Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 601
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Стремление к красоте, истине, искра Божья, "королевское начало" есть в каждом человеке, но нужно проделать длинный и сложный путь, для того чтобы уникальный индивидуальный дар каждого человека (или сказочного героя) был применен и раскрыт.
Этап развития в отчем доме проходит не только сказочный герой, но и каждый человек. На нем человек познает родительский опыт и формирует мировоззрение; он накапливает информацию о явлению Мира; аккумулирует в себе энергию родительской любви, которая в его самостоятельной жизни послужит ему опорой. Этот период длится от рождения, примерно, до 11-14 лет.
2. Расставание с родным домом
В каждой сказке главный герой рано или поздно покидает родительский дом. Расставание с отчим домом может быть добровольным и вынужденным. Либо обстоятельства и ситуация побуждают героя отправиться в путешествие, либо насущная внутренняя необходимость, потребность, желание. Герой может отправиться спасать похищенную принцессу, поехать по поручению отца или царя, его могут выгнать из дома, или он сам может отравиться в путь, чтобы "других посмотреть и себя показать". Так или иначе, для главного героя происходит существенное изменение привычной ему ситуации. К этому моменту герой накопил уже достаточно внутренних сил для того, чтобы действовать самостоятельно. Задача этого этапа - отделение от родительского дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности.
Если провести параллель между этапом развития сказочного сюжета и развитием личности человека, то можно увидеть, что подростки решают аналогичные задачи. В период примерно с 11 до 18 лет человеку очень важно психологически отделиться от родителей, выработать свой собственный взгляд на мир.
Мудрые сказочные родители всегда отпускают своего ребенка в его собственный путь, как бы тяжело им ни было. Отделяясь от родителей, лишаясь их поддержки, сказочный героя, так же как и человек, может рассчитывать только на самого себя. Какой он сделает для себя выбор, каким будет его путь - это темы следующего этапа развития сказочного сюжета.
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
"Выехал Иван-царевич на дорогу (покинув отчий дом), остановился и думает- куда дальше путь держать". На предыдущем этапе герой принял первое важное решение в своей жизни - действовать самостоятельно. Теперь, когда он один - перед ним встает еще более сложная и глубокая задача - какой выбрать путь. Часто в сказках на этом этапе герой приезжает на Распутье. Перед ним три дороги, и вся его жизнь зависит от того выбора, который он сейчас сделает. Часто в сказке главный герой выбирает самый трудный (на первый взгляд) путь, но именно он приводит героя & успеху. Здесь происходит проверка на силу духа и искушение: ведь есть пути, которые сулят быструю выгоду. Если у главного героя есть братья, они, как правило, выбирают пути полегче, однако, не достигают намеченной цели.
Герой делает свой выбор в соответствии с той целью, ради которой он покинул родительский дом. Внутреннее ощущение, интуиция подсказывает ему правильный выбор, Вот выбор сделан. Героя идет по дороге, и здесь он встречается с разными существами, нуждающимися в его помощи. Он может пройти мимо, сославшись на то, что это отвлекает его от главной цели пути - так и делают некоторые второстепенные герои сказки. Однако, герой всегда оказывает помощь попавшим в беду, хотя на первый взгляд это может показаться бесполезными действиями. Эти ситуации - проверка на "доброе сердце». Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносят герою новых друзей и помощников. Сказка учит - как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
Таким образом, герой выходит из ситуации неопределенности, выбирает свой путь и приобретает себе верных помощников. Они появятся в самый нужный момент. Тогда, когда герой не сможет справиться с ситуацией сам.
В жизни человека-это этап осознания смысла существования и поиска своего места в жизни Обычно этот период начинается перед окончанием школы. После окончания школы меняется его окружение. В техникумах, институтах, на работе появляются новые друзья, планы. Меняется его стиль жизни. С этим периодом жизни связаны три важнейшие психологические задачи, которые сознательно или бессознательно решает для себя молодой человек:
Принятие самого себя - я такой, какой я есть.
Принятие своего пуп* - я совершаю свой собственный путь, который я для себя выбрал.
Принятие ответственности за свой выбор и действия - "я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной".
4. Борьба и победа
Это кульминация сказки Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу с персонифицированным злом (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Колдунья, Ворон-Воронович и др.). В сказках герой побеждает зло. Правда, иногда он прибегает к помощи природных сил или других персонажей сказки. Но в результате герой приобретает не только то, за чем он шел: принцессу, славу, волшебные предметы и пр., но и нечто, о чем не знал: посошок-перышко, волшебный ларец или перстень. Честно приобретенные предметы, как правило, обладают большой силой.
Вместе с волшебными предметами, принадлежавшими злым силам, герой забирает силу побежденного. То есть, герой, побеждая самостоятельно, приобретает новые возможности и опыт.
Ситуации честной победы над злом и ощущения себя более сильным и уверенным ребенок может пережить в реальной жизни.
Бывает в жизни так, что то, прежде казалось правильным - подвергается сомнению; то, что раньше нравилось - не приносит удовольствия. И тогда человек понимает, что можно что-то менять в своей жизни. Когда к нему приходит осознание что и как нужно изменить, тогда, на сказочном языке, он отрубает голову дракону.
Борьба со злом может быль и внешней. Нередко человеку приходиться противостоять ситуациям, где он оказывается в положении сказочного героя, борющегося с драконом. Побеждая, человек становится сильнее и мудрее.
5. Новые испытания
Победа над злом не означает полной победы и конца испытаниям. На каком-то этапе герой сталкивается с задачами, решать которые он должен в свете нового опыта. Например, если, убегая от погони, герой использует вновь приобретенные платок и гребешок, вместо того, чтобы использовать волшебный перстень, который может исполнить любое его желание, то он лишится силы.
На этом этапе герою нельзя было действовать по-старому в изменившейся ситуации. Следует по-новому, творчески подходить к решению кажущихся простыми проблем. Ведь сказка учит, что главное зло возникает тогда, когда ты расслаблен и меньше всего его ожидаешь. Победа над злом – это еще не конец пути. Могут возникнуть новые испытания, для которых нужны новые силу, новая мудрость и новые решения. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившейся для человека жизни.
6. Счастливый конец
Часто сказки заканчиваются свадьбой Свадьба может бьпъ рассмотрена как символ завершенности какого-либо процесса, воссоединения, восстановление целостности.
Однако, сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни.
Поскольку сказка - многогранный материал, ее можно использовать в разных ракурсах. Выбирается тот ракурс, который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностическим целям.
Методом сказотерапии возможно решение следующих задач:
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
- развитие умения преодолевать трудности и страхи;
- выявление и поддержка творческих способностей;
- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Структура педагогической системы состоит из трёх взаимосвязанных блоков (сказочных тем) - “В гостях у красавицы Осени”, “В гостях у красавицы Зимы” и “В гостях у красавицы Весны”. Каждая из этих блоков включает два основных элемента:
1. Художественно-экологическая развивающая среда (создание в группах звуковой и изобразительной семантической среды, соответствующей тому или иному времени года).
2.Художественно-экологическая развивающая деятельность (восприятие, исполнение и создание детьми художественных произведений на основе сказочных образов природы и природных стихий).
Эта деятельность включает в себя:
Каждый блок включает в себя развитие речи на материале сказок и других жанров устного народного творчества, музыку, изобразительное искусство, экологию, развивающие игры (частично).
Основные виды деятельности детей:
1. Слушание и запоминание сказок.
2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
5. Рисование сказок.
6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).
7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.