Файл: Пособие Экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 1657

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы экономической теории

Содержание

Модуль № 1. Введение в курс

Глава 1. Введение в экономическую теорию

§1.Предмет экономической теории

§2.Основные этапы развития экономической теории

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Выберите правильный вариант ответа

Глава 2. Типы экономических систем

§1.Классификация экономических систем

§2.Натуральное и товарное хозяйство

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Глава 3. Категории рыночной экономии

§1. Понятие товара и его свойств

§2. Деньги, их сущность и функции.

§3. Капитал фирмы и его формы

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Глава 4.Издержки производства и прибыль

§1.Виды издержек производства

§2.Прибыль фирмы

Р (прибыль)

§3.Концентрация и централизация капитала

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Выберите правильный вариант ответа

Глава 5. Рынок, его виды и функции

§1.Возникновение рынка и его инфраструктура

§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны

§3.Роль государства в современной рыночной экономике

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Ответьте на следующие вопросы

Глава 6. Механизм рыночной экономики

§1.Цена и ее функции

§2.Рыночный спрос и рыночное предложение

§3.Конкуренция и ее формы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 7. Сущность и формы предпринимательства

§1. Экономическая природа предпринимательства

§3. Организационно-правовые формы предпринимательства

§3. Крупное и мелкое предпринимательство

§4. Предпринимательство в России и его особенности

§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 8.Торговое предпринимательство

§1. Торговый капитал и торговая прибыль

§2. Товарная биржа

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 9. Рынок труда

§1. Спрос и предложение на рынке труда

§2. Занятость населения и безработица

§3. Зарплата и ее основные формы

§4. Заработная плата работников школы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 10. Рынок капитала

§1. Рынок ссудного капитала.

§2. Кредит и его формы

§3. Рынок ценных бумаг

Основные понятия и категории

Вопросы и задания

Глава 11. Рынок земли

§1. Земля как фактор производства

§2. Арендные отношения и земельная рента

§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 12. Национальное воспроизводство

§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.

§2.Макроэкономическое равновесие.

§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 13. Государственный бюджет и налоги

§1. Финансовая система общества

§2. Государственный бюджет

§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 14. Современное мировое хозяйство

§1. Мировой рынок и политика

§2. Международная валютная система.

§3. Глобальные экономические проблемы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Однако, к концу 70-х годов кейнсианство оттесняется неоклассицизмом, который воскрешает образ свободной рыночной экономики, допуская минимальное государственное вмешательство с целью обеспечения эффективного функционирования рыночного механизма.

Основоположником этого направления был английский экономист А.Маршалл(1842-1924), которому принадлежит концепция «рыночного равновесия». В своей работе «Принципы экономикс» (1890) он делает попытку увести экономическую науку от исследования социально-экономических проблем к проблемам выбора, анализа факторов производства и механизма рыночного ценообразования, который он связывает не столько с трудовым содержанием, сколько стеорией полезности. Эта теория является центральной проблемой возникшего в серединеXIXв. и широко распространенного в современной экономической науке направления, получившего названиемаржинализма(от англ. словаmarginalanalysis- предельный анализ). Она разработана такими экономистамиXIXв. как Г.Госсен (1810-1859), У.С.Джевонс (1835-1882), К.Менгер (1840-1921), О.Бем-Баверк (1851-1914), Ф.Визер (1851-1926), которые стоимость товара («ценность его в современном подходе») определяли не затратами труда, а полезностью для потребителя. Соответственно, все экономические категории маржиналисты выводят только из отношений экономического субъекта к вещи, поэтому маржинализм называют субъективно-психологической теорией. Экономическая теория Запада широко использует категории предельной полезности, предельной производительности, предельной эффективности и т.д. (о чем более подробно будет сказано в последующих разделах).

Современный неоклассицизмформируется в 70-80ыегоды, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства.

Последующее развитие неоклассицизма выявило наличие двух его современных направлений - монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм. Его основоположником является американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике в 1976 г. М.Фридмен. В своей книге «Свобода выбора» он подчеркивает, что между свободой предпринимательства и свободой общества есть внутренняя связь. Свобода предпринимательства требует ограничения экономической роли государства. По мнению монетаристов все экономические потрясения в мире обусловлены последствиями денежной политики. Поэтому в стабилизации экономики решающую роль играют денежные факторы. Управляющая роль государства состоит в его контроле за денежной массой, эмиссией и количеством денег в обращении. Оно должно обеспечивать сбалансированность государственного бюджета и предотвращать инфляцию.


В России идеи монетаризма имеют достаточно широкое распространение.

Неолиберализм. Главными его теоретиками являются американский экономист Ф.Мизес (1881-1973) и английский экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Ф.Хайек, которые считают частное предпринимательство способным обеспечить рост экономики, а государство должно лишь гарантировать ему свободу рынка, свободу ценообразования и свободу конкуренции. Они утверждают превосходство рыночной системы хозяйства над «регулируемой», смешанной и «командной системой», считая, что отказ от экономической свободы ведет к диктатуре и экономическому рабству.

Неолиберальная концепция легла в основу экономической политики, проводимой Л.Эрхардом (1897-1977) в ФРГ после второй мировой войны. На принципах неолиберализма была построена экономическая политика М.Тетчер, получившая название «тетчеризма» и Р.Рейгана - «рейгономика».

Современный неолиберализм исходит из того, что рыночная экономика дает возможность рационально увязать интересы потребителей и производителей, продавцов и покупателей без какого бы-то ни было вмешательства государства. Но для этого каждой из сторон необходимы знания в области основ функционирования рыночной экономики.

Это и лежит в основе выделения особого направления в экономической науке под названием «Экономикс». Соответственно в колледжах и университетах Запада в середине 60-х годов появилась новая учебная дисциплина под этим названием.

Термин «экономикс» имеет историю. Впервые он появился в работе английского экономиста У.С.Джевонса «Принципы экономикс» (1874). В научный оборот его ввел А.Маршалл в книге «Принципы экономикс» (1890), которая у нас переведена как «Принципы политической экономии»1. По его мнению экономика управляется законами рынка и не нуждается в государственном вмешательстве. Поэтому исключение слова «политическая» из названия науки закономерно.

Д.М.Кейнс возрождает термин «политическая», развивая концепцию активного вмешательства государства в экономику.

В современном понимании вопроса о взаимоотношении политической экономии и экономикса нет однозначности. Некоторые экономисты отождествляют эти понятия, считая «Экономикс» лишь осовремененным названием политической экономии, обусловленным склонностью людей к сокращенным терминам.

Другие экономисты считают появление термина «Экономикс» как эволюцию термина «политическая экономия», обусловленную историческим развитием общества и необходимостью акцента в экономической науке не на изучение социально-экономической стороны хозяйственной деятельности, а на проблемы выбора и рационального использования ограниченных ресурсов.


С нашей точки зрения «Экономикс» - это не «Политическая экономия» и не замена ее. Политическая экономия, как методологическая основа всех экономических наук, в том числе и экономикса, продолжает существовать и в современных условиях. Но это и не конкретная, и не отраслевая экономика.

Это синтезированная наука, вызванная к жизни потребностями развитой рыночной экономики и необходимостью вооружить знанием законов, управляющих рыночной экономикой всех тех, кто работает в сфере бизнеса, кто занимается разработкой экономической политики и, конечно, всех остальных, живущих в условиях рыночной системы хозяйствования.

Но ее возникновение и развитие стало возможным только на основе достижений политической экономии, существующей уже около 400 лет и давшей ей исходную теоретическую основу.

В отличие от фундаментальной роли политической экономии, раскрывающей сущность экономических законов и экономических категорий, экономикс изучает функциональный аспект действия экономических законов, в условиях развитого рыночного хозяйства. Вооружая людей пониманием общего характера функционирования рынка, она помогает им принимать разумные решения и выбирать более рациональные способы использования ограниченных ресурсов. Этот выбор осуществляется с помощью рыночного механизма располагающего такими рычагами («невидимыми руками») как цена, спрос, предложение, конкуренция, прибыль. Они и находятся в центре внимания «Экономикса».

В предлагаемом учебном пособии сделана попытка изложить экономическую теорию в единстве сущностного и функционального аспекта действия экономических законов. Опираясь на политэкономию как методологическую науку, оно широко использует и материалы «Экономикса».

Переход нашей страны от командной экономики к рыночной системе хозяйства требует от каждого участника этого процесса понимания общего характера функционирования рыночной экономики, без чего невозможно создать систему рационального и эффективного хозяйствования, способного оптимально обеспечить удовлетворение растущих потребностей общества.


Вопросы для самопроверки

1. Что понимать под словом «потребности», какие факторы обусловливают действие закона возвышения потребностей?

2. Что такое ресурсы, какова их структура и причины ограниченности?

3. Что понимается под факторами производства?

4. Чем объяснить необходимость выбора, как важнейшего элемента хозяйственной деятельности человека и в чем сущность альтернативной стоимости?

  1. Как Вы понимаете кривую (границы) производственных возможностей?

6. Что является причиной возникновения обмена как сферы экономической деятельности общества?

7. Каково место распределения в хозяйственной деятельности человека?

8. Как взаимодействуют производство, потребление, распределение и обмен?

9. Что изучает экономическая наука, каков ее предмет?

10. Что лежит в основе разграничения сферы материального и нематериального производства?

11. К какой сфере общественного производства относится образование и соответственно труд учителя?

12. Чем объяснить раннее возникновение экономической мысли человека?

13. В чем особенность экономической мысли до капитализма?

14. Каково меркантилистское и физиократическое представление об источнике богатства?

  1. Как Вы понимаете положение, высказанное В.Петти «Труд есть отец богатства, а земля его мать»?

  2. Какое место в истории развития экономической науки занимает А.Смит?

  3. Дайте общую характеристику экономического учения К.Маркса?

  4. В чем сущность кейнсианства и неокейнсианства? Почему и когда кейнсианство уступает место неоклассицизму?

  5. В чем сущность монетаризма и неолиберализма?

  6. Как Вы понимаете взаимосвязь между политической экономией и другими экономическими науками?

  7. Что изучает «Экономикс» и какова его связь с политической экономией?

22. Почему, на Ваш взгляд, учителю средней школы необходимы экономические знания?

Основные понятия

Выбор, кейнсианство, классическая экономическая теория, кривая производственных возможностей, маржинализм, марксистское экономическое учение, меркантилизм, монетаризм, неокейнсианство, неоклассицизм, неолиберализм, обмен, политическая экономия, потребности, предметы труда, предпринимательские способности, производство, производительные силы, производственные отношения, рабочая сила, распределение, разделение труда, ресурсы, средства производства, средства труда, факторы производства, хозяйство, экономика, экономикс, экономические законы.


.

Выберите правильный вариант ответа

1. Что изучает экономическая наука:

- законы экономического развития;

- экономическую политику государства;

- функционирование отраслей хозяйства;

- механизм экономических систем?

2. Разработка каких теоретических направлений принадлежит А.Смиту:

- трудовая теория стоимости;

- концепция экономического либерализма;

- теория прибавочной стоимости;

- теория факторов производства;

- теория циклических кризисов?

3. Что изучает «Экономикс»:

- поведение человека в процессе производства, распределения, обмена и потребления;

- выбор и использование ограниченных производственных ресурсов;

- производственные отношения;

- социально-экономические аспекты общественной жизни.

4. Если изучается экономика как целостная система, то это анализ:

- микроэкономический;

- макроэкономический.

5. Если все ресурсы страны используются максимально, то дополнительные товары народного потребления

а) не могут быть произведены;

б) могут быть произведены только за счет сокращения производства каких-либо других товаров.