Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 433
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
6. Воспитывать желание заботиться о своем организме, беречь окружающий мир.
7. Воспитывать чувство единства с природой, радости и непреходящего удивления от общения с ней. Расширять представления детей об окружающем мире.
8. Дать представление о планете Земля как общем доме для всего, что на ней находится.
9. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки в отношении к окружающему миру, желание гуманных, созидающих действий.
Содержание:
Целостное представление о природе. Три ее составляющих: «неживая» природа, мир растений, мир животных. Место и роль человека. Красота мира.
Органы чувств – средства познания, наши добрые друзья. Органы чувств как общие жизненные признаки человека и представителей «живой» природы (растений и животных). Правила гигиены и бережного отношения к своему здоровью.
Устройство дома: пол, крыша, освещение, водопровод, вентиляция. «Устройство» нашей планеты. Мир «неживой» природы, выполняющий роль основных элементов настоящего дома.
Материки и океаны. Страны. Наша Родина. Кто мы. Наши соседи по планете. Планета Земля – наш общий дом. Правила общежития. Красота мира и красота добрых поступков, отношений.
Художественное слово:
К.Д. Ушинский «Наше Отечество».
Стихи: О. Трошенкова«Пять друзей», «Это – поле, это – лес…»,
Л.Савчук «Наша планета Земля», Я. Абидов «Земля».
Сказка Э. Маклеррена «Гора, полюбившая птицу».
Пластический ряд: театральные игры-этюды «Дворник и листья», «Девочка и букет». Групповые этюды из волшебных рук. Конкурс на самое интересное пластическое решение, яркий художественный образ, оригинальное название своего букета.
«Веселая перекличка имен». Разноцветье среди нас.
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Цель:совершенствовать у детей поэтическое представление об осени как времени «засыпания» природы, подготовки ее к долгому зимнему «сну», доброй хозяюшке, наводящей порядок в природе для ее будущего пробуждения.
Задачи:
1. Совершенствовать у детей умение видеть красоту осенней природы.
2. Углублять представления детей о сезонных изменениях в неживой природе, жизни растений и животных.
3. Формировать способность устанавливать причинно-следственные связи между происходящими явлениями и событиями.
4. Помочь понять последовательность природных явлений, их взаимосвязь.
5. Расширять представления детей об осени как щедрой хозяюшке.
6. Продолжать знакомство детей с народными традициями в отношениях людей с природой.
7. Воспитывать интерес и уважение к труду людей, его результатам, потребность участия в добрых делах.
Содержание:
Динамика и последовательность природных изменений осенью, их особенная красота. Солнце, воздух, земля, вода – помощники осени. («Остывание» солнца. Остывание воздуха, земли, воды).
Куда и почему улетают птицы. «Хозяйственные дела» обитателей леса, подготовка к зиме. Как природа заботится о животных и человеке: семена, плоды, ягоды, грибы.
Как человек заботится о природе осенью. «Зиновий-синичник» - праздник встречи зимующих птиц.
Труд людей. Хлеб – всему голова. Праздники овощей на Руси.
Художественное слово:
Г. Скребицкий. «Четыре художника. Осень».
Э. Киселева «Мороз и Осень».
А. Мусатов «Как хлеб на стол пришел».
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».
Сказки О. Трошенковой «Синичка», «Почему улетают птицы».
Русская народная сказка «Война грибов с ягодами».
Пословицы и поговорки об осени, земле, хлеб.
Приметы осени.
Загадки об овощах, грибах, ягодах;
Стихи.
Музыкальный ряд: шумы: звуки осеннего леса.
Зрительный ряд:
И. Левитан «Осень», «Золотая осень», «Осенний пейзаж»,
«Поздняя осень».
И. Шишкин «Полдень».
Фотоальбом «Времена года».
Пластический ряд:этюд-импровизация «В осеннем солнечном лесу». Превращаемся в деревья, кусты, цветы, болотные кочки.
Музыкально-пластическая импровизация «В царстве грибов»: крепкий гриб-боровик, красавчик подосиновик, симпатичная сыроежка, скромный опенок, задавака мухомор, глупая поганка. Конкурс словесных портретов «Ты чей, грибок, полезай в кузовок».
Массовый этюд «Золотые колосья пшеницы». Умение равномерно «распределить себя» в пространстве: «колосья растут» кругом, рядами, полукругом, вразнобой.
Игры: «Волшебный мешочек», «Чей сноп соберется быстрей», «По грибы, по ягоды».
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Цель: совершенствовать поэтическое представление детей о зиме, чувство восхищения и радости от встречи с красотой зимней природы (ощущение волшебства, чуда), формировать понимание событий, происходящих в природе в это время года, способность устанавливать их причину, взаимосвязь.
Задачи:
1. Обобщать и расширять представления детей о характерных явлениях зимней погоды, их сущности.
2. Совершенствовать представление детей о роли объектов «неживой» природы (солнца, воды, воздуха, почвы) в происходящих изменениях.
3. Формировать устойчивое представление о жизни животных и растений в зимний период.
4. Познакомить детей с растениями и животными, обитающими в разных районах нашей страны: на Севере, в горах, в пустыне, особенностями их жизни.
5. Продолжать знакомство детей с народными традициями, отражающими явления зимней природы.
6. Расширять представление детей о труде человека зимой, о природоохранной деятельности.
7. Воспитывать у детей потребность участия в добрых делах.
Содержание:
Зима в пословицах и поговорках. Образно-поэтическое представление людей о зиме, как холодной, строгой, неприступной красавице. Солнце, воздух, земля, вода – помощники зимы. «День рожденья» солнца.
Тепловые изменения воды. Роль снега в жизни природы. Обитатели леса. Их приспособленность к жизни зимой. Деревья нашего леса. Елка в жизни природы и человека.
Труд людей зимой. Процесс подготовки к новому урожаю - снегозадержание, ремонт техники, сохранение семян. Содержание домашних животных.
Растения и животные северных, горных, пустынных районов нашей страны: олень, осел, верблюд, саксаул.
Природоохранная деятельность людей, помощь лесу и его обитателям. Знакомство с профессией лесничего.
Художественное слово:
Н. Сладков «Разноцветная земля».
В. Бианки «Теремок», «Лесной календарь».
Сказки О. Трошенковой «Жила-была елочка», «Самое доброе дело».
Русская народная сказка «Лиса и заяц».
А. Мусатов «Как хлеб на стол пришел».
Пословицы и поговорки о зиме. Приметы зимы. Заклички солнца.
Загадки о животных.
Музыкальный ряд: шумы - голоса диких и домашних животных.
Зрительный ряд:
И. Шишкин «Зима», «На Севере диком…».
Фотоальбом «Времена года».
Пластический ряд: пластические этюды «падение снежинок на землю». Сочинение волшебных историй «Когда я летала по воздуху...», «Когда я жила в туче...», «Когда я села на нос...» и т. д.
Игра-упражнение «О чем нам поведала елочка?» Групповые «фантазии-сочинялки» - «Почему под Новый год в лесу происходят чудеса?», «О чем плакала елочка?», «Что рассказали новогодние игрушки» и т. д.
Сочинение закличек: снегу, чтобы валил гуще; метели, чтобы добрые песни пела; огню, чтоб не погас. Исполнение закличек сопровождается определенными движениями.
Игры:«Золотые ворота», «Зайцы и лиса».
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Цель:совершенствовать образно – поэтическое представление детей о весне как доброй волшебнице, оживляющей природу, понимание красоты, ощущение динамики и энергии событий, происходящих в это время года, понимание их причин, взаимосвязи.
Задачи:
1. Помочь детям осознать чудо пробуждения природы, зарождения новой жизни
2. Формировать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в неживой и живой природе.
3. Дать начальные представления о природных сообществах.
4. Формировать понимание зависимости деятельности людей от процессов, происходящих в природе, способность видеть закономерности.
5. Поддерживать интерес к народным традициям в познании природы.
6. Воспитывать желание участия в происходящих событиях.
Содержание:
Весна света. Весна воды. Весна травы. Солнце, вода, воздух, земля (почва) – помощники весны.
Пробуждение природы. Первые звуки и запахи весны. Первоцветы.
Встреча птиц. Природные «города» - лес, луг, водоем, и их жители. Кто дружит с деревом. «Чудо-дерево». Деревья и люди.
Труд людей весной. Природоохранная деятельность.
Художественное слово:
М. Ильина, Е. Сегал «Чудесная кладовая».
Ю. Дмитриев «Нарисовал художник лес».
М. Пришвин «Этажи леса».
Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево».
Пословицы, поговорки о весне.
Зрительный ряд:
И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март».
А. Саврасов «Грачи прилетели».
Фотоальбом «Времена года».
Пластический ряд:пластические этюды на тему «Весенние забавы»: чистит перышки воробей в луже, греется на солнышке ворона, грач на вспаханном поле.
Упражнения на одновременное звучание и физическое действие «Песни и танцы апрельских ручьев». Игра-загадка «О чем поет ручей?»
Массовые этюды «прорастания из земли»: трава, цветы, кусты, деревья. Парные этюды «Волшебный лес» - один ребенок «выращивает» из зернышка (другого ребенка) чудесное растение.
Большой массовый этюд «Чудо-дерево». Все дети - одно дерево: ствол, ветви, листья. Дерево спит. С появлением солнца и первых дождевых капель оно просыпается, потягивается, раскрывает листочки, поднимает ветки к солнцу. И начинаются чудеса (индивидуальные этюды детей): зачирикал воробей, вспорхнула бабочка, заквакала лягушка, громко загудел шмель, пролетела стрекоза. Расцветает дерево.