ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
§2.Основные этапы развития экономической теории
Выберите правильный вариант ответа
Глава 2. Типы экономических систем
§1.Классификация экономических систем
§2.Натуральное и товарное хозяйство
Глава 3. Категории рыночной экономии
§1. Понятие товара и его свойств
§2. Деньги, их сущность и функции.
Глава 4.Издержки производства и прибыль
§3.Концентрация и централизация капитала
Выберите правильный вариант ответа
Глава 5. Рынок, его виды и функции
§1.Возникновение рынка и его инфраструктура
§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны
§3.Роль государства в современной рыночной экономике
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§2.Рыночный спрос и рыночное предложение
Выберите правильный вариант ответа
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
§4. Предпринимательство в России и его особенности
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Глава 8.Торговое предпринимательство
§1. Торговый капитал и торговая прибыль
§1. Спрос и предложение на рынке труда
§2. Занятость населения и безработица
§3. Зарплата и ее основные формы
§4. Заработная плата работников школы
Выберите правильный вариант ответа
§1. Земля как фактор производства
§2. Арендные отношения и земельная рента
§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.
Глава 12. Национальное воспроизводство
§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.
§2.Макроэкономическое равновесие.
§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Глава 14. Современное мировое хозяйство
§2. Международная валютная система.
Промышленный предприниматель уступает торговцу часть своей прибыли в качестве платы за его услугу по реализации товара, т.е. торговая прибыль имеет производственное происхождение и размер ее определяется в ходе конкуренции между промышленником и торговцем.
Но, вместе с тем, в ее основе могут лежать и рыночные факторы, т.е. продажа товара по цене выше стоимости. Это возможно при условии превышения спроса над предложением товара на рынке. Однако, в развитом рынке, как было показано выше, платежеспособный спрос быстро наполняется. Поэтому “накинуть” на стоимость промышленного товара удается лишь в порядке исключения.
Однако, современные представления о природе торговой прибыли сложнее. На рынке может создаться ситуация, причем весьма продолжительное время, когда устойчива прибыль, не имеющая производственного происхождения, т.е. связанная с чисто рыночными факторами. Здесь источниками прибыли становится зарплата покупателей, перераспределяемая в пользу торговца. Особенно часто это происходит в дефицитной экономике, но есть рыночные ниши и в хозяйстве развитых стран, позволяющие длительное время получать высокую торговую прибыль. Если торговцу удалось найти "товар рыночной новизны", он становится как-бы монополистом, и внепроизводственный источник торговой прибыли возрастает.
Бывают на рынке и периоды особые, ситуации чрезвычайные. В качестве примера можно привести Россию после 1992 г. Шок отпуска цен дал возможность наблюдать ряд источников торговой прибыли, никак не связанных с производством. Серия перепродаж одного и того же товара - следствие огромности территории, где издержки производства, платежеспособность населения, потребительские традиции настолько различны, что дают возможность, используя многие комбинации, непрерывно извлекать торговую прибыль. Повышение цен в несколько раз столь необычное для людей, более полувека живших в условиях ценовой стабильности, в ряде случаев не снизило, а повысило спрос. Сказывался известный эффект инфляционного ожидания, когда рост цен сопровождался ростом спроса, т.к. люди боялись, что завтра будет еще дороже или вообще товара не будет. Конечно, у повышения спроса такого рода, а значит и у роста не совсем обычной торговой прибыли, есть пределы. Когда-нибудь кончатся денежные накопления у значительной части населения. Зарплаты же, даже повышенной, хватает лишь на текущее потребление. Но поскольку рынок в значительной мере имеет интернациональный характер, территорию, на которой происходят события, аналогичные бывшему СССР, найти можно.
Мы изучаем рынок в состоянии равновесия, т.е. когда спрос на всех рынках равен предложению. В этом случае цена совпадает со стоимостью и действует производственный фактор образования торговой прибыли. Однако, реальный рынок как раз не равновесен. Монополизм и инфляция - два бича современного хозяйства, которые нарушают это равновесие.
Пример с нашей страной - типичный пример нарушения равновесия из-за инфляции, которая постоянно стимулирует текущий спрос и соответственно рост цен, создавая условия для получения внепроизводственной торговой прибыли. Оказывая влияние на повышение цен, торговый капитал тем самым сокращает и без того ограниченный платежеспособный спрос населения.
Торговля и ее формы. В зависимости от стадий продвижения товара от производителя к потребителю выделяют оптовую и розничную торговлю.
Оптовая- это продажа товаров крупными партиями. Она происходит как между промышленными и торговыми предпринимателями, так и внутри этих групп. Ее существование обусловлено рядом причин: во-первых, она сокращает издержки обращения; во-вторых, для мелких и средних предпринимателей невыгодно создавать свою товаропроизводящую сеть; в-третьих, розничной торговле, оперирующей разнообразным ассортиментом товаров более выгодно иметь дело не с отдельным производителем, а с оптовиками, накапливающими нужный товар.
Формами оптовой торговли являются ярмарки, аукционы, биржи.
Ярмарки- это периодически организуемые в определенном месте и в определенное время оптовые распродажи товаров. Их было около 18 тыс. в дореволюционной России.
Аукционы- продажа товаров с торгов. В современных условиях аукционы проводят с использованием телефонов, телетайпов, компьютерной сети, что значительно ускоряет продажу товаров и не требует личного присутствия покупателя на торгах.
Товарная биржа- это особый и распространенный в современных условиях вид оптового рынка, о чем будет сказано дальше.
Оптовая торговля осуществляется по оптовым ценам, которые включают в себя издержки производства, прибыль предприятия, издержки обращения оптового звена торговли и ее прибыль.
Розничная торговля- это продажа товаров и услуг конечным потребителям. Она выполняет следующие функции:
- формирует потребительский ассортимент;
- информирует непосредственного потребителя о наличии товара через рекламу, организацию выставок, выпуск каталогов, проспектов;
- осуществляет сортировку, хранение и удобное размещение товаров в магазинах, устанавливает цены, рассчитывается с поставщиками;
- реализует товар потребителю и организует послеторговое обслуживание.
Розничная ценаскладывается из оптовой цены и торговой накидки, покрывающей расходы розничного звена торговли и ее прибыль. Розничные цены в частной торговле в России включают торговую накидку к оптовой цене не более 20%.
В странах развитой рыночной экономики сложились многообразные формы розничной торговли, начиная от многофилиальных комплексов (супермаркеты), торговых домов и кончая мелкими торговыми предприятиями. Особый вид торговли - через автомат, каталоги и т.д. В розничной торговле сейчас технологический бум, связанный с появлением системы компьютерных расчетов (электронно-кассовая система).
Торговля характеризуется не только тем, что продается, но и тем, как продается. Существует несколько видов продаж:
- непосредственная продажа, при которой продается товар покупателю за наличные деньги;
- продажа за безналичные деньги, когда покупка оплачивается покупателем не непосредственно, а по перечислению. В этом случае банк по поручению покупателя снимает с его счета деньги и переводит их на счет торговой организации;
- продажа товаров в кредит, когда покупатель приобретает товар в обмен на обязательство выплатить деньги целиком или частями позже, в оговоренные обязательством сроки;
- существует продажа товаров в залог под личное имущество покупателя.
Важнейшим элементом рыночной инфраструктуры является товарная биржа.
§2. Товарная биржа
Товарная биржа- это форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых товаров, продающихся по образцам.
Слово “биржа” имеет двоякое толкование. Одно связано с латинским словом “bursa” - кошелек, кожаный мешок. А другое связано с именем нидерландского купца Ван дер Бурсе, который в голландском городе Брюгге на центральной торговой площади построил гостиницу для купцов, ведущих мировую торговлю. Здесь они встречались, обменивались информацией о том, где и что можно купить, по каким ценам, договаривались о сделка и т.д. В словаре В.Даля слово “биржа” отождествляется со зданием или местом, где в определенное время собирается купечество по торговым делам.
Биржа берет свое начало от ярмарок, но в отличие от ярмарок, участниками биржевой торговли являются не сами производители, а специальные посредники - брокеры и дилеры. Предметом биржевой купли-продажи могут быть не только товары, но и контракты/договора на куплю-продажу. Кроме того, в отличие от ярмарок, где торговля носит временный и периодический характер, товарная биржа представляет собой устойчивую, стационарную форму проведения торговых операций с фиксированным местом, днями и часами работы.
Товарная биржа ориентирована на определенный товар или узкую группу товаров. Обычно это массовые, стандартные, взаимозаменяемые товары, такие как зерно, сахар, кофе, хлопок, нефть, металлы. Предлагаемый к продаже товар чаще всего не находится на бирже в физическом смысле. Товар продается и покупается на основе представленных на биржевых торгах данных о нем.
Иначе говоря, биржа не торгует товаром в прямом смысле этого слова, а соединяет спрос и предложение. Это есть союз предпринимателей и торговцев, образуемый в целях создания благоприятных условий для продвижения товара от производителя к потребителю.
Товарная биржа выполняет следующие функции:
- концентрируя спрос и предложение на те или иные товары, биржа выполняет ценообразующую и ценопрогнозирующую функцию;
- котировка цен является важнейшей функцией товарной биржи. Котировальные цены благодаря значительной концентрации спроса и предложения в биржевом процессе становятся объективным показателем состояния рынка и одновременно фактором последующего изменения структуры производства;
- биржа выполняет информационную функцию, т.к. собирает и представляет в средства массовой информации многочисленные сведения о биржевых ценах, о компаниях, торгующих на бирже, о рыночной конъюнктуре, о прогнозах по разным рынкам, т.е. такие данные, в которых нуждаются предприниматели при определении своего рыночного поведения. Информационная деятельность современных бирж настолько значительна, что до 50% своих доходов в развитых странах биржи получают от продаж биржевой информации;
- биржа осуществляет консультационные функции, проводят семинары деловых кругов, готовит специалистов по маркетингу, что способствует развитию оптовой торговли и повышению ее организационного уровня;
- биржа оказывает посреднические услуги по заключению торговых сделок и следит за правильностью и своевременностью их выполнения. Она регулирует торговые операции и разрешает торговые конфликты.
Различают специализированные и универсальные биржи. Западные биржи, как правило, являются специализированными - Лондонская биржа цветных металлов, Парижская биржа сахара, Индонезийская биржа каучука, Американская биржа пшеницы, Нью-Йоркская биржа по золоту, серебру и алмазам, Токийская по хлопку и шерсти.
По сфере деятельности биржи являются национальными и мировыми. Так, на долю США, Великобритании и Японии приходится свыше 95% международного биржевого оборота товаров. Биржи этих стран формируют мировые цены на товары, обращающиеся в сфере мировой торговли.
По форме организации биржевых торгов биржи подразделяются на публичные и электронные. Появившиеся электронно-вычислительные системы видоизменяют биржевую деятельность. Биржевая торговля может теперь осуществляться не только путем непосредственного присутствия торговца в биржевом зале на публичных гласных торгах, но и вестись через компьютерные сети, не выходя из своего офиса. Клиент или его представитель (брокер) подает заявку на куплю-продажу биржевого товара в систему электронных торгов, которая сама находит контрагента и сделка заключается автоматически.
Компьютеризация биржевой деятельности раздвигает границы и потенциально позволяет любому желающему непосредственно участвовать в биржевых торгах.
Революция в области электронных систем и средств связи позволила увязать биржевые рынки всех стран мира в единый мировой биржевой рынок обеспечить круглосуточный характер его функционирования.
По организационно-правовому статусу биржи делятся на публично-правовые и государственные.
Публично-правовые биржи построены по акционерному принципу. Капитал такой биржи формируется за счет взносов членов биржи. Ими могут быть как физические так и юридические лица. Этот вид бирж широко представлен в США, Великобритании, Швейцарии, Канаде. Во Франции и Германии функционируют государственные биржи. Их владельцем является государство, а биржевые операции проводят государственные служащие.