ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
§2.Основные этапы развития экономической теории
Выберите правильный вариант ответа
Глава 2. Типы экономических систем
§1.Классификация экономических систем
§2.Натуральное и товарное хозяйство
Глава 3. Категории рыночной экономии
§1. Понятие товара и его свойств
§2. Деньги, их сущность и функции.
Глава 4.Издержки производства и прибыль
§3.Концентрация и централизация капитала
Выберите правильный вариант ответа
Глава 5. Рынок, его виды и функции
§1.Возникновение рынка и его инфраструктура
§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны
§3.Роль государства в современной рыночной экономике
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§2.Рыночный спрос и рыночное предложение
Выберите правильный вариант ответа
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
§4. Предпринимательство в России и его особенности
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Глава 8.Торговое предпринимательство
§1. Торговый капитал и торговая прибыль
§1. Спрос и предложение на рынке труда
§2. Занятость населения и безработица
§3. Зарплата и ее основные формы
§4. Заработная плата работников школы
Выберите правильный вариант ответа
§1. Земля как фактор производства
§2. Арендные отношения и земельная рента
§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.
Глава 12. Национальное воспроизводство
§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.
§2.Макроэкономическое равновесие.
§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Глава 14. Современное мировое хозяйство
§2. Международная валютная система.
Вторым фактором, влияющим на этот процесс, является научно-техническая революция, которая в период внедрения ее достижений в практику, создает условия для появления новых фирм и новых предпринимателей. Этим объясняется предпринимательский бум в 50-60ыегоды ХХ века, когда распространение персональных компьютеров и телекоммуникационных систем вызвало к жизни не только развитие отраслей производства, но породило новый - консультационный и информационный бизнес.
Функции предпринимательства. Деятельность предпринимателя начинается с выполнения функции, которую можно назвать ресурсной, суть ее в мобилизации капитала и в сборе необходимых материальных и информационных ресурсов. При этом стремление к получению максимальной прибыли и наличие постоянного риска потери капитала заставляют предпринимателя рационально использовать все ресурсы, что важно и для общества в связи с ограниченностью ресурсов и ростом потребностей. Формой повышения эффективности использования ресурсов является комбинирование факторов производства и их перемещение на рынки, где альтернативная ценность выше и они принесут больший доход.
Важнейшей функцией предпринимателя является организационно-управленческая, суть которой в соединении всех факторов производства в единый производственный процесс.
Эта функция включает в себя: управление финансами, материально-техническое бесперебойное снабжение, управление сбытом, требующее знания и изучения потребности в данной продукции и услуге, управление кадрами, которое связано не только с подбором и расстановкой работников, но требует поиска новых подходов к оценке труда и его стимулирования, формирование у работников чувства сопричастности к делам фирмы, что в конечном итоге и определяет успех дела.
Вся эта деятельность требует самопланирования, которое осуществляется на уровне хозяйственных ячеек. Планирование предпринимательской деятельности получило в зарубежной практике название бизнес-планов. Сегодня ни один серьезный проект не утверждается и не принимается к реализации без развернутого технико-экономического обоснования и программы осуществления, т.е. бизнес-план представляет собой симбиоз программы и экономического обоснования.
Бизнес планпризван заранее прогнозировать, наметить желаемую и практически осуществимую картину предпринимательских действий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Он намечает систему мероприятий, действий, направленных на достижение поставленной цели. Как правило, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на финансово-экономических аспектах достижения успеха, тогда как научно-технические, технологические, социальные стороны представлены в нем менее детально.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы, но в то же время такой план имеет свои разделы: цели и задачи предпринимательской сделки; основные параметры и показатели (характеристика продуктов, товаров и услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю); анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса и объемов продаж; программа действий и организационные меры; ресурсное обеспечение сделки; эффективность сделки и т.д.
Предприниматель реализует свой деловой интерес (получение прибыли и ее рост) путем снижения своих индивидуальных издержек производства, а это требует не только экономии на сырье и условиях производства (свет, отопление и т.д.), но и новых производственных технологий. Поэтому предприниматель постоянно держит руку на пульсе научно-технических достижений, выполняя творческую новаторскую (инновационную) функцию.
Новаторство - это использование и производство новых товаров, технологий, форм организации производства и сбыта, совершенствование методов организации предпринимательской деятельности. Как явление экономической жизни новаторство обусловлено не только стремлением к получению большей прибыли, но и характером предпринимательской деятельности, которая осуществляясь в условиях неопределенности, требует от предпринимателя изобретательности и творческого подхода. Новаторство порождается рыночной конкуренцией между предпринимателями, т.к. кто раньше начнет производить новый товар, внедрять в производство новую технологию и организацию производства, тот получит и большую прибыль.
Новаторский характер предпринимательства позволяет рассматривать его в качестве активного фактора научно-технического прогресса и движущей силы экономического роста.
В ходе реализации вышеперечисленных функций предприниматель не только получает результат для себя (прибыль), но и оказывает определяющее воздействие на всю хозяйственную среду.
- Он выступает в качестве рычага изменения структуры экономики в соответствии с изменяющимися потребностями общества;
- Перемещая блага с рынков, где они в избытке, на рынки, где они дефицитны, предприниматель способствует установлению рыночного равновесия и более рациональному распределению всех ресурсов;
- Посредством инновационной деятельности предприниматель способствует созданию новых благ, новой технологии, новых форм организации производства и новых рынков. В этом смысле он является катализатором экономического развития общества, способствуя ускорению темпов его экономического роста;
- Предпринимательство создает новый социальный слой в обществе - собственников, а вместе с ними “питательную среду” для конкуренции без которой невозможно развитие рыночной экономики;
- Обеспечивая освоение новых перспективных производств, предприниматели способствуют “вымыванию” устаревших предприятий, заставляют менее поворотливые компании быстрее обновлять производство и осуществлять активную инвестиционную деятельность направленную на создание новых предприятий и новых видов продукции. Инвестиции, с одной стороны, выступают фактором увеличения как совокупного спроса, так и совокупного предложения.
С другой стороны, они служат материальной основой обновления ассортимента производимых благ, придания им новых потребительских свойств, что оптимизирует потребительский выбор, обеспечивает рост благосостояния всех слоев общества и повышает качество жизни.
Таким образом, предпринимательство выполняет и социальную функцию.Выражением этой функции является участие в решении социальных проблем работников фирмы (предприятия) за счет получаемой прибыли, повышения заработной платы, улучшения условий труда и быта. В общественном масштабе это находит проявление в росте образовательного уровня населения, укреплении здравоохранения, решении экологических проблем, повышении качества жизни.
Все изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что предпринимательство - это выражение экономических отношений, обусловленное движением индивидуального капитала, а деятельность предпринимателя представляет персонифицированную форму его функционирования в условиях рыночной экономики.
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
Предпринимательская деятельность осуществляется в конкретных хозяйственно-правовых формах, отражающих не только функциональные особенности самих организационных форм, но и национальные особенности правового режима страны. В Российской Федерации структура хозяйственно-правовых форм определена введенным в действие с первого января 1995 г. гражданским Кодексом РФ. Все участники предпринимательской деятельности по юридическому статусу подразделяются на физических и юридических лиц, а по цели деятельности – на коммерческие и некоммерческие организации.
К физическим лицамотнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Эта группа лиц представлена индивидуальными предпринимателями и крестьянскими хозяйствами.
Юридическими лицамипризнаются организации, в том числе и создаваемые отдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс и отвечают своим имуществом по возникающим в отношении их обязательствам. Юридические лица делятся по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческой является организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Некоммерческой организациейявляется организационная структура, не имеющее извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль среди участников. Она может быть представлена общественными и религиозными организациями, учреждениями, потребительскими кооперативами и благотворительными фондами, различными союзами и ассоциациями юридических лиц.
В индустриально развитых странах некоммерческие организации действуют очень активно, и их роль постоянно растет. Важнейшим аспектом деятельности некоммерческих организаций является координация действий и защита интересов различных групп населения. Чрезвычайно активны эти организации в научной и образовательной сферах, а также в области инвестиционного посредничества, где они осуществляют подбор и экспертизу проектов, проведение исследований на рынке ценных бумаг и формирование фондовых портфелей. Хотя в России деятельность некоммерческих организаций не столь ощутима и они занимают пока скромное место в хозяйственной системе, становление их идет довольно быстрыми темпами.
Все многообразие предпринимательских структур выступает как проявление видовых различий трех основных организационных форм предпринимательства: индивидуального, партнерского и корпоративного (корпорации). Названные формы принято делить на две группы - частное и общественное предпринимательство. К первой группе относятся индивидуальные предприниматели и партнерство, а ко второй - корпорации.
Индивидуальные предприниматели- лица, осуществляющие коммерческую деятельность на основе принадлежащей им собственности, непосредственно управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность за ее результаты.
Классическая сфера деятельности индивидуальных предпринимателей - магазины, ремонтные мастерские, бытовое обслуживание, фермерское хозяйство, т.е. сфера, где для организации дела нужны не столь крупные размеры денег, как, например, в промышленности или на транспорте.
В странах рыночной экономики индивидуальные предприниматели составляют подавляющую долю среди всех форм организации предпринимательства, хотя их доля в обороте не столь значима. Распространенность ее обусловлена рядом имеющихся у нее преимуществ- простотой организации и оформления, сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью.
Индивидуальные предприниматели в наибольшей степени приближены к рыночному спросу. Непосредственно работая с потребителями и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать его на выпуск более конкурентоспособной продукции. Оперативность и гибкость – важнейшие преимущества индивидуальной формы предпринимательской деятельности. Вместе с тем, она имеет и ряд недостатков. Во-первых, ее финансовые возможности ограничены. Ограничены у нее возможности и получения экономии от масштаба производства. Это оборачивается более высокими издержками производства, что снижает конкурентоспособность индивидуального предприятия. Во-вторых, осуществление одним человеком разных функций – управленческой, снабженческой, финансовой, маркетинговой и кадровой – снижает эффективность руководства в целом, как в силу чрезмерной нагрузки, так и по причине недостатка знаний. И все же наиболее значительным недостатком индивидуальной формы предпринимательства является полная хозяйственная ответственность предпринимателя. Ведь в правовом отношении предприниматель отвечает не только активами предприятия, но и всем своим имуществом и в случае неблагоприятного исхода дел может его лишиться.