ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
§2.Основные этапы развития экономической теории
Выберите правильный вариант ответа
Глава 2. Типы экономических систем
§1.Классификация экономических систем
§2.Натуральное и товарное хозяйство
Глава 3. Категории рыночной экономии
§1. Понятие товара и его свойств
§2. Деньги, их сущность и функции.
Глава 4.Издержки производства и прибыль
§3.Концентрация и централизация капитала
Выберите правильный вариант ответа
Глава 5. Рынок, его виды и функции
§1.Возникновение рынка и его инфраструктура
§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны
§3.Роль государства в современной рыночной экономике
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§2.Рыночный спрос и рыночное предложение
Выберите правильный вариант ответа
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
§4. Предпринимательство в России и его особенности
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Глава 8.Торговое предпринимательство
§1. Торговый капитал и торговая прибыль
§1. Спрос и предложение на рынке труда
§2. Занятость населения и безработица
§3. Зарплата и ее основные формы
§4. Заработная плата работников школы
Выберите правильный вариант ответа
§1. Земля как фактор производства
§2. Арендные отношения и земельная рента
§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.
Глава 12. Национальное воспроизводство
§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.
§2.Макроэкономическое равновесие.
§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Глава 14. Современное мировое хозяйство
§2. Международная валютная система.
Основные понятия
Акселератор, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, воспроизводство, депрессия, длинные циклы, интенсивные и экстенсивные факторы роста экономики, конечный продукт, кризис, кризис недопроизводства, личный доход, макроэкономическое равновесие, малые циклы, мультипликатор, национальное богатство, национальный доход, оживление, подъем, промежуточный продукт, простое воспроизводство, расширенное воспроизводство, структурный кризис, трансформационный кризис, цикличность, чистый доход.
Вопросы для самопроверки
Что Вы понимаете под воспроизводством?
В чем различие между простым, расширенным и суженным воспроизводством?
Что такое национальное богатство и какова его структура?
Что вы понимаете под валовым внутренним продуктом и валовым национальным продуктом (ВВП и ВНП)?
Чем отличается конечный продукт от промежуточного?
Что такое национальный доход и в чем состоит его первичное и вторичное распределение?
Что такое макроэкономическое равновесие?
В чем особенности марксистской модели рыночного равновесия?
Чем отличается монетаристская модель макроэкономического равновесия от кейнсианской?
Что представляет собой система национальных счетов и какова ее роль?
В чем различие межу экстенсивным и интенсивным типами экономического роста?
Охарактеризуйте причины и периодичность экономического цикла.
Какой вклад внес Д.Н.Кондратьев в теорию циклов?
Как Вы понимаете проблему циклов и кризиса в российской экономике?
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
Термин “финансы” от латинского слова “финансиа” – “платеж”, “доход”.
В современных условиях финансы представляют собой систему образования и использования денежных ресурсов, необходимых для обеспечения общественного воспроизводства и выполнения государством его политических, экономических и социальных функций.
Финансы складываются из:
финансов населения;
финансов объединений, фирм и межотраслевых комплексов;
государственных, т.е. централизованных финансов.
Финансы населения(домохозяйств)– это личные финансы, с которыми связаны отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. Их величина в значительной мере определяет уровень совокупного спроса общества, а значит и возможность воспроизводства.
Финансы фирм, предприятий и различных общественных и торговых объединенийсоставляют основу финансов, т.к. именно здесь формируется их подавляющая часть. От состояния финансов предприятий зависит общее финансовое положение страны.
Однако для развития национальной экономики и обеспечения экономического роста особое значение имеют государственные финансы.
Своим возникновением они обязаны образованию государства с его такими атрибутами как армия, полиция, правовые учреждения, в которых заняты люди, выполняющие властные функции, благодаря своим знаниям и опыту. Для их содержания необходимы определенные денежные ресурсы, которые и получили название государственных финансов.
Но с дальнейшим развитием государства, с изменением его роли меняется не только величина государственных финансов, но и расширяются их функции.
Во-первых, они выполняют воспроизводственную функцию, так как государство все больше и больше участвует в воспроизводственном процессе, финансируя экономику и участвуя в ее структурной перестройке.
Во-вторых, распределительную функцию, обеспечивающую распределение и перераспределение валового национального продукта между отраслями и предприятиями, между регионами и социальными группами населения.
За счет финансвых средств государство решает проблемы образования, здравоохранения и социального обеспечения.
В-третьих, стимулирующую функцию, суть которой в использовании централизованных финансовых ресурсов прежде всего в целях развития фундаментальных наук и ускорения научно-технического прогресса.
В-четвертых, они выполняют стабилизационную и регулирующую функции.
Великая депрессия 1929-1933 гг. заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации.
А после II Мировой войны государственные финансы стали использоваться в качестве средства государственного регулирования и антикризисного воздействия на экономику.
Организация государственных финансов в разных странах и на разных исторических этапах имеет свои особенности.
Так, например, в средневековых европейских государствах, как правило, государственная власть не отделялась от королевской, и финансы государства являлись финансами короля, которыми он распоряжался лично. С концом абсолютной монархии государственные финансы ставятся под контроль представительной власти и только часть финансов выделяется для содержания королевского двора.
В практике государств используются два принципа организации финансовой системы.
Первый называется принципом демократическго централизма, суть которого в сосредоточении большей части финансов в руках центрального правительства, которое само распределяет и контролирует их использование на местах, подавляя всякую инициативу местной власти.
Такой принцип характерен был для административно-командной системы СССР и большинства социалистических стран Восточной Европы.
Второй принцип называется фискальным федерализмом, который отказывается от жесткой централизации и выделяет значительные финансовые ресурсы в распоряжение местных органов.
Абсолютизация того или иного принципа чревата негативными последствиями. В случае жесткой централизации финансов создается тоталитарная система общества. Государства, развивающие свою финансовую систему по принципу фискального федерализма, зачастую переставали существовать как единое целое. Примером этого является средневековая Италия, Германия, Нидерланды.
Впоследствии процесс возрождения этих государств был трудным и мучительным, а порой, отдельные части некогда единого государства так и не присоединились к материнскому государству и на долгие годы стали объектом споров и войн (Эльзас и Лотарингия) или превратились в карликовые государства (Монако, Андора, Лихтенштейн).
В России организация финансовой системы нашла свое закрепление в Бюджетном Кодексе РФ, принятом в январе 2000 г. В соответствии с Кодексом государственные финансы распределены по трем уровням – федеральные, республиканские и местные.
В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств. Их доля в финансовых системах развитых стран составляет от 30 до 60% (США, Германия, Япония – 50-60%, Великобритания и Франция – более 30%). В России федеральные финансы составляют около 50% всех финансов. Но, учитывая, что республиканские и местные органы власти участвуют в выполнении общегосударственных программ, государство выделяет им определенные дотации из федерального бюджета или в виде субсидий или в виде субвенций. Субсидии– это дотации, которые местные власти могут использовать по своему усмотрению, асубвенции- только для финансирования определенного вида деятельности (например, строительство шоссейных дорог, мостов и т.д.).
Совокупность финансовых звеньев, обеспечивающих государству выполнение его функций, называется финансовой системой. В современных условиях финансовая система в России состоит из четырех звеньев – государственного бюджета, бюджета муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов (дорожный фонд, фонд социального страхования и т.д.).
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет.
§2. Государственный бюджет
“Бюджет” – слово английского происхождения, которое означало “мешок”. Когда Палата общин в Англии в XVI-XVII вв. утверждала субсидии королю, то канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель типа мешка, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось “открытием бюджета”. С конца XVII в. бюджетом в Англии стали называть и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства или его финансовый план.
Подобно тому, как каждое микрохозяйство (предприятие, домашнее хозяйство) планирует и соразмеряет свои денежные расходы с доходами, так делает и государство (правительство), разрабатывая бюджет.
В экономической литературе существует несколько определений госбюджета.
Одни экономисты называют бюджет экономической формой распределительных отношений, осуществляемых государством, другие определяют его как плановый документ, отражающий доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня, третьи – как свод доходов и расходов государства.
Наиболее распространенным является такое определение: “Государственный бюджет – это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства”. В России впервые госбюджет в виде росписи доходов и расходов государства был подготовлен в 1863 году.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”1.
В соответствии с кодексом бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
первый уровень – Федеральный бюджет;
второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации;
третий – местные бюджеты (городов, районов, поселковых администраций).
Свод бюджетов всех уровней образует понятие консолидированного бюджета.
Самый крупный денежный фонд имеет федеральный бюджет, которому принадлежит свыше 50% финансов.
Проект бюджета РФ ежегодно разрабатывается правительством, обсуждается и принимается Государственной Думой с последующим утверждением Советом Федерации.
По форме государственный бюджет представляет собой таблицу, построенную по балансовому принципу – с левой стороны обозначены статьи доходной части бюджета, а с правой – статьи расходов.