ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 304
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
VI в. До н.Э. Начало распада этрусской конфедерации
Основные этапы культуры Древнего Рима
III век Начало « языческого средневековья»
V век Ранний период европейского Средневековья 66
V-VII - Вестготское возрождение в Испании
Зарождение новой европейской литературы
Состав и программа епископских школ
Литература для самостоятельной работы
Основу обучения в них составляло изучение литературы и филологическое образование. В нем, первоначально преимущественно использовались греческие авторы Гомер, баснописец Эзоп, комедии Менандра, а так же «Одиссея» Гомера в переводе на латинский язык. В конце I века до н. э. в преподавании, наряду с греческими авторами начинают использоваться произведения латинских поэтов и прежде всего Вергилия. В это время устанавливается и канонический список римских писателей, предназначенных для изучения в грамматической школе. Изучение названных литературных произведений требовало определенных знаний в области музыки, философии, географии, стилистики. Вместе с тем все эти знания воспринимались как служебные – главным делом при этом оставалось изучение литературных текстов. Старые преподаватели грамматических школ преподавали и риторику и даже создали пособия, как по грамматике, так и риторике. Однако они не разграничивали при этом достаточно четко эти дисциплины. Обучение в «средней школе» главным образом формировало культуру слова, однако, нередко чрезмерное внимание, к чисто филологическим аспектам и деталям мешало глубокому проникновению в смысл текстов, выхолащивало представление о них, как о едином идейном и художественном целом.
Функции «высшего образования» в Риме выполняли риторские школы. Первыми преподавателями риторики были греки, так как в латинской риторики, как «техне» (науки, искусства) не существовало. Греческие риторы, среди которых были известнейшие ораторы и писатели Карнеад, Диоген, Критолай появляются в Риме в 155 г. до н. э. и открывают свои школы, в которых преподавание риторики, основывалось на глубоком знании философии и мастерском владении диалектикой. Такой метод преподавания, вызвал большой интерес среди образованной части римского общества и одновременно резкое противодействие со стороны ревнителей традиций, что привело к закрытию риторских школ в которых преподавание велось на греческом языке. Преподавание риторики возобновилось только в I веке до н. э. , когда Плотий Галл, открыл школу в которой преподавание риторики велось на латинском языке. Создателем латинской риторики был Цицерон, изложивший в своих сочинениях «Оратор» и «Брут» теорию греческого красноречия на латинском языке. Риторские школы, конкретной целью преподавания имели подготовку профессионального оратора, способного выполнять функции защитника или обвинителя, как на форуме так и в суде.11 Из риторских школ вышли многие выдающиеся политические деятели и адвокаты. писатели и поэты, что свидетельствует о том, что эта форма образования достаточно успешно выполняла функции культурного института. Вместе с тем она способствовала формированию такого типа человека, который обладал чертами, существенно отличными от тех, которые ценились в человеке в период классической Греции. Его не волновала, как это было у эллина классической поры гармония и красота окружающего мира, главное чем он был занят это «формами глагола» и «яркой прелестью речи»,что вело к тому, что СЛОВО для него заслоняло саму действительность ,в вслед за этим и изменялась вся смысловая структура лежащая в основе античного космоса в ,которой этой действительности ( в ее предметном и телесном качестве) отводилась главенствующая роль «…меньше всего заинтересован ученик ритора втом, чтобы установить как же это было на самом деле. У него нетуважения к правде, он вовсе не хочет «дойти до самой сути»; он ищет то, что слепит и оглушает, ему нужен эффект, он равнодушен к простому, обычному повседневному.
Для него естественно выхватить из окружающего мира какую-то одну подробность какую-то одну черту, увеличить ее до гиперболических размеров и закрыть ею то, что есть в действительности. Действительность искажена – ну так что ж? …Читая любого писателя I в. до н. э., будь то Ювенал или Марциал Тацит или Сенека, Колумелла или Плиний Старший…всегда надо быть настороже, всегда надо помнить, что имеешь дело с питомцами риторской школы, которые ради красного слова упустят главное. Зато какая картина, какие краски, какое потрясающее впечатление!»12.
Приобщение государства к делу образования начинается при Цезаре, который даровал всем учителям права римского гражданства. Веспассиан впервые назначил риторам заработную плату по 100 тыс. сестерций ежегодно, первым ее получил Квинтилиан двадцать лет преподававший риторику. С этого момента учителя становятся гос. служащими. Города выбирают себе преподавателей и осуществляютнадзор за ихдеятельностью13.
264-242 |
Первая Пуническая война |
|
234-149 |
Катон (Старший) римский политический деятель, писатель, оратор, автор «Начал» - первой истории Рима на латинском языке и «Земледелие». Бескомпромиссный ревнитель древнеримских обычаев. |
|
235 |
Постановка первой трагедии Гнея Невия |
|
218-201 |
Вторая Пуническая война |
|
170 |
мощение улиц в Риме комедии Теренция |
|
155 |
Первые греческие (риторские) школы в Риме. Были открыты после приезда в Рим в 155 году знаменитых греческих писателей и историков (Корнеада, Диогена, Критолая). Преподавание в них велось на греческом языке. |
|
236-183 |
Публий Корнелий Сципион Африканский Старший – римский Государственный деятель и полководец |
|
249-146 |
Третья Пуническая война |
|
250 |
«Септуагинта»– первый перевод Библии на греческий язык (осуществлен в г. Александрии учеными иудо-христианами) |
|
205 |
Введение в Риме, следуя предписаниям «Сивилиных книг» культа Кибелы Великой матери – божества азиатского происхождения (он поддерживался римской аристократией) и других восточных культов, произошедшее позднее, обеспечивалось поддержкой римских низов и множеством иноземцев населявших Рим его провинции. |
|
IIвек до н. э. В Риме начинаются изготовление книг и книготорговля |
||
185-129 |
Публий Корнелий Сципион Африканский Младший – римский полководец,победитель Ганнибала, разрушивший Карфаген. Поклонник эллинской культуры и защитник традиционных римских нравов. Основал аристократический эллинофильский кружок (в него входили: Полибий – историк, Панеций – философ, Теренций - комедиограф), способствовавший приобщению интеллектуальной элиты римского общества к культурным ценностям классической Греции и их интеграции в сферу традиционной римской культуры (civitas). Позднее представители римского стоицизма Сенека и Цицерон, ученики и последователи деятелей сципионовского кружка стали основателями т.н. «культуры humanitas»,положившей начало развитию в европейской культуре гуманистической традиции
|
|
Религиозная жизнь Рима в период поздней республики Язычество
|
||
186 |
Разгул вакханалий, инспирированных культами Диониса, божества малоазийского происхождения и оргий связанных с культом Кибелы. Связанные с этими культами магия и астрология сохранили свое влияние не только в низах общества, но и некоторых философов (так, например, стоики, принадлежавшие к одной из влиятельных философских школ эпохи эллинизма, признавали астрологию). Одновременно постепенно утрачивают свое прежнее значение традиционные государственные культу Рима. Рост пессимистических настроений в обществе «старая навязчивая идея конца Рима на сей раз как будто бы подтверждалась событиями современной истории». Широкое распространение получают апокалипсисы –восточного происхождения повествующие о конце мира, дошедшие до нас под названием т.н. «Сивиллиных книг». |
|
129-99 |
Панэций – глава средней Стои14переносит стоицизм с Родоса в Рим |
|
146 |
Разрушение Сципионом ЭмилианомКарфагена. Учреждение провинции «Африка».Первое покорения Греции Римом (при этом многим греческим городам было дано самоуправление) |
|
135 |
Еврейская секта есеев в Кумранеу Мертвого моря (поселение разрушено в 68 г.) имеющая непосредственное отношение к истокам христианства15. «Кумранское учение сыграло посредническую роль между иудаизмом и христианством». В кумранской идеологии впервые пробила себе место идея замены избранничества целого этноса, избранничеством индивидуальным»16 |
|
133 |
Завершение покорения Испании |
|
130 |
Образование провинции «Азия» |
|
135-51 |
Посидоний из Апамеи- философ, ученый энциклопедист, историк, географ, астроном-представитель средней Стои. Посидоний был учеником стоика Панэтия в Афинах. Позднее , основал философскую школу на о. Родос.. С 95 г. н. э. выступает в роли учителя благородных римлян среди, которых были Цицерон и Помпей . Значительное влияние оказали идеи Посидония на Сенеку, который ссылается на него в своих «Письмах к Луцилию». П. создал исторический труд в 57 книгах явившийся продолжением «Всемирной истории» Полибия, охватывавший период с 144 г. до н. э. по 86 г. н.э. В нем он восхищался Римом, а историю эллинистических государств характеризовал, как процесс распада великой цивилизации Рима В своих сочинениях П. пытался соединит идеи средней Стои, с учением Платона и Аристотеля П. считал, что философия должна поддерживать связь человека с Логосом. В силу своей двойной (телесно-духовной) природы, человек следует логосу, находящемуся внутри природы, в которой он пребывает не в чистом виде. Поэтому тело препятствует полному контакту бессмертной души человека с Логосом и только философия способна помочь сохранить этот контакт с Богом – Разумной Мировой душой («псюхе»), которая пронизывает и объединяет весь мир, выступая как формообразующая и управляющая сила и как Идея-форма, находящаяся в соответствии с числами, составляющими гармонию. В теории познания придерживался принципа «подобное познается подобным». Численно выраженная идея это сферическая граница, которая содержит в себе субстанцию Бога, т.е. «тело мира» - природу. Сама же «идея-форма» также телесна. Таким образом, П. Различает Бога и природу. В своем учении о человеке П. различает в человеческой душе «разумную» (божественную) и неразумную (вожделеющую страстную, волевую). Способность. Причиной всех бед в человеческой жизни является следование не божеству в себе» (т.е. разумному началу), а неразумной, «животной» части души, в результате чего разрушает гармоническое отношение между макро и микрокосмом. Действительное же назначение человека состоит, как в созерцании разумно организованного мира, так и обустройстве его. Благами для человека являются достаток (богатство) и здоровье, но высшим благом является добродетель. Деятельность П. в Риме была кратковременной, но содержащиеся в нем платонические элементы получили широкое распространение и углубление. Посидоний явился непосредственным предшественником неоплатонизма – философского направления, оказавшего глубокое воздействие как на эллинистическую римскую, так и на зарождавшуюся христианскую культуру Средневековья. |
|
116-27 |
Марк Теренций Варрон – крупнейший ученый энциклопедист, государственный деятель. Друг Цицерона. Автор боле 600 сочинений, посвященных истории, культур, религии, юриспруденции, литературе и искусству, сельскому хозяйству Греции и Рима. «Древности божеские и человеческие», «О латинском языке», «О сельском хозяйстве» Его несохранившееся сочинение «Свободные дисциплины» считается рядом исследователей первой попыткой систематизировать античное знание, положившей начало формированию системы т.н. «семи свободных искусств». Наиболее известные произведения «Образы» (литературные портреты 700 выдающихся греков и римлян) и «О сельском хозяйстве». Уже при жизни суждения Варрона пользовались непререкаемым авторитетом в области античной науки и истории. |
|
110 |
Филон из Лвариссы- возглавляет Академию |
|
105 |
Гладиаторские игру вводятся в качестве публичных зрелищ об их устройстве должны и заботится специальные чиновники –магистры |
|
100 |
Квинт Сцевола – юрист, первое системное сочинение о римском праве |
|
100-170 |
Аппиан-греческий историк. Автор «Истории Рима», дающей описание гражданских войн Рима |
|
100-44 |
Цезарь Гай Юлий – диктатор, оратор, писатель. Автор соч. «Записки о галльской войне» (48) «Записки о гражданской войне» (47)
|
|
I век до н. э. Высокая латынь выделяется из народного языка) 17 и становится языком культуры
|
||
19 |
Изгнание иудеев из Рима |
|
Возникновение христианства Становление мистического эллинского христианства.Иудохристиане Кумрана и Александрии (терапевты) |
||
20 |
Распространение в римской армии культа персидского – индийского божества Митры. Он был тесно связан с инициацией посвящения в воины. Его мистерии имели сходство с христианскими обрядами.» Тайный культ Митры сумел соединить иранское наследие с греко-римским синкретизмом… Культ распространился от Шотландии до Месопотамии, от Северной Африки до Испании, Центр. Европы и Балкан (Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.II. М., 2002, с. 275-276.) Расцвет римской комедии (конец II– начало I вв. до н.э.Плотий Галлоткрывает риторскую школу в которой преподавание ведется на латинском языке. |
|
99-55 |
Тит Лукреций Кар «О природе вещей» - дидактическая поэма, в поэтической форме излагающая философию греческого мыслителя Эпикура |
|
92 |
Цензоры Домиций Агенобарб иЛициний Крассиздают эдикт «О запрещении латинских риторских школ» на том основании, «что эти новшества, установленные вопреки обычаям и нравам предков, нам неугодны и кажутся неправильными»18. В результате школа Плотия была закрыта. Преподавание риторики в Риме возобновилось только при Цезаре
|
|
90-21 |
Диодор Сицилийский – греческий историк. Автор знаменитого труда по всемирной истории «Историческая библиотека» с древнейших времен до середины 1 в. до н. э. в нем рассматривается история Греции и Рима в синхронном соответствии с историей Египта, Индии и Ассирии. |
|
86 |
Сулла привозит в Рим из Греции труды Аристотеля |
|
86-35 |
Гай Крисп Салюстий –римский историк Автор сочинений «Заговор Катилины» и «Югуртинская война». Противник Цицерона и обличитель внутреннего разложения, угрожающего Римской империи. Тацит считал его самым блистательным историком Рима. Оказал большое влияние на писателей Средневековья и Нового времени. |
|
81-82 |
Первая речь Цицерона в защиту Квинция |
|
70-19 |
Вергилий – крупнейший римский эпический поэт. Автор Буколик» - пастушеских стихов. «Георгик» («О сельском хозяйстве»), эпической поэмы «Энеида», соединившей в себе традицию идущую от «Илиады» Гомера с прославлением «века Августа. Классик римской литературы, творчество которого оказало огромное влияние на новоевропейскую литературу. |
|
70 |
Распространение в Риме культа Исиды и Гора. |
|
106-43 |
Цицерон – римский оратор, политический деятель и писатель, создатель классической римской художественной прозы, автор 110 речей и целого ряда трактатов и писем, посвященных философским, риторическим, этическим и политическим проблемам .В философских трудах «О природе добра и зла» «Ттускуланские беседы». «О природе богов». «Об обязанностях» Ц. Изложил на латыни основы греческой философии (прежде всего философии Аристотеля) в доступной для римлян форме. Явился основоположником римской риторической школы, наряду с Сенекой был виднейшим представителем римской «культуры humanitas. Сочинения Цицерона оказали огромное влияние на Европейскую культуру. В равной степени его произведения использовались, как создателями христианской культуры Средневековья т, гуманистами Возрождения, так и рационалистами Нового времени В диалоге «Тускуланские беседы»,в известном смысле слова являющимся его философским завещанием попытался синтезировать греческую философию с идеями стоицизма, римской традицией civitas и духовным опытом римской повседневности в, котором явственно ощущались симптомы зарождения новой культурной эпохи, Конкретное выражение они находили в стремлении переосмыслить культурный опыт классической античности в соответствии со сменой культурных приоритетов, когда на смену интереса к калокагатийному – идеальному человеку приходит интерес к конкретному человеку – индивиду. Важнейшим качеством такого человека Цицерон, вслед за Аристотелем, считает Ум (Разум), который имеет не природное, а божественное происхождение т. к. «…и сам бог не может быть понят нашим пониманием, иначе, чем некий отрешенный и свободный ум, отстраненный от всякой смертной плотности, все чувствующий, все движущий и сам находящийся в вечном движении». Ум исток и начало души, в которой нет ничего рожденного или «слепленного из земли, ничего влажного, воздушного или огненного. Ибо все эти стихии не содержать никаких задатков памяти, ума, размышления, ничего способного сохранять прошлое, предвидеть будущее, обымать настоящее, -а только это и можно назвать божественным, и прийти всему этому к людям неоткуда кромекак от бога»19. Цицерон считает, «вера в богов- естественный закон» и утверждает, при этом, что «те боги которые почитаются древнейшими окажутся взошедшими в небо от нас». Решительно защищая мысль о первичности Разума, по отношению ко всем природным стихиям, Цицерон отрицает учение Платона и Аристотеля и «смешанной форме» жизни, как основе Блага и Добродетели. Не середина между разумом и страстями, а подчинение страстей Разуму путь к Благой жизни и Добродетели |
|
70 |
Цицерон Речь против Гая Верреса Цицерон. 4 речи против Катилины |
|
65-8 н.э. |
Гораций- римский лирический поэт. Автор сатир «Беседы». «Посланий». «Песен». В послании – «Искусство поэзии» - рассматривает сущность поэтического искусства. В Европе это стихотворения считалось образцом лирической поэзии. |
|
58-51 |
Ю . Цезарь завоевывает всю Галлию и делает ее римской провинцией. |
|
50-е годы |
Строительство Помпеем первого в Риме каменного театра |
|
58-59 |
Цезарь завоевывает всю Галлию и она становится провинцией Рима |
|
59-17 |
Тит Ливий - великий римский историк |
|
59 |
Akta durna – учрежденные Ю. Цезарем таблицы еженедельной хроники о важнейших событиях общественной жизни (просуществовали до 3 в. н.э.) |
|
57 |
Цицерона речь в защиту Валерия Флакка |
|
55 |
Цицерона речь в защиту Сестия |
|
52 |
Цицерона речь в защиту Ания
|
|
55 |
Цицерона Трактат «Оратор». |
|
54 |
Цицерон «О государстве» |
|
49 |
Широкое распространение и переписка (рабами) книг. Тит Помпоний Аттик – первый из известных римских книготорговцев организует переписку и распространение сочинений Цицерона |
|
47 |
По декрету Ю. Цезаря вводится «Юлианский календарь», к нему восходят названия месяцев, принятые и в настоящее время |
|
46 |
Цицерон трактаты «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор» (эти трактаты Цицерона считалось классическими образцами и учебниками ораторского искусства в европейской культуре эпохи Средневековья, Ренессана и Нового времени) |
|
6-44 |
Цицерон. Наиболее раннее философское сочинение «Увещевание философией» не сохранилось. Цицерон приводит в трактате «Тускуланские беседы» из него выдержку, касающуюся проблемы Разума (Ума): «…Все, что чувствует, мыслит, живет и крепнет – небесно и божественно и по этой причине бессмертно. Да и сам бог не может быть понят нашим пониманием иначе, чем некий отрешенный и свободный ум, отстранившийся от всякой смертной плотности, все чувствующий, все движущий и сам находящийся в вечном самодвижении» (I. XXVII. (66) |
|
44-45 |
Цицерон Первый период занятия Цицероном философскими проблемами. В этот период им были написаны 5 сочинений: «Академические увещевания», «О границах добра и зла», трактат «О природе богов»». Основная цель, которую ставил перед собой в это время Цицерон «состояла в том, чтобы изложить на латинском языке содержание и выводы основных направлений греческой философии, а затем, как он выражался, «улучшить и усовершенствовать их в свете римского исторического опыта»20 Завершает этот период создание в конце 44 года. главного философского произведения Цицерона диалога «Тускуланские беседы». Эти сочинения дают не только исчерпывающее представление о философских взглядах римского мыслителя, но помогают понять и те причины по, которым Цицерон стал одним из наиболее авторитетных и постоянно используемых авторов в европейской культуре на всем протяжении ее истории начиная с эпохи Средневековья и кончая периодом европейского Просвещения. Декларируя свою приверженность к традициям греческой классики в лице Пифагора, Платона и Аристотеля, он интерпретирует эту традицию в духе римского менталитета и тех новых представлений о природе человека, которые сложились в эпоху эллинизма под влиянием глобального кризиса классической античности .По своим философским взглядам Цицерон был эклектиком. Однако его вклад в культуру был неоценим. «О Цицероне можно говорит скорее как о культурном явлении, чем о научном. Он был мостом, соединившим греческую культуру с римской, а затем с западной в целом. Его роль в популяризации греческой культуры необычайно велика. В этой оживляющей и распространяющей силе и заключался латинский гений – в триумфе греческой мысли по всему миру».21 |
|
44- 31 |
Гражданские войны |
|
44-43 |
Цицерон Второй период философских занятий Цицерона. В это время им были написаны диалоги «Катон Старший, или О старости» , «Лилий ,или О дружбе» и последний философский труд, знаменитый тактат «Об обязанностях» (De officiis), в котором «он создал образ идеального (и вместес тем рядового) гражданина. Трактат представляет обой определенный свод правил и норм поведения, считанных не на как из то особых, выдающихся людей и мудрецов, но на обычных честных и «порядочных» граждан. то есть…речь идет об обязанностях приложимых ко всем людям, ко всем тем, кого имеется хоть какая-либо «склонность к доблести - |
|
44-43 |
Овидий «Филиппики» |
|
42- 39 |
Виргилий «Буколики» |
|
40 |
Марк Витрувий Полион – римский архитектор и инженер,создает знаменитый трактат «10 книг об архитектуре» - энциклопедию античных знаний о ,архитектуре и строительной технике. Идеи Витрувия оказали огромное влияние на развитие европейской архитектуры |
|
40-4(н.э) |
Правление Ирода Великогов Иудее |
|
30-е годы |
Образование литературного кружка Мецената |
|
39 |
Открытие в Риме Полионом первой публичной библиотеки |
|
37 |
Варрон «Сельское хозяйство» |
|
37- 29 |
Вергилий «Георгики», «Энеида» |
|
7 |
Римляне завоевывают Иерусалим и разрушают город и его храм. Христианская община Иерусалима уничтожена, а христиане изгоняются из города 22 |
|
36 |
Ирод 1 Великий –царь Иудеивосстанавливает в Иерусалиме город и храм, но, будучи не евреем, не пользуется поддержкой народа. Дионисий Галикарнасский – преподает риторику в Риме. |
|
Завершение «классического периода» истории Рима
|
||
23 |
Гораций «Оды» |
|
23 |
Страбон –географ, путешественник. Автор «Исторических записок» в 43 книгах. |
|
27 |
Октавиан принимает титул «Август».Раздел провинций на имперские и сенатские23.
Утченко С.Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях». 1993. С. 6. |
|
27 |
Начало «золотого века» римской культуры24. |
|
18 - нач.1 н.э. |
Николай Дамасский,греческий историк из Сирии. Автор «Истории» в 144 тт. и ряда других сочинений. Последователь Аристотеля. Согласно Н.Д.- «пайдейя» носит «разносторонний характер», т.е. объединяет всю совокупность знания. По его мнению, теологи передали потомкам, что муз (покровительниц искусств - Г.П.) много, так это потому, что занятия содержали предметы очень разнообразные, нужные во всех областях жизни…» Сердцем же «пайдейи» (она понимается Дамаскиным как «образование»), которая крайне разнообразна, является философия. |
|
12 |
Август - Великий понтифик, но обожествляется только за пределами Рима, в особенности на Востоке империи. |
|
4 |
Рождение Христа |
|
4-40 |
Ирод Антипа– царь Галилеи. |
|
Конец 1 в. до н. э. – нач. 1 в. н.э. |
||
Герон Александрийский- выдающийся механик и инженер эпохи эллинизма. Автор трактата «Метрика», в котором были обобщены достижения античной математики. В сочинении «Искусство сооружать автоматы» занимался вопросами прикладной механики, геодезией (практическим земле измерением»). Сконструировал реактивную паровую турбину («геронов шар» или «эолипил», «огненную машину» для открывания дверей храма, поршневой насос водяные автоматы» и др. изобретения. Помпей Торг – римский ученый и историк. Автор «Филипповых историй» - первой «всемирной истории» на латинском языке. |
Римская империя
НОВАЯ ЭРА
I
ВЕК
Быстрая романизация Галлии
Повсеместное появление на территории римской империи антиримских настроений.
Распространение христианства на всей территории эллинистического мира. Проповедь, объявляющая Иисуса Спасителем всех верующих, независимо от их национальности.
Формирование христианской традиции
Разложение школ классической греческой философии под влиянием мистико-теософских учений Востока. Герметизм – мистико-религиозное учение, с поздней античности стремившееся синтезировать элементы платонизма, стоицизма и пифагореизма с эзотерическими учениями Египта и Востока, халдейской астрологией и магией и оказавшее влияние на формирование христианской традиции в ранний период ее становления25.
1-(7) |
Рождение Христа (дата условная)26 |
1 |
Овидий «Наука любви8 – «Метаморфозы» |
7-40 |
Ирод Антипа – царь Галилеи |
8 |
Правителем Иудеи становится римский наместник в Сирии. Проповедь Иоанна Крестителя (проповедника, вероятно, связанного с кумранской общиной) о скором приходе мессии и призывом людей к очищению от грехов путем крещения в водах р. Иордан. Казнь Иоанна Иродом Антипой. Посредническая роль Иоанна Крестителя между кумранским учением и массовой христианской проповедью, из которой выросло христианство. |
8 |
Овидий «Метаморфозы» Авл Корнелий Цельс. Римский писатель эпохи императора Тиберия, автор энциклопедии «Искусства(«Artes» ) из 8 книг, которая включала вопросы медицины, сельского хозяйства, риторики, военного дела. Сохранились только те части этого сочинения, которые имели отношение к медицине. Обладал широкими медицинскими познаниями, хотя сам врачем не был. |
Проповедническая деятельность Иисуса (длилась согласно ангельским текстам от одного года до трех лет) Первые христианские общины
|
|
1-100 |
Апполоний Тианский греческий философ-пифагореецоснователь эллинистического христианского мистицизма.Согласно традиции обучался в Индии. Путешествовал по Египту и Греции. В 65 году проповедовал в Римских храмах. В 95 году основал в Эфесе пифагорейскую школу – главный центр тайно-знания, в котором изучались «науки» входившие в состав «герметического свода». Учил о нечистоте материи и величайшем боге среди богов. Выступал в роли собеседника и советника римских императоров Веспасиана, Тита, Нервы. |
Патристика27
10 г. до н.э.– первая половина1 в. н.э.
Филон Александрийский-иудейско-эллинистический философ,предпринял попытку синтеза религии иудаизма и эллинистической философией и сделал это более последовательно, чем представители неоплатонизма, неопифагореизма и стоицизма, попытался осуществить аллегорическое истолкование «Пятикнижья». Утверждал идею о недостижимости Бога для человека. Создал учение о ЛОГОСЕ, в котором попытался сочетать иудейское вероучение с греческой идеалистической философией. Его учение сыграло впоследствии большую роль в становлении христианской теологии. В этом учении Бог трактуется как Абсолют не обладающий никакими качествами, не протяженный в пространстве и времени. Слово, Разум божий – Логос является посредником между абсолютом и миром. Ниже Логоса находятся «силы Божии», воздействующие на космос и человека. Через логос человек может достигнуть единения с божеством. Учение о Логосе сближало Филона с учением Гермеса Трисмегиста, в котором также присутствовало учение о Божественном Разуме госе, который противостоит миру, созданному демонами и являющимся воплощением зла. Перед лицом бога, когда человек встречает своего Творца, он осознает свое ничтожество. «Бог – пастух мира и людей», который «в соответствии с законом и справедливостью» гонит «землю и воздух и огонь и все, что в них растет и живет...ставя во главе Свое истинное слово и Перворожденного сына, который возьмет у него заботу об этом священном стаде..."28 Вместе с тем, человек превосходит других живых существ тем, что обладает особым даром, которым является Ум», приученный схватывать природу как материальных объектов, так и вещей вообще…из всего, что в нас, один ум неразрушим. Ибо только ум Отец, Который сотворил его, счел достойным свободы и, развязывая узлы необходимости, отпустил его, дав от своей свободы воли, которая является Его наиболее специфическим и внутренним владением, такую часть, которую он был в состоянии вместить… Он сделал человека свободным и вольным для того, чтобы использовать его энергии поступать добровольно и привольно, чтобы он, зная добро и зло, получив понятие хорошего и низменного, ясно понимая справедливое и несправедливое и вообще то, что принадлежит добродетели и пороку, - мог выбрать лучшее и избегать противоположного»29