ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 1632
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
§2.Основные этапы развития экономической теории
Выберите правильный вариант ответа
Глава 2. Типы экономических систем
§1.Классификация экономических систем
§2.Натуральное и товарное хозяйство
Глава 3. Категории рыночной экономии
§1. Понятие товара и его свойств
§2. Деньги, их сущность и функции.
Глава 4.Издержки производства и прибыль
§3.Концентрация и централизация капитала
Выберите правильный вариант ответа
Глава 5. Рынок, его виды и функции
§1.Возникновение рынка и его инфраструктура
§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны
§3.Роль государства в современной рыночной экономике
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§2.Рыночный спрос и рыночное предложение
Выберите правильный вариант ответа
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
§4. Предпринимательство в России и его особенности
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Глава 8.Торговое предпринимательство
§1. Торговый капитал и торговая прибыль
§1. Спрос и предложение на рынке труда
§2. Занятость населения и безработица
§3. Зарплата и ее основные формы
§4. Заработная плата работников школы
Выберите правильный вариант ответа
§1. Земля как фактор производства
§2. Арендные отношения и земельная рента
§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.
Глава 12. Национальное воспроизводство
§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.
§2.Макроэкономическое равновесие.
§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Глава 14. Современное мировое хозяйство
§2. Международная валютная система.
Во-вторых, технический прогресс, стимулируемый рыночным механизмом, во многих отраслях, с чисто технологической точки зрения, требует оптимизации размеров фирм и, дифференциации производства, что неизбежно рождает тенденцию к монополизации рынка.
В этом же направлении действует и сама логика развития конкурентной борьбы, в ходе которой сильные подчиняют и поглощают более слабых.
Таким образом, происходящий процесс концентрации и централизации производства и капитала изменяют ситуацию в области конкуренции. Число продавцов на рынке уменьшается, а вклад их в рынок значительно возрастает. Поэтому каждый продавец теперь может оказать влияние и на объем производимой продукции и на цену, с учетом собственной выгоды и в ущерб обществу в целом.
В этих условиях формируется несовершенная конкуренцияв двух ее формах - монополистической (моно - от греческого сл. «один», полео - «продаю») и олигополистической (олиго - «немного, несколько», полео - «продаю»).
Если рынок захвачен одной монополией - фирмой или государством - налицо господство монополии и рынок считается монополизированным. Такая фирма захватывает источники сырья, каналы сбыта продукции, что делает невозможным проникновение на рынок других предпринимателей. Но это не исключает конкурентной борьбы внутри самой монополии между ее участниками за контрольный пакет акций, за долю производства, за перераспределения рынка сбыта, закупки сырья и т.д.
Поэтому рождаясь из конкуренции, монополия не устраняет ее, а видоизменяет и создает ее новые формы и методы.
Однако, как нет абсолютно чистой совершенной конкуренции, так нет в практике и чистой монополии, т.е. такого положения когда одна фирма является единственным производителем продукта.
Безраздельное господство одного монополиста на рынке запрещено законодательством практически всех стран. В США, например, не может одна фирма осуществлять более 60% объема продаж данной продукции. По этой причине еще в 1903 г. на основе антимонопольного законодательства (антитрестовский закон Шермана, принятый в 1890 г.) в США была разокрупнена рокфеллеровская нефтяная компания «Стандарт Ойл» на 33 независимые фирмы. Позже, спустя 80 лет, т.е. в 1982-1983 гг. была разделена на 23 независимых компаний крупнейшая корпорация «Америкен телеграф энд телефон» (АТТ).
Поэтому, как правило, на рынке господствует не один, а несколько крупных производителей-продавцов. Конкуренция между ними называется олигополистической. Олигополия - это рынок, где основная доля выпуска приходится на нескольких (от двух до пяти) крупных производителей. Классическим примером олигополии является так называемая «большая тройка» в автомобильной промышленности США «Дженерал Моторс», «Форд», «Крайслер». На них приходится 90% производства всех легковых автомобилей страны.
Во многих отраслях промышленности США на четырех крупнейших производителей приходится более 50% выпуска продукции отрасли. По несколько крупных компаний господствует в отраслях, производящих сталь, цемент, сигареты, алюминий.
Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям по установлению цен, разделу рынков и т.д. Конкуренция на олигополистическом рынке тем интнсивесней, чем больше число фирм и наоборот.
Но может быть и такая ситуация, когда потребитель той или иной продукции один, а фирм несколько. Тогда не производитель, а потребитель выступает как монополист, диктующий свои условия производству и ценам. В этом случае речь идет о монопсонии.
Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии они имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
Основными методами добросовестной конкуренции являются: повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. «война цен». Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.
Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество товаров. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.
В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучение запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем такого рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, прогнозировать ситуацию на рынке и уменьшать риск неудачи и т.д. В связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает информация о вкусах и доходах различных социальных групп общества.
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение времени, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание - создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.
Наряду с методами добросовестной конкуренции существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы. Основными методами недобросовестной конкуренции являются: экономический и промышленный научно-технический шпионаж, подделка продукции конкурентов, подкуп и шантаж, обман потребителей, сокрытие дефектов и т.д.
Основными объектами промышленного шпионажа являются чертежи, технология, структура издержек. С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции. В организационную структуру олигополий входят технические центры, основной задачей которых является разработка новых товаров, повышение качества уже существующей продукции, разработка новых технологий. В целях повышения прибыли фирмы стремятся к установлению истинной ценности собственной продукции. Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технических решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. Учитываются все недостатки и преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций.
Недостатки своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей.
Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов. Основными законными путями сбора информации о конкурентах являются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; отчеты зарубежных филиалов и др.
Так как каждая фирма знает о возможных действиях против нее со стороны конкурентов, то в официальных публикациях и отчетах каждая компания старается дать минимальную информацию о своей деятельности и финансовом положении, о научно-исследовательских работах. В основном, любая крупная компания составляет несколько вариантов отчета.
Отчет, отражающий истинное состояние дел в считанных экземплярах представляется высшим руководителям фирмы, которые определяют политику и стратегию корпорации. Другой вариант отчета, из которого исключена наиболее важная информация, предоставляется руководителям корпорации среднего уровня, некоторым управляющим зарубежными филиалами, некоторым лицам из среды основных акционеров.
Возможен и третий - популярный вариант отчета, в котором отсутствует практически всякий смысл, но зато присутствуют отличные иллюстрации, отчет прекрасно издан и т.д.; такой отчет предназначен для акционеров и широкой общественности.
Но конкурирующие фирмы, зная о возможных способах сокрытия информации, осуществляют сбор конфиденциальной информации приглашая на работу специалистов конкурента, ведя тайное наблюдение за интересующим специалистом, отделом, лабораторией; внедряя «нужных» лиц в структуру фирмы-конкурента; похищая чертежи и документы; собирая информацию через зарубежные филиалы и через общих поставщиков.
Эффективным способом экономического шпионажа является внедрение «своего человека» в государственные органы, призванные регулировать и контролировать деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной политикой и т.п.
Частная собственность на изобретения устанавливается через патентование. С экономической точки зрения патентование равнозначно монополизации выгод, связанных с использованием патента.
В основном патент предоставляет реальные выгоды в течение семи лет, что позволяет за это время получить немалую прибыль его владельцу. Но с другой стороны, появление патента, запрещающего использовать какое-либо патентованное открытие непосредственно конкурентами, заставляет их идти на разработку каких-то новых технических приемов, технологий.
Кроме того, многие крупнейшие изобретения часто не патентуются, чтобы не привлекать к ним внимания конкурирующих компаний. Это чаще всего относится к технологиям, техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие от создания новых товаров.
Путь от изобретения до коммерческого использования требует больших финансовых, трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что конкурент не внедрит изобретение быстрее, чем сама корпорация, то изобретение не патентуется, если же существует риск, что изобретение будет использовано конкурентом, его сразу же патентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срок монопольного права. Секреты производства тех или иных товаров не патентуются с тем, чтобы по истечении определенного срока не обнародовать технологию их изготовления. Наличие патента служит мощным средством для контроля над рынком, т.к. его нарушение карается конфискацией незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и уплатой нарушителем крупных штрафов, достигающих в США, например, 10 млн. долларов.
Современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию, передаваемую устно, через телефон, факс, компьютер. Оконные стекла могут служить микрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов.
Особенности конкуренции в России. В условиях тотального огосударствления экономики в СССР и создания государственной монополии была устранена конкурентная среда, а постоянно существующее недопроизводство ликвидировало конкуренцию, что в значительной степени обрекало производство на застой.