ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 1627
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение в экономическую теорию
§1.Предмет экономической теории
§2.Основные этапы развития экономической теории
Выберите правильный вариант ответа
Глава 2. Типы экономических систем
§1.Классификация экономических систем
§2.Натуральное и товарное хозяйство
Глава 3. Категории рыночной экономии
§1. Понятие товара и его свойств
§2. Деньги, их сущность и функции.
Глава 4.Издержки производства и прибыль
§3.Концентрация и централизация капитала
Выберите правильный вариант ответа
Глава 5. Рынок, его виды и функции
§1.Возникновение рынка и его инфраструктура
§2.Функции рынка, его позитивные и негативные стороны
§3.Роль государства в современной рыночной экономике
Глава 6. Механизм рыночной экономики
§2.Рыночный спрос и рыночное предложение
Выберите правильный вариант ответа
Глава 7. Сущность и формы предпринимательства
§1. Экономическая природа предпринимательства
§3. Организационно-правовые формы предпринимательства
§3. Крупное и мелкое предпринимательство
§4. Предпринимательство в России и его особенности
§5. Управление фирмой в условиях рыночной экономики
Глава 8.Торговое предпринимательство
§1. Торговый капитал и торговая прибыль
§1. Спрос и предложение на рынке труда
§2. Занятость населения и безработица
§3. Зарплата и ее основные формы
§4. Заработная плата работников школы
Выберите правильный вариант ответа
§1. Земля как фактор производства
§2. Арендные отношения и земельная рента
§3. Земельная собственность и аграрная реформа в России.
Глава 12. Национальное воспроизводство
§1. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели.
§2.Макроэкономическое равновесие.
§3. Цикличность рыночной экономики и антикризисное регулирование
Глава 13. Государственный бюджет и налоги
§1. Финансовая система общества
§3. Налоговая система, ее структура и налоговая политика
Глава 14. Современное мировое хозяйство
§2. Международная валютная система.
Если же изъятие налогов достигает 40-50% доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.
Высокие ставки налогов и резко выраженная прогрессивная система налогообложения отрицательно сказываются на уровне сбережений и инвестиций и, следовательно, эффективности экономической системы, так как сбережения и инвестиции – это функции, прежде всего, более высоких по доходам групп населения.
На основе концепции А.Лаффера в США во второй половине 80-х годов была проведена налоговая реформа, которая снизила ставку налога на прибыль корпораций, сократила степень перераспределения национального дохода через прогрессивную систему подоходного налогообложения (вместо 15 ставок от 11 до 50% введены 3 ставки – 15, 28 и 33%), установлена налоговая скидка для новых капиталовложений (7%).
Вслед за США ставка налога на прибыль была снижена в Великобритании с 52 до 35%, в Японии с 42 до 37,5%.
В России налог на прибыль в настоящее время снижен с 35 до 24%. С 2001 г. перестала действовать прогрессивная система подоходного налогообложения. Подоходный индивидуальный налог установлен на уровне 13%, НДС – 20%.
Для определения уровня налоговой нагрузки на макроуровне в мировой практике используется показатель отношения суммы, уплачиваемых стране налогов к ВВП (валовому внутреннему продукту). Этот показатель определяет ту черту, за пределы которой государство не может переступать. Но при этом, государство его постоянно корректирует, изменяя налоговые ставки, налоговые льготы, уточняя перечень налогов, определяя начальные суммы, необлагаемые налогом.
Прямые и косвенные налоги. Взимание налогов осуществляется тремя способами:
- “у источника”,когда изъятие налога происходит до получения владельцем дохода. Например, бухгалтерия предприятия исчисляет и удерживает подоходный налог с доходов работающих;
- “по декларации”,когда происходит изъятие части дохода после его получения через подачу налогоплательщиком декларации в налоговые органы;
- “кадастровый метод”применяется при обложении земельным налогом и др. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы и т.д.), имеющих определенные внешние признаки – размер участка, объем двигателя. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения.
Налоги могут быть прямымиикосвенными. Прямые взимаются с доходов или имущества юридических и физических лиц. Они взимаются на основе оценки доходности объекта (подоходный, налог на прибыль, налог с наследования и дарения и т.п.).
Косвенные налоги взимаются непосредственно через надбавку к ценам и тарифам. Его платят все покупатели. Особенностью косвенных налогов является их регрессивный характер, а именно, по мере уменьшения дохода покупателя их уровень в общей сумме доходов повышается. Поэтому у малоимущих слоев населения эти налоги составляют более существенную долю дохода, чем у богатых слоев. К косвенным налогам относится налог с продаж, налог на добавленную стоимость (разница между выручкой и суммой затрат на сырье, услуги, полученные от поставщика). Владелец товара при его реализации получает налоговые суммы, которые сразу перечисляются государству.
К косвенным налогам относятся акцизы, которыми облагаются преимущественно алкогольные напитки, табачные изделия, бензин. Косвенные налоги динамичны, что делает их удобными в случае возникшей потребности в увеличении доходов госбюджета.
В связи с расширением социальных функций государства в современных условиях возросло значение взносов в фонд социального страхования. По существу они являются целевыми налогами и выплачиваются из двух источников – а) определенный процент к зарплате лиц, нанятых на работу; б)определенный процент к фонду зарплаты, который выплачивается предприятием или учреждением.
В структуре налоговых поступлений большую долю составляют прямые налоги, а в них ведущее место занимает подоходный налогиналог на прибыль.
Первый опыт подоходного налога был осуществлен в Англии в 1798 г., но в 1816 г. он был отменен под влиянием борьбы против него буржуазных слоев общества. Но дефицит госбюджета заставил вернуться к нему в 1842 г. и с тех пор он там существует. В Германии он существует с 1820 г. В России первая попытка подоходного обложения относится к периоду войны с Наполеоном, когда был истощен бюджет государства. в 1820 г. он был отменен и в 1893 г. был введен так называемый квартирный налог, который взимался с цены квартиры. От него освобождались государственные чиновники и духовенство. В 1916 г. подоходный налог в России был установлен по прогрессивным ставкам в размере от 0,82% до 10%.
С 40-х годов XIX в. подоходный налог распространяется во всех странах рыночной экономики и превращается в существенный источник налоговых поступлений. Складывается система индивидуального общеподоходного обложения с различной степенью прогрессии. В 80-90-ые годы доля индивидуального подоходного налога в общем объеме налоговых поступлений составила в Великобритании – 38%, а в США – 60,5%. В среднем по промышленно развитым странам подоходный налог дает от 25 до 50% всех бюджетных поступлений.
Налоговые реформы 70-80-х гг., как было показано выше, резко снизили прогрессивность подоходного налогообложения. В США, например, федеральный подоходный налог с 14 разрядной шкалой ставок от 11 до 50% заменен подоходным налогом с двумя ставками – 15 и 25%, причем 4/5 плательщиков должны платить по ставке 15%. То же характерно для Англии, Японии и других развитых стран.
В этом же направлении эволюционирует и налоговая система в России. Подоходный налог исчисляется “у источника” или через декларацию. В последние годы он претерпел существенные изменения. В связи с инфляционными процессами менялась верхняя высшая ставка и размер облагаемого совокупного годового дохода. Но с 2001 г. в подоходном налогообложении отошли от прогрессивной системы и установили единый 13-процентный налог.
Налог на прибыльзанимает второе место в налоговых поступлениях в бюджет. Этот налог является прямым и зависит от размера облагаемой прибыли, которая равна валовой выручке от реализации за вычетом производственных и коммерческих издержек (включая зарплату, проценты по банковскому кредиту, затраты на рекламу). Кроме того, вычитаются затраты на НИОКР, взносы в благотворительные фонды, налоги местным органам власти.
Максимальная ставка налога на прибыль в разных странах колеблется, но испытывает тенденцию к снижению. Так, налоговая реформа 70-80-х гг. снизила ставку налога на прибыль в США с 46 до 34%, во Франции – с 45 до 42%, в Великобритании – с 50 до 35%, с 52 до 42% в Японии.
Такое снижение налога на прибыль в значительной мере связано с необходимостью стимулировать инвестиционную активность и обеспечивать высокие темпы роста экономики.
Налог на прибыль в России был принят в 1991 г. и претерпел в течение всего хода экономических реформ серьезные изменения. По этому налогу вводились и отменялись многочисленные налоговые льготы и ограничения, для отдельных категорий налогоплательщиков (банков, страховых организаций и т.д.), изменялась налоговая база, изменялась ставка. К 2000 г. действовала предельная ставка равная 35 %, а с 2001 г. она значительно сокращена (до 24%).
В большинстве стран, в том числе и в России, установлены пониженные ставки для мелких предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.
Среди косвенных налогов значительное место занимает налог на добавленную стоимость(НДС). Он представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства. Плательщиками НДС считаются любые предприятия и организация, осуществляющие продажу товаров, оказание услуг или выполнение работ в рамках своей предпринимательской деятельности, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Величина этого налога в Западно-Европейских странах и Японии составляет от 14 до 19%.
В настоящее время 60 стран мира приняли НДС как основной налог на потребление. Распространение этого налога обусловлено тем, что он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. НДС позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла.
На долю НДС приходится около 80% всех косвенных налогов во Франции, более 50% в Великобритании и Германии. НДС является самым фискальным налогом, стабильно обеспечивающим казну доходами.
В российскую практику хозяйствования НДС быд введен Законом РФ от 06.12.91 г. вместо существовавшего в СССР налога с оборота. В соответствии с этим законом ставка НДС устанавливался на уровне 28%, но к 1999 г. она снизилась до 20%. Основные пищевые товары и товары для детей облагаются по пониженной ставке. От НДС освобождены такие виды деятельности как оказание банковских услуг, страхование, медицинские услуги, образование и некоторые другие. В странах Европейского Союза ставки НДС колеблются от 5 до 33,3%.
Введение НДС в России совпало с проведением экономической реформы и переходом к свободным ценам. Но в практике налогообложения отсутствует система учета, которая бы правильно отражала величину добавленной стоимости. Поэтому объектом НДС по существу является оборот по реализации товаров, работ и услуг, т.е. НДС дублирует и налог на прибыль.
В результате произошло искусственное расширение налогооблагаемой базы, сопровождающееся приростом цен за счет НДС. Иначе говоря, произошло неоправданное перекладывание налогового бремени на конечного потребителя, который в России имеет низкий уровень доходов в основной своей массе.
Совершенно очевидно, что этот налог как можно лучше обеспечивает сегодня бюджетные потребности страны, являясь главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Его доля в консолидированном бюджете составляет свыше 20% всех поступлений налогов. Но, вместе с тем, НДС с его высокими ставками и широкой налогооблагаемой базой в значительной мере ограничивает платежеспособный спрос общества, что сдерживает возможность роста производства.
Поэтому в перспективе стоит не только проблема совершенствования методики расчета добавленной стоимости, но проблема снижения ставки НДС. Решение этой проблемы находится в общем русле наметившихся тенденций в мировой налоговой политике страны.
При проведении налоговой реформы в России необходимо использовать мировой опыт в этой области и сообразовывать наши изменения в налоговой сфере с основными тенденциями мировой налоговой практики. Налоговая система должна максимально стимулировать предпринимательскую активность, экономическую эффективность, но вместе с этим и обеспечивать более высокий уровень благосостояния всех слоев населения.