Файл: Пособие Экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы экономической теории

Содержание

Модуль № 1. Введение в курс

Глава 1. Введение в экономическую теорию

§1.Предмет экономической теории

§2.Основные этапы развития экономической теории

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Выберите правильный вариант ответа

Глава 2. Типы экономических систем

§1.Классификация экономических систем

§2.Натуральное и товарное хозяйство

Вопросы для самопроверки

Основные понятия

Глава 3. Категории рыночной экономии

§1. Понятие товара и его свойств

§2. Деньги, их сущность и функции.

§3. Капитал фирмы и его формы

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Глава 4.Издержки производства и прибыль

§1.Виды издержек производства

§2.Прибыль фирмы

Р (прибыль)

§3.Концентрация и централизация капитала

Основные понятия

Вопросы для самоконтроля

Выберите правильный вариант ответа

Глава 5. Рынок, его виды и функции

§1.Возникновение рынка и его инфраструктура

§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны

§3.Роль государства в современной рыночной экономике

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Ответьте на следующие вопросы

Глава 6. Механизм рыночной экономики

§1.Цена и ее функции

§2.Рыночный спрос и рыночное предложение

§3.Конкуренция и ее формы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 7. Сущность и формы предпринимательства

§1. Экономическая природа предпринимательства

§3. Организационно-правовые формы предпринимательства

§3. Крупное и мелкое предпринимательство

§4. Предпринимательство в России и его особенности

§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 8.Торговое предпринимательство

§1. Торговый капитал и торговая прибыль

§2. Товарная биржа

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 9. Рынок труда

§1. Спрос и предложение на рынке труда

§2. Занятость населения и безработица

§3. Зарплата и ее основные формы

§4. Заработная плата работников школы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Выберите правильный вариант ответа

Глава 10. Рынок капитала

§1. Рынок ссудного капитала.

§2. Кредит и его формы

§3. Рынок ценных бумаг

Основные понятия и категории

Вопросы и задания

Глава 11. Рынок земли

§1. Земля как фактор производства

§2. Арендные отношения и земельная рента

§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 12. Национальное воспроизводство

§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.

§2.Макроэкономическое равновесие.

§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 13. Государственный бюджет и налоги

§1. Финансовая система общества

§2. Государственный бюджет

§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Глава 14. Современное мировое хозяйство

§1. Мировой рынок и политика

§2. Международная валютная система.

§3. Глобальные экономические проблемы

Основные понятия

Вопросы для самопроверки

Следовательно, циклические кризисы есть не только нарушение равновесия, но и исходный момент восстановления сбалансированности.

Кризис дает толчок к модернизации и техническом совершенствованию производства, и значит, к повышению производительности и росту богатства общества. Он способствует удешевлению старой продукции и появлению новой. Расширяет рынок сначала для факторов производства, а затем и для всего выпуска продукции. На рынке появляются новые товары, услуги, технологии, как результат новаций в развитии производительных сил. Таким образом, кризис дает импульс новому витку развития.

Кризис, по словам современного западного экономиста И. Шумпетера, созидательно разрушая экономику, сам формирует материальные предпосылки выхода страны из этого тяжелого состояния.

Антикризисное регулирование. Периодически повторяющиеся кризисы с его тяжелыми социально-экономическими последствиями породили антикризисное регулирование, главная цель которого не устранить кризисы и не ликвидировать цикличность развития. Это сделать невозможно. Кризис закономерен как закономерен скачок в развитии при переходе количества в новое качество. Поэтому борьба с кризисами равносильна борьбе с развитием.

Задача антикризисного регулирования состоит в том, чтобы не преодолеть и исключить кризисы, а ослабить кризисные спады, смягчить негативные последствия кризисов, сократить его продолжительность и сделать его менее глубоким. Эти функции берет на себя государство, разрабатывая соответствующие стабилизационные программы, ускоряющие процесс выхода экономики из кризиса и ослабляющие их тяжесть. Эти программы строятся на основе рекомендаций теоретиков, представляющих разные направления в развитии экономической науки.

Как было сказано выше, наибольшую известность получили программы кейнсианского и монетаристского направления.

Кейнсианское направление главной причиной кризисов считает падение совокупного спроса общества, его платежеспособности. Поэтому государство должно осуществлять меры по его активизации и стимулированию. Составляющими спроса является личное потребление и инвестиции (производительное потребление). Рост личного потребления зависит от прироста дохода. Однако, по Кейнсу, с ростом дохода склонность к потреблению падает, а склонность к сбережению растет. И если сбереженные деньги идут на инвестиции (т.е. на капиталовложение в экономику), то увеличивается национальный доход, растет размер производства, ликвидируется безработица и спрос на предметы потребления тоже возрастает. Поэтому Кейнс считал необходимым стимулировать инвестиции, как фактор увеличения спроса, с помощью денежно-кредитной и бюджетной политики государства.


Он рекомендует снизить ставки процента за кредит. Денежный кредит позволит предпринимателям шире использовать кредит, вкладывая его в развитие производства. Кроме того, государство в разумных пределах должно “накачать” экономику деньгами и за счет госбюджета давать фирмам средства для инвестиций, предоставлять им налоговые льготы и снижать налоги в период кризиса. Государство должно организовывать общественные работы, расширять строительство дорог, парков и т.д., стимулируя таким образом и потребительский спрос.

Реализация стабилизационных рекомендаций Кейнса обеспечила в значительной мере экономический подъем 40-60х годов ХХ века. Но с середины 70х годов позиции Кейнсианства слабеют и формируются стабилизационные программы, построенные на рекомендациях монетаристов.

Создателем и ведущим теоретиком “монетаризма” является глава “Чикагской экономической школы” американский экономист М.Фридман (1912), который считает, то деньги играют главную роль в определении воспроизводственного процесса и темпов его развития.

Кризисы и другие негативные моменты рыночной экономики, по его мнению, являются следствием неправильной денежной политики государства, которое не обеспечивает соответствия денежной массы темпу роста ВНП. Главные требования монетаристов, предъявляемые государству: во-первых, независимо от фазы цикла поддерживать устойчивые темпы роста денежной массы на уровне 3-5% в год; во-вторых, максимально сократить расходы государства, которые являются главной причиной избытка денег, а следовательно инфляции.

Антикризисная деятельность государства, по мнению монетаристов, должна быть направлена на ускоренное прохождение фазы кризиса, путем очищения рынка от слабых предприятий, сокращения социальных программ и уменьшения денежной массы в обращении. Поэтому Фридман рекомендует дорогой кредит с высокой учетной ставкой процента. Это приведет к банкротству слабых предприятий, а выжившие производители в этих условиях должны получить налоговые льготы. Это будет способствовать расширению производства и инвестированию, т.е. увеличению совокупного предложения и рассасыванию безработицы.

Идеи монетаризма нашли свое практическое применение в экономической политике, проводимой в США и Великобритании в 80-ые годы. Эта политика в США была названа “рейгономика” (по имени американского президента Р.Рейгана), а в Англии - “татчеризм” (по имени премьер-министра М.Тетчер). Эти программы были нацелены на поддержку инвестиционных возможностей крупных корпораций, которые пользовались льготными налогами, что способствовало расширению их производства. Но одновременно были сокращены социальные программы государства, снижены социальные выплаты трудящимся и безработным.


В практике развитых стран функционируют специальные исследовательские центры, которые отслеживают движение промышленного цикла. В США, например, создано Национальное бюро экономических исследований, которое занято этим процессом. Существуют также центры исследования мирового цикла. Результаты исследований этих организаций также учитываются при разработке антикризисных стабилизационных программ.

Совершенно очевидно, что при выборе ориентиров антикризсной политики и при разработке стабилизационных программ необходимо учитывать особенности той или иной фазы циклического движения - не допускать чрезмерных капиталовложений в период подъема путем увеличения учетной ставки процента и увеличения налогов, а в период кризиса и депрессии не допускать чрезмерного спада инвестиций и наоборот их стимулировать путем снижения процентов и налогов.

К числу периодических кризисов относятся и так называемые структурные кризисы, в основе которых лежат причины, вызванные потребностями перестройки отраслевой структуры в связи с НТР. Так, в 50-60 годы переход на ресурсосберегающую технологию вызвал резкое сокращение спроса на продукцию черной и цветной металлургии, что породило относительное перепроизводство в этих отраслях. В 70-80х гг. произошел энергетический, нефтяной и сырьевой кризисы, которые характеризовались отставанием предложения продукции этих отраслей от спроса на них.

Структурные кризисы могут быть продолжительными и охватывать несколько промышленных циклов, т.е. не укладываться в рамки одного воспроизводственного цикла. Разрешаются они путем перелива капитала в те или иные отрасли, а это требует времени на создание новых средств труда на переоснащение новым оборудованием, на переобучение кадров, способных работать в условиях новой технологии и т.д. В решении этих задач принимает участие и государство.

Кроме кризисов перепроизводства существуют кризисы недопроизводства, в основе которых тоже лежит диспропорция между производством и платежеспособным спросом. Но в отличие от кризиса перепроизводства, здесь платежеспособный спрос обгоняет производство товаров, а не наоборот. Как правило, кризисы недопроизводства связаны с действием внерыночных факторов - с войнами, эпидемиями, стихийными бедствиями и социальными катаклизмами.

Такой кризис развился в конце 80х-начале 90х годов в СССР. Его предпосылки возникли еще в 70-х гг, когда начался процесс резкого снижения темпов роста национального дохода из-за застойного состояния сельского хозяйства, падения производства в топливных и сырьевых отраслях промышленности, из-за нерационального использования земли и природных ресурсов.


Не последнюю роль в развитии кризиса недопроизводства в стране сыграли резкие нарушения пропорций общественного воспроизводства. Дело в том, что большая доля ресурсов в СССР затрачивалась на производство средств производства и ВПК, создающего средства вооружения. Именно в этих отраслях была занята большая часть трудоспособного населения. На производство предметов потребления расходовалась незначительная часть национального дохода. Предметы потребления составляли 25% от промышленной продукции. Это и привело к разрыву между растущими доходами населения и их товарным покрытием. Преодоление кризиса недопроизводства требовало изменения всей воспроизводственной структуры с ее переориентацией на развитие отраслей, производящих предметы потребления и услуг, что требовало больших капиталовложений в эти отрасли.

Однако, для современной России характерен крупномасштабный кризис, который характеризуется переплетением кризисных ситуаций многоуровневого вида, начиная от кризиса недопроизводства, структурных кризисов и кончая системным кризисом. По глубине и продолжительности кризиса в экономике России его моно сравнить лишь с Великой депрессией 1929/1933 гг., когда в США производство упало почти вдвое, а безработные составили четверть всех занятых. В России с 1992 по 1997 год производство также упало в 2 раза. Валовой внутренний продукт (ВВП) за это время сократился почти на 50%. Следует заметить, что в современной западной экономике спады длятся 6-12 месяцев, а ВВП падает не более, чем на 2% в год. За этот период в нашей стране убыточными оказались 47,3% крупных и средних предприятий, в строительстве - 40,1%, а на транспорте - 58,7%. Это привело к волне банкротств многих нерентабельных предприятий и как следствие этого - к росту безработицы и резкому снижению жизненного уровня трудящихся слоев населения. Несомненно, налицо полный набор черт, характеризующий экономический кризис в России. Но, назвать его фазой цикла - это значит признать, что в России уже полностью сложился механизм рыночной экономики и ее движение является циклическим.

Рыночная экономика в России только формируется и поэтому кризис в российской экономике не может носить циклического характера. Для становления циклической формы движения экономики необходима развитая рыночная система, когда уровень производства перерастает возможности поглощения его спросом, а кризис, сопровождающийся спадом производства восстанавливает нарушенное равновесие, выступая в качестве фактора обновления основного капитала, структурной перестройки и технического совершенствования.


Постсоциалистическая Россия в настоящее время переживает не циклический кризис, а особый формационный кризис, т.е. кризис трансформации социально-экономической системы, ее перехода от социализма к капитализму. Россия уже переживала однажды такого рода кризис, когда совершала переход от капитализма к социализму после революции 1917 года.

Поэтому выход из кризисного спада, переживаемого ныне российской экономикой не только в увеличении инвестиций и обновлении основных производственных фондов, на базе новой технологии, но, прежде всего, в ускорении процесса социально-экономических преобразований, цель которых состоит в создании модели социально ориентированной рыночной экономики.