрочное равновесие

6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена

Глава 7

7.1. Банковская система, ее структура и функции

7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства

7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

0 Y, y0 y

8.2. Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики

Глава 9

9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства

9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере

9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка

Глава10

10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков

100 Сукно, м

10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева

10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли

Глава 11

11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли

11.3. Нетарифные методы

Глава12

12.2. Анализ статей платежного баланса

12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение

12.5. Системы обменного курса валют

Глава13

13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике

Глава14

14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе

14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса

Раздел V

Глава15

15.2. Предпосылки экономического роста

15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах

15.4. Факторы и типы экономического роста

Глава16

16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода

16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса

Глава 17

17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения

17.2. Распределение доходов и

17.3. Уровень жизни и бедность

Рис. 2-1. Модель рынка заемных средств: а — кейнсианский подход; б — классический подход

выравниванием процентной ставки и предполагаемой эффективности ка­питаловложений. Именно поэтому кривая I в кейнсианской модели будет более крутой, чем в классической.

При наступлении кризиса инвестиционные расходы предпринимателей могут существенно сокращаться даже при снижающейся процентной став­ке. И наоборот, при экономическом подъеме рост процентной ставки не становится препятствием для наращивания капиталовложений. Указанные обстоятельства вызывают смещение кривоit I. Например, при ее сдвиге в положение /' не будет вообще такой положительной реальной процентной ставки, которая обеспечивала бы равенство сбережений и инвестиций, пока не произойдет сдвиг кривой S влево, в положение S' (рис. 2-1,а). Послед­нее, однако, означало бы, что произошел спад производства и рост безра­ботицы (т. е. выход из состояния полной занятости).

В классической модели сбережения и инвестиции являются функцией одной переменной — процентной ставки /, представляющей предельную производительность капитала и уравновешивающей объем сбережений с объемом инвестиций:

Поэтому в случае возрастания сбережений (сдвиг кривой S в положе­ние S) произойдет снижение равновесной процентной ставки с iK до ii;, в результате чего увеличится объем инвестиций и равновесие рынка заем­ных средств установится в точке F (рис. 2-1 ,б).

49

Еще одна причина расхождений кейнсианцев и классиков — отноше­ние к роли денег в экономике. Как уже отмечалось, в классической теории деньги не рассматривались как богатство. Их полезность определяется

4 Зак. 6661

полезностью и "желанностью" тех благ, которые на них Можно купить. Напротив, в кейнсианской теории важное место занимает концепция пред­почтения ликвидности, которая выражает полезность денег как особого блага, которое индивид стремится держать на руках. Поэтому, разрабаты­вая концепцию совокупного спроса, Дж. Кейнс учитывал спрос на деньги как богатство, оказывающий существенное влияние на равновесный уро­вень национального дохода.

Наконец, кейнсианцы считают, что в реальной рыночной экономике уровни производства и занятости практически не зависят от уровня цен. В случае возрастания спроса цены растут, а при его сокращении остаются на прежнем уровне (эффект храповика). Дж. Кейнс показал, что сокращение спроса оборачивается не понижением уровня цен, а сокращением произ­водства и занятости, поскольку рыночная экономика не является совер­шенно конкурентной. Жесткость цен на товарных рынках и монополизм профсоюзов на рынке труда не позволяют понижать цены и заработную плату в размерах, достаточных для восстановления равновесия на уровне полной занятости (колесо крутится в обратном направлении).


Но даже если снижение цен на товары и ресурсы и происходит, то это еще не означает, что экономика возвратится к естественному уровню про­изводства и полной занятости, как это представлялось сторонниками мик­роэкономического (классического) подхода. В США, например, снижение заработной платы началось сразу же с началом Великой депрессии, но это не остановило роста безработицы и падения объема производства. Причина в том, что более низкая заработная плата означает уменьшение покупа­тельских возможностей населения и снижение налоговых поступлений в госбюджет, а значит, уменьшение производства и занятости. И даже сни­жение цен на готовую продукцию не вызовет реального роста продаж, по­низившихся с началом кризиса. Если же не произойдет возврата производ­ства к потенциальному объему выпуска, то нет никаких оснований считать, что занятость достигнет потенциального уровня. Другими словами можно сказать, что совокупный спрос AD неэластичен от уровня цен и на графике традиционной модели AD-AS будет выглядеть как почти вертикальная ли­ния 2-2).

Показав ошибочность взглядов своих предшественников, опиравшихся на закон рынков Сэя, суть которого, как мы помним, заключается в том, что производство само формирует доходы, обеспечивая соответствующий спрос на товары, Дж. Кейнс перевернул причинно-следственную связь между предложением и спросом. Он пришел к прямо противоположному выводу: размеры общественного производства и занятости определяются не факторами производства, как полагали классики, а факторами плате­жеспособного спроса. С этой целью он ввел в свою теорию ключевое по­нятие эффективный спрос, под которым имел в виду значение спроса в точке равновесия.

AD

Рис. 2-2. Кривая AD в кейнсианской модели: падение цен не увеличивает объем совокупного спроса

AS

0

У

Pa

В рамках традиционной модели AD-AS значение эффективного спроса по Дж. Кейнсу можно определить по графику на рис. 2-3. Позже, рассмот­рев кейнсианскую модель макроэкономического равновесия, мы иным спо­собом определим объем эффективного спроса.

2.3.

потребления и сбережения в кейнсианской модели

В интерпретации классической модели периодические кризисы перепроиз­водства, случавшиеся в рыночном хозяйстве, были результатом превыше­ния совокупного предложения над совокупным спросом при прежнем уровне цен. Для восстановления равновесия и полной занятости требова­лось снижение цен, что и предписывалось рыночному механизму. Главным действующим лицом в этом процессе выступали те, кто стоял на стороне предложения т. е. предприниматели: они снижали заработную


плату, вслед за чем сокращались производственные издержки и падали це­ны. А дальше все шло в соответствии с законом Сэя — "предложение соз­давало свой собственный спрос'1.

Однако картина меняется радикальным образом, если совокупное пред­ложение находится в рамках жестких цен. В этом случае экономические кризисы являются уже не результатом избытка предложения, а следствием нехватки спроса. А это далеко не одно и то же ни с теоретической, ни с практической точек зрения. Равновесие в экономике достигается уже не снижением уровня цен, а сокращением предложения. В результате мы имеем равновесие при неполной занятости. Установление же равновесия

AD

AS

\

1ыи Д

Эффективный спрос

эос | \

О

Y

Е

у,

Рис. 2-3. Эффективный спрос в рамках модели

при полной занятости предполагало повышение совокупного спроса до потенциального уровня национального выпуска. Почему в экономике образуется недостаток совокупного спроса и каким образом он может быть увеличен — одно из центральных и новаторских положений кейнсианской экономической теории.

В самом общем виде совокупный спрос в кейнсианской модели распа­дается на четыре компонента: потребление С, частные инвестиции I, государственные расходы G и чистый экспорт Хп. Однако главными в этом перечне являются два первых компонента. Так, в современных условиях на долю потребления приходится около 2/з всей суммы совокуп­ных расходов. Поэтому потребительские планы домашних хозяйств — од­на из важнейших детерминант поведения экономики. В условиях жестко­сти цен эти планы строятся, ориентируясь исключительно на доход как на единственный источник информации о состоянии рынка. Свой доход до­машние хозяйства склонны использовать только двумя способами: на по­требление С и на сбережение S. Если вспомнить, что сбережения пред­ставляют собой превышение дохода над потребительскими расходами, то станет ясно, что увеличение доли сбережений означает адекватное умень­шение доли потребления, и наоборот. Отсюда следует, что:

Г = С +

где Y — национальный (располагаемый) доход.

В свою очередь и потребление и сбережение зависят от размеров дохода. Отношение размеров потребления к величине дохода отражает сложив­шуюся на данный момент среднюю склонность населения к потребле­нию АРС (average propensityto consume):


г

АРС - — Y

Отношение суммы сделанных сбережений к величине дохода показыва­ет среднюю склонность к сбережениям APS (average propensityto save):

Итак, в отличие от представителей классической школы Дж. Кейнс рас­сматривал сбережения как функцию не от процентной ставки г, а от разме­ров дохода: 5 = 5(7).

Точно так же и потребление есть функция от дохода: С ~C(Y).

Характеризуя эту функцию, Дж. Кейнс приходит к следующему выводу: "Основной психологический закон, на который мы можем положиться не только a priori, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет

Смысл определенного таким образом основного психологического за­кона очевиден: если доход изменяется, то потребление также меняется в том же направлении, но изменение потребления меньше, чем изменение дохода. Соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению МРС (marginal propensity to consume). Если обозначить AY прирост дохода, а АС прирост потребления, то получим:

Наряду с понятием предельной склонности к потреблению Дж. Кейнс вводит понятие склонности к сбережению. Предельная склонность к сбережению MPS (marginal propensity to save) определяется отноше­нием изменения величины сбережений AS к вызвавшему его изменению дохода AY:

Эти показатели дают представление о том, какую часть дополнительной единицы дохода домашние хозяйства потребляют, а какую сберегают. Ка­ково же соотношение между предельной склонностью к потреблению и предельной склонностью к сбережению? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно рассмотреть тот экономический процесс, который скрывается за понятиями предельной склонности к потреблению и пре­дельной склонности к сбережению.

Если общий доход возрастает, то домашние хозяйства направят часть прироста дохода на потребление, а другую часть — на сбережение. По-

Кейнс Дж, Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С. 90.

скольку не существует третьего возможного предназначения дополнитель­ного дохода, то сумма изменения потребления и изменения сбережения должна быть обязательно равна изменению дохода:


Но тогда (ДС/ДУ) + (AS/AY) = 1, или МРС + MPS = 1.

В геометрической интерпретации величина МРС равна тангенсу угла наклона кривой потребления С. В свою очередь, соотношение между по­треблением С и доходом Y характеризуется линейной зависимостью и мо­жет быть выражено следующим образом:

где — уровень потребления домашних хозяйств, соответствующий ситуации, когда их текущий доход равен нулю; он называется автономным потреблением (именно потому, что не зависит от дохода).

При отсутствии текущего дохода (или даже при его наличии, но недос­таточных размерах) домашние хозяйства будут жить, "залезая в долги" или распродавая ранее накопленное имущество ("отрицательное сбережение").

Таким образом, мы располагаем всеми необходимыми данными для графического изображения функции потребления и функции сбережения (рис. 2-4).

Учитывая, что величины потребления и сбережений — это две части одного и того же дохода, не кажется удивительным, что график сбереже­ний, расположенный под графиком потребления, является по сути зеркаль­ным отражением кривой потребления. Вспомогательная линия, проведен­ная под углом 45° на верхней части рисунка, отражает гипотетическую си­туацию, когда потребление точно соответствует располагаемому доходу при любой его величине (т. е. нет ни долгов, ни сбережений). Ее ввел в анализ П. Самуэльсон в процессе формализации кейнсианской модели. По его словам, «пересечение кривой функции потребления с линией, проведенной под углом 45°, дает нам простейший "кейнсианский крест", который можно сравнить с пересечением линий спроса и предложения у Маршалла». Действительно, по экономическому содержанию "кейнсиан- ский можно интерпретировать как модель совокупного спроса и

совокупного предложения в масштабе национальной экономики.

При доходе меньше У,,, (слева от точки пересечения Е) потребление превышает располагаемый доход. На нижнем графике это соответствует ситуации "отрицательных сбережений" (домашние хозяйства с доходом меньше У},- живут "в долг"). Точка пересечения Еопределяет единственное (при прочих неизменных условиях) значение функции потребления, когда потребление равно доходу, а сбережения равны нулю.

ж

У=С (S=0)

Z/7

£ -

/v5

3

ж

£

У£ V

S(Y)

. — ""Я 'v