Файл: Русская культура. Сборник программ (школьный компонент учебного плана).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 509
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
В задачи обучения первоклассников в четвертой четверти входят:
а) продолжение знакомства детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства;
б) формирование у них умений и навыков грамотного использования художественных инструментов и материалов.
Изобразительный материал четвертой четверти строится на обыгрывании архетипа Воды как одного из главных символов весенних месяцев, связанного с капелью, таянием снега, разливами рек, первыми весенними дождями и т.п.
Основной целью обучения и развития детей во 2-ом классе является детальное знакомство детей с изобразительно-выразительными особенностями разных видов изобразительного искусства и их влияние друг на друга. Традиционная русская культура, как основа для изучения и изображения, рассматривается на материале древних легенд, мифов, былин и т.д.
На занятиях во втором классе учащиеся получают более полное представление о различных художественных материалах, используемых в разных видах изобразительного искусства, и их изобразительно-выразительных свойствах. Параллельно с более глубоким освоением приемов работы с разными изобразительными материалами дети, работая над воплощением образов древнерусских сказаний, учатся понимать основные художественно-выразительные возможности изобразительного искусства. Изучая приемы исполнения творческих работ отечественными профессиональными художниками и народными мастерами, учащиеся осваивают образный язык изобразительного искусства.
В процессе занятий обращается внимание на то, что изобразительное искусство является синтетическим по своей сути, и каждый из его видов включает в себя выразительные элементы еще какого-либо вида, а возможно, и всех видов одновременно. Особенно если это произведение декоративно-прикладного искусства или предмет народного творчества.
Знания и навыки, полученные детьми во втором классе, являются базовыми для дальнейшего обучения по предлагаемой экспериментальной программе.
Основная цель обучения и развития детей в 3-м классе заключается в знакомстве детей с поиском художественного образа в процессе трансформации природных форм в стилизованные декоративные, через освоение специфических художественнно-выразительных приемов. Кроме того, дети должны знакомиться с использованием стилизованных форм реального мира в творческих работах профессиональных художников и мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
В процессе освоения законов создания и использования различных стилизаций дети закрепляют теоретические знания в области изобразительного искусства и навыки творческого использования различных художественных материалов, полученные в предыдущих классах, а также углубляют их в процессе создания изображений с натуры, по памяти, по представлению с помощью различных изобразительных материалов и средств.
На уроках изобразительного искусства в 3-м классе учащиеся более сознательно подходят к выбору и использованию художественных материалов и техники, способствующих наиболее адекватной передаче художественного образа. Приобретенные ранее навыки работы с художественными инструментами повышают качество их творческих работ.
В ходе дальнейшего освоения учащимися традиционной русской культуры при опоре на архетипы четырех основных стихий (земля, воздух, вода, огонь) изобразительный материал строится на обобщенных представлениях детей о периоде христианства на Руси. Этот материал включает в себя знакомство с христианством, понимание происхождения мира, знакомство с особенностями христианской культуры в целом и изобразительным творчеством православной Руси в частности. Творческие задания в 3-м классе включают в себя иллюстрирование или оформление основных христианских праздников и обрядов, о которых может идти речь на других уроках художественно-эстетического цикла, либо обыгрывание фрагментов, которое может иметь место в школьных условиях.
Основной целью обучения и развития детей в 4-ом классе является знакомство с историей происхождения изобразительного искусства и его значением в жизни людей различных эпох и национальностей. Основной упор в процессе обучения детей делается на значении изобразительного искусства на Руси, во всех его проявлениях (в живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, дизайне) в системе мировой культуры.
Аналогично тому, как реальная природная форма превращается в декоративную, стилизованную, удовлетворяя потребности художника в создании определенного художественного образа, предметы и объекты, используемые людьми, изменяются в разные эпохи в зависимости от изменяющихся духовных, эстетических и материальных потребностей.
В процессе различных видов изобразительной деятельности на уроках в 4-м классе дети не только закрепляют и углубляют знания и навыки в области языка изобразительного искусства, а вместе с тем истории культуры вообще.
Отталкиваясь от четырех взятых за основу архетипов, можно условно делить историю мировой культуры на четыре основные вехи развития:
а) культура и искусство Древнего мира, зарождение культуры-архетипа Земли как родоначальницы, матери всего сущего;
б) эпоха средневековья, ориентированная на возвышение идеала безраздельного служения Богу, стремление ввысь, к небесам, так как земная жизнь считалась лишь подготовкой к жизни небесной - архетип Воздуха;
в) эпоха Возрождения в культуре и искусстве, эпоха возрождения из небытия средневековья. Появились новые идеалы, буйство творческого огня, искусство повернулось лицом к человеку, и человек немедленно занял в нем главенствующее место - архетип Огня;
г) быстрое течение времени, быстрая смена исторических событий и художественных стилей - архетип Воды.
Задачи каждого последующего класса усложняются, поэтому учителю необходимо опираться на знания и навыки учеников, полученные ранее на уроках изобразительного искусства. Заложенное в предлагаемой программе содержание должно способствовать активизации творческих способностей детей в процессе освоения традиционной русской культуры и в процессе использования различных художественных материалов.
Темы, выбранные учителем для изучения, должны охватывать достаточно большой объем учебного материала, доступного пониманию детей. В процессе уроков необходимо делать акцент на роли изобразительного искусства в повседневной жизни людей, используя для иллюстраций наряду с лучшими образцами профессионального и народного изобразительного искусства образы, не представляющие большой художественной ценности, как бы «провоцируя» детей на эстетический анализ тех и других.
Каждый художественный материал обладает набором не только ему присущих изобразительно-выразительных свойств и возможностей, поэтому художнику для создания художественного образа необходимо ориентироваться в этих возможностях (дети на занятиях представляют себя профессиональными художниками). Исходя из этого мы не разрабатываем систему последовательного использования различных художественных материалов и техники. В нашей программе они используются параллельно друг другу, и выбор определенного художественного материала зависит только от его изобразительно-выразительных возможностей, необходимых для наиболее адекватной передачи художественного образа.
Единственный принцип, которого мы старались придерживаться при выборе художественного материала – это универсальный дидактический принцип «от простого к сложному». Но в данном случае речь идет не о самом материале, а о характере упражнений с его использованием и степени сложности этих упражнений.
В процессе планирования уроков по предлагаемой программе необходимо опираться на основные этапы творческой работы с целью обеспечения успешного творческого решения конкретных изобразительных задач и развитию логического мышления:
а) осознание потребности, которая в художественном творчестве совпадает с потребностью самовыражения;
б) анализ потребности, освоение новой информации (овладение знаниями, умениями и навыками), необходимой для воплощения творческого замысла, и формирование предлагавшихся ранее решений, критический анализ этих решений;
в) рождение новой идеи;
г) претворение замысла в творческой работе;
д) подведение итогов урока как осознание результативности творческого поиска ребенка.
Каждое задание в 1-ом классе ориентировано на 1 урок в неделю продолжительностью 45 минут, во всех последующих классах – на два совмещенных урока в неделю (90 минут).
Перечень представленных тем условный. При необходимости он может быть изменен с условием сохранения структуры программы и при выполнении всех вышеизложенных требований.
Тематическое планирование по учебному курсу
«Изобразительное искусство»
Земля моих предков (32 часа)
1 класс
1 раздел. Родина любимая (8 часов)
Богатство родной земли, художник в щедром царстве Матушки-Осени
Тема 1. Путешествие в страну изобразительного искусства
Вводное занятие.
Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства. Почему живописцы любят осень?
Выбор теплой осенней гаммы с помощью трех цветов. Выполнение мазковой композиции по сырому.
Бумага, акварель, кисть.
Тема 2. Нет художницы смелее и чудеснее, чем осень
Особенности графического искусства. Жанр портрета. Что помогает художнику усилить выразительность образа?
Доработка живописной композиции с помощью линейного рисунка. Создание образа художницы-Осени.
Живописная композиция, темная акварель, тонкая кисть.
Тема 3. Подарки Матушки-Осени
Натюрморт – жанр изобразительного искусства. Рисование – передача формы и цвета предметов.
Изображение с натуры овощей, фруктов, хлебных колосьев, осенних листьев, грибов и т. д.
Бумага, гуашь, кисть.
Тема 4. Золотая Хохлома
Народное декоративно-прикладное искусство. Искусство Хохломы, особенности промысла, технология изготовления изделий.
Живописный подмалевок под цвет золота.
Два листа бумаги, акварель, кисть.
Тема 5. «Волшебная ветка» и «Забавный барашек»
Особенности двух видов хохломской росписи – «травка» и «кудрина».
Выполнение свободной кистевой росписи в стиле Хохломы:
1) веточка с цветами и ягодами («травка»);
2) кудрявый сказочный барашек («кудрина»).
Тема 6. Целый месяц под дождем
Дизайн – вид искусства. Художник-дизайнер и художник-прикладник, совместное творчество.
Конструирование зонта (основа – круг, разрезанный по радиусу и склеенный). Украшение купола зонта декоративной росписью. Ручкой для готового макета может служить шпажка для сэндвичей.
Начерченный на бумаге круг (R=5 см), ножницы, клей, акварель, кисть, шпажка.