ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
§2.Основные этапы развития экономической теории
Выберите правильный вариант ответа
Глава 2. Типы экономических систем
§1.Классификация экономических систем
§2.Натуральное и товарное хозяйство
Глава 3. Категории рыночной экономии
§1. Понятие товара и его свойств
§2. Деньги, их сущность и функции.
Глава 4.Издержки производства и прибыль
§3.Концентрация и централизация капитала
Выберите правильный вариант ответа
Глава 5. Рынок, его виды и функции
§1.Возникновение рынка и его инфраструктура
§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны
§3.Роль государства в современной рыночной экономике
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§2.Рыночный спрос и рыночное предложение
Выберите правильный вариант ответа
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
§4. Предпринимательство в России и его особенности
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Глава 8.Торговое предпринимательство
§1. Торговый капитал и торговая прибыль
§1. Спрос и предложение на рынке труда
§2. Занятость населения и безработица
§3. Зарплата и ее основные формы
§4. Заработная плата работников школы
Выберите правильный вариант ответа
§1. Земля как фактор производства
§2. Арендные отношения и земельная рента
§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.
Глава 12. Национальное воспроизводство
§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.
§2.Макроэкономическое равновесие.
§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Глава 14. Современное мировое хозяйство
§2. Международная валютная система.
К 1997 г. более 62% валового внутреннего продукта производилось в рамках негосударственной собственности. При этом 25% приходилось на продукцию и услуги структур, которые с самого начала создавались как частные, а 37% - на долю приватизированных предприятий. На долю занятых на предприятиях негосударственных форм собственности приходилось 60% занятых в экономике России.1
По официальным данным около 10% населения в России имеет свое собственное дело: предприятие, фирму, патент на предпринимательство.
Но вместе с этим продолжают действовать факторы тормозящие этот процесс:
- политическая и экономическая нестабильность в обществе;
- несовершенство налоговой системы;
- отсутствие активной протекционистской политики;
- господство сложившегося в предыдущий период негативного отношения к предпринимателю, который рассматривается как эксплуататор, осуществляющий паразитическое потребление и др.
Исторический опыт свидетельствует о том, что у истоков возникновения предпринимательства лежит мелкое предпринимательство, с которого и начинается формирование фигуры предпринимателя. Его развитие является важнейшим показателем становления и развития рыночной экономики.
Начиная с подъема кооперативного движения с 1987 г. до января 1992 г. в России было зарегистрировано около 240 тысяч малых предприятий, которые создавались в основном, при государственных предприятиях и использовали государственную собственность. Впоследствии предпочтение отдавалось частной собственности. Наибольшее их число приходилось на строительство и промышленность.
К 1998-1999 гг. удельный вес предприятий торговли и общественного питания в малом предпринимательстве составлял почти 50%, а на промышленные и строительные предприятия приходится 20-21%.1
Но, хотя число малых предприятий с 1991 по 1998 г выросло в 3,2 раза и составило 86 тысяч, начиная с 1994 г. обозначилось снижение темпов их роста.
Это объясняется нестабильностью общеэкономических условий, трудностями в получении малыми предприятиями необходимых помещений и оборудования, высокой арендной платой, дорогим кредитом и сложной криминогенной обстановкой, от которой прежде всего страдает мелкий предприниматель.
Совершенно очевидно, что в России малый сектор только начинает формироваться. Сравнительный анализ экономики нашей страны и других стран позволяет сделать вывод о том, что для достижения необходимого уровня развития рыночной структуры экономики России необходимо иметь от 9 до 12 млн. малых предприятий (в США в настоящее время их насчитывается более 20 млн., в Японии - 6,5 млн.). По оценкам Министерства экономики России для включения механизмов рыночной саморегуляции в ближайшие годы масса малых предприятий должна составить 3 млн. единиц.
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Предприятие (производственное) представляет собой первичное звено общественного разделения труда и основное звено народного хозяйства. От эффективности производства на отдельных предприятиях зависит эффективность общественного производства в целом.
Предприятие выступает в единстве трех сторон: социально-экономической, технико-экономической и организационно-экономической. Социально-экономическая сторона определяется, как это показано выше, формой собственности. Характеризуя технико-экономическую сторону, мы имеем в виду предприятия как технико-технологический комплекс средств производства и соединенной с ними рабочей силы, с присущим ему типом внутреннего разделения труда и кооперации, определяющие и оптимальные масштабы предприятия, наличие структурных подразделений, особенности функциональных звеньев управления, т.е. организационную сторону производства.
По организационно-экономическому признаку различают собственно предприятие, как одну хозяйственную единицу иобъединения предприятий, которые имеют разные организационно-экономические формы.
В современных условиях основной структурной единицей предпринимательства является фирма. Это слово итальянского происхождения (“firma” - подпись). Первоначально этот термин означал “торговое” имя коммерсанта и в названии фирмы указывалось его имя. Скажем, фирма под названием “Джон Смит” свидетельствовала о том, что речь идет об единоличном владении господина Смита. Если это партнерские объединения, то добавлялось “Джон Смит и Ко” (компания) и т.д.
В современной экономической теории и практике понятие фирмы и предприятия не разграничиваются. Термин “фирма” используется как обобщающее понятие. Фирма может включать как одно предприятие, так и несколько, как мелкое, так и крупное производство, как однопрофильное, так и многопрофильное.
В современном мире насчитывается около 500 млн. фирм, 99% которых относится к мелкому и среднему предпринимательству. Но на 500 крупнейших фирм приходятся главные направления наукоемких и традиционных производств. Среди них есть фирмы-лидеры, товарный знак которых оценивается в миллиардах долларов (Кока-Кола, Кэмел и др.)
Первоначально функция управления на фирмах осуществлялась самим ее собственником. Но с развитием предпринимательства эта функция отделилась от непосредственного собственника, выделившись в самостоятельную форму труда, и рядом с собственником появилась фигура наемных управляющих, профессиональных организаторов производства - менеджеров, которым собственники фирмы делегируют функцию непосредственного управления. Этот процесс особенно усилился под влиянием возникновения акционерного капитала, принадлежащего не одному, а многим собственникам. Естественно, что все они управлять фирмой не могут и поручают это управленцу-профессионалу.
Современная крупная фирма, как правило акционерного типа, представляет собой высокоорганизованную и сложную структуру, требующую для своего управления глубоких знаний не только в области техники и технологии, но и в области организации и руководства тысячами и десятками тысяч работников. Укрупнение производства потребовало разработки новых организационных структур, схем управления, строгого соблюдения технологий и точности выполнения трудовых операций. Все это и вызвало к жизни науку об управлении фирмой в условиях рыночной экономики, которую называют менеджментом.
Менеджмент.Корни этой науки идут еще в древний Египет, где сооружение пирамид требовало организации труда тысяч людей. За 400 лет до нашей эры Сократ сформулировал принцип системности в управлении, а Ксенофонт назвал управление особым видом искусства. В Средневековье Никколо Макиавели выдвинул принцип массового согласия и обосновал роль целеустремленности в организации.
Но научная теория управления-менеджмента стала складываться только во второй половине XIXв. под влиянием промышленной революции, ускорившей концентрацию и создание крупных предпринимательских структур.
Слово “менеджмент” произошло от глагола “tomanage” (управлять), в основе которого лежит латинское слово “manus” (рука). Таким образом менеджмент буквально означает “руководство людьми”.
В Оксфордском английском словаре менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, как искусство управления или как особого рода умелость и административные навыки.
Немецкие теоретики менеджмента (Зигерт и Ланг) определяют его как такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономным и рациональным путем.
По словам еще одного крупнейшего теоретика Друкера, менеджмент - это управление бизнесом через работу с людьми.
Менеджмент появился в конце прошлого века, но широкое признание получил лишь в связи с публикацией американским инженером Фредериком Тейлором книги “Принципы научного управления” (1911), которая заложила основы первой школы научного менеджмента, известного под названием рационалистической.Он предложил систему рациональной организации труда на каждом рабочем месте, направленную на экономию времени и ресурсов. Ее составными элементами были : изучение времени и движений в процессе труда (хронометраж), на основе чего разрабатывались нормативы трудовых затрат и материальное стимулирование рабочих с целью интенсификации их труда.
В основе тейлоризма лежат пять научных принципов (правила управления):
- научное исследование каждого вида трудовой деятельности;
- профотбор на основе научных критериев и профобучения;
- сотрудничество администрации с рабочими в деле практи-ческого внедрения НОТ (научной организации труда);
- равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами;
- использование в качестве стимула наград как в виде денег так и в виде социальных уступок со стороны предпринимателей (рабочие столовые, детские сады, вечерние курсы).
Тейлор придавал большое значение и психологическому воздействию на рабочих. Важнейшими аксиомами труда он считал организационную гармонию, экономическую и психологическую целесообразность.
Одним из видных последователей Тейлора был известный американский ученый Эмерсон, написавший в 1912 г. книгу “Двенадцать принципов производительности”, которые не потеряли значения и сегодня:
Отчетливо поставленная цель как исходный пункт управления.
Признание ошибок и поиск их причин.
Совершенствование управления на основе рекомендации профессионалов.
Четкая регламентация деятельности, контроль за ней и своевременное поощрение.
Справедливое отношение к персоналу.
Постоянный учет.
Диспетчеризация.
Нормы, способствующие рациональному использованию ресурсов.
Нормализация условий труда (освещение, отопление).
Нормирование операций, их стандартизация и регламентирование времени.
Разработка стандартных инструкций.
Вознаграждения за производительность.
Вторая школа менеджмента известна под названием административной. Ее возникновение связано с именем Анри Файоля, руководителя французской металлургической компании “Комамбо”, который в своей книге “Общее и промышленное управление” (1916) создал “теорию администрации”. Он рассматривает предприятие как своеобразную систему, в которой особую роль играет деятельность высшего звена управления и такие принципы управления как единоначалие и централизация административной власти. Административные операции Файоль разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.