ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 682
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.
1. Историческое знание, его формы и функции.
2. Понятие и классификация исторических источников.
3. Методы, теория и методология исторической науки.
1. Богословский (теологический) подход.
4. Постпозитивизм и постмодернизм.
4. Основные направления и школы отечественной историографии.
5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.
Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.
2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.
1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.
2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.
3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.
1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.
2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.
3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.
1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.
2. Внешняя политика России в XIX в.
4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.
Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.
1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.
2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.
2. Сталинизм и его социальная сущность.
3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.
1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.
3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.
Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.
1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.
3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.
4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.
1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.
2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.
3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.
4. Внутренняя политика в.В. Путина.
Большевики могли праздновать победу. Согласно принятому 1 марта 1930 г. Примерному уставу сельскохозяйственной артели и другим аналогичным документам, от колхозов требовалось выполнение бесчисленных «обязательств» перед государством: натурпоставок, госзакупок, уплаты подоходного налога т.д. Только после этого остатки продовольствия распределялись по трудодням между колхозниками. В ноябре 1928 г. были созданы государственные машинно-тракторные станции (МТС), где была сконцентрирована вся сельскохозяйственная техника, предоставлявшаяся за плату колхозам. МТС были ликвидированы только в 1958 г. Таким образом, крестьянство было поставлено под жесточайший контроль тиранической власти. Госзаготовки в 1937 г. выросли по сравнению с 1928 г.в три раза, и это притом, что количество крестьянуменьшилось примерно на треть.Как мы видим, колхозы, с точки зрения большевиков, обладали серьёзнейшими достоинствами, поскольку легко контролировались и были надёжной опорой властей на селе.Основным же последствием коллективизации стало уничтожение последнего серьёзного потенциального противника большевиков в их борьбе за тотальную власть – крестьянства.
Следует специально отметить, что подобную же политику по отношению крестьянству большевики вели и позже, уже после Великой Отечественной войны. Одной из основных причин поразительных успехов в деле восстановления народного хозяйства страны в 1946-1950 гг. было очередное ограбление деревни. Последствия войны и страшная засуха 1946 г. не смягчили отношение тиранической власти к колхозникам. В 1946-1948 гг. происходило ещё одно наступление на деревню, которое, вместе с природной стихией, спровоцировало голод 1947 г. Вновь люди ели траву, кору, воробьёв, в случае удачи – сусликов. Снова имели место случаи людоедства. В эти годы крестьяне не получали по трудоднямпрактически ничего.Как показали исследования последних лет, через государственные закупки в первые послевоенные годы колхозы возмещали20%своих расходов при производстве молока,10%при выращивании зерновых культур,5%затрат при скотоводстве. Приусадебные же участки, вне зависимости от их фактического плодоношения, обложили колоссальными налогами. Торговать своей продукцией на рынке крестьянам разрешалось лишь в том случае, если их колхоз выполнил все обязательства перед государственной властью. Как и в Византии, урожай года в Советском Союзеоценивали ещё на корню,чтобы не дать колхозной администрации обмануть государство и помочь своим голодающим работникам. «Своя» коллективизация имела место в Прибалтике, Западной Белоруссии, Западной Украине и Молдавии. Здесь аналогичные события происходили не в 1929-1933 гг., а позже, после Великой Отечественной войны. Количество раскулаченных здесь составило, по последним оценкам, около 900 тысяч человек. В 1952 г. в работе «Экономические проблемы социализма в СССР» И.В. Сталиным был высказан даже тезис о том, что колхозы – это временная, переходная структура, которая далее должна быть заменена государственными хозяйствами – совхозами.
Выводы.
В 1929-1937 гг. большевистским руководством были проведены грандиозные социально-экономические преобразования – так называемая индустриализация и коллективизация. Эти изменения в народном хозяйстве были порождены необходимостью быстрого промышленного развития страны. Данную проблему могла разрешить либо быстрая индустриализация, явившаяся четвёртым в истории России витком модернизации, либо фактическое возвращение в сторону капитализма. Разумеется, партия выбрала первое. Примерно за 8 лет было построено около 6 тысяч крупных промышленных предприятий, созданы новые базы в восточных районах государства. В основном, правда, создавались предприятия группы «А», а источниками финансирования рассматриваемых изменений стали, в первую очередь, средства, полученные от ограбления деревни.
Одновременно за 4 года (1929-1933 гг.) была проведена форсированная коллективизация, основная масса крестьянских хозяйств насильственно была соединена в колхозы, поставленные под жесточайший контроль государства. Все более или менее зажиточные слои деревни и большая масса чем-либо недовольных сельчан были расстреляны или сосланы вместе со своими семьями в тайгу или тундру. Поголовье скота значительно сократилось, как значительно сократилось и производство зерна. В 1932-1933 гг. разгром сельского хозяйства привёл к голоду, в результате которого погибло ещё около 5 миллионов человек. Следует специально отметить, что подобную же политику по отношению крестьянству большевики вели и позже, уже после Великой Отечественной войны. Одной из основных причин поразительных успехов в деле восстановления народного хозяйства страны в 1946-1950 гг. было очередное ограбление деревни. Последствия войны и страшная засуха 1946 г. не смягчили отношение тиранической власти к колхозникам. В 1946-1948 гг. происходило ещё одно наступление на деревню, которое, вместе с природной стихией, спровоцировало голод 1947 г. Основным же последствием коллективизации и последующей крестьянской политики советской власти в эпоху правления И.В. Сталина стало уничтожение последнего серьёзного потенциального противника большевиков в их борьбе за тотальную власть – крестьянства. После разгрома этой потенциально самой мощной тогда социальной группы страна вступает в новый период своей истории, который мы и будем характеризовать в следующем вопросе нашего занятия.
2. Сталинизм и его социальная сущность.
Как мы помним, в течение 20-х гг. И.В. Сталин, встав во главе Секретариата партии, постепенно сосредотачивал в своих руках все нити государственной и партийной власти. Позднее за периодом правления этого человека окончательно закрепляется термин «сталинизм».Современная историческая наука характеризует данное социальное явлениес нескольких взаимосвязанных между собой сторон.
Сталинизм – это вариант тоталитаризма.Кроме формально-юридической составляющей, при изучении любого общества необходимо определить способ осуществления государственной властью своих полномочий. Этот способ и определяет политический режим, господствующий в том или ином социуме. Так, Конституция «страны победившего социализма» 1936 г., разумеется, не стоила и ломаного гроша.Тоталитарный политический режим (от латинского «totius» - «всеобщий») – это такой вид режима, при котором государство полностью подчиняет себе и общество, и каждую отдельную личность. Власть здесь не ограничивается, как обычно, лишь политическим подчинением со стороны людей. Она охватывает своими «щупальцами» экономику, культуру и даже семейные отношения и личную жизнь людей. Фактически тоталитарное государствостремится контролировать даже мысли человека и, по крайней мере, частично, достигает этого результата.
Наиболее ярко последний тезис проявляется в политике Сталина по отношению к творческой интеллигенции и к религии. Согласно постановлению ЦК партии «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932 г.) место прежних многочисленных объединений людей творческих профессий заняли различные огосударствленные Союзы – писателей, художников, архитекторов и пр. Достижения Советского Союза в деле просвещения населения бесспорны, но известно и другое. Вводя уже в 1930 г. обязательное начальное образование в сёлах и обязательное семилетнее – в городах, публикуя гигантскими тиражами произведения классиков, большевики одновременно произвели подлинный разгром творческой интеллигенции. История, в частности, превратиласьв догматизированную, примитивную псевдонауку на уровне пресловутой «пятичленки» и «Краткого курса ВКП (б)»,вышедшего в свет в 1938 г. Уже в 1938-1940 гг. фактически была разгромлена генетика, после войны настал черёд «буржуазной науки» кибернетики (на рубеже 40-х и 50-х гг.), некоторых направлений в химии (1951 г.). В августе 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», которое приобрело не менее печальную известность, ибо знаменовало собой новую травлю литераторов, в том числе и такого великого поэта, какА.А. Ахматовой.На августовской 1948 г. сессии ВАСХНИЛбыла надолго похоронена отечественная биология,заменённая пресловутым «мичуринским» учением Т.Д. Лысенко, которое принесло колоссальный вред не только науке как таковой, но и сельскому хозяйству.
Ещё более печальную участь большевики готовили религии. К началу 30-х гг. было закрыто более 90% всех церквей,на воле оставалось всего 7 епископов Русской Православной Церкви. В 1938 г. было провозглашено начало «безбожной пятилетки»: к 1943 г. власти собирались полностью уничтожить Церковь. Как писала в своём стихотворении одна из узниц ГУЛага:
Молиться ты, конечно, можешь,
Но… так, чтоб слышал Бог один.
(За это стихотворение она получила 10 лет лагерей). Война, правда, вынудила И.В. Сталина несколько изменить свою политику. 8 сентября 1943 г. он разрешил избрание нового Патриарха всея Руси, репрессии несколько утихли. В 1946-1951 гг. после Львовского поместного собора 1946 г. произошло третье в истории «истребление унии» в Западной Руси и Средней Европе, поскольку униаты запятнали себя сотрудничеством с врагом. Здесь позиции Сталина и РПЦ сошлись, но даже в самые «лучшие» годы репрессии не прекращались,а Церковь оказалась подчинённой государству,причём так, как этого не было даже во времена Петра I.
Иными словами, сталинизм – это один из наиболее выдающихся примеров «чёрной» идеократии,на которые был так богат страшныйXXвек. Идеология здесь пронизывала всё – политику, экономику, культуру, личную жизнь, порой заменяла собой экономические рычаги в управлении народным хозяйством страны. В этом сталинизм также подобен германскому нацизму или маоизму. Коммунистическое учение, что отмечал ещё современник описываемых событий и узник ГУЛага Д.Л. Андреев в своей «Розе мира»,имело некоторые черты квазирелигии:культ вождей, пародию на крестные ходы (маёвки, демонстрации) и даже свои «мощи святых» - Мавзолей Ленина, затем - Ленина – Сталина, а также грандиозное кладбище, в которое большевики фактически постепенно превратили Красную площадь и Кремлёвскую стену.
Сталинизм как вариант тоталитаризма имел предшественником ленинизм. Имевшееся в науке и публицистике противопоставление Ленина и Сталина не имеют под собой серьёзных оснований. Можно лишь сказать, что время правления Ленина, как и 1922-1929 гг., – это годыстановлениясталинского тоталитаризма. Не стоит и серьёзно противопоставлятьсталинизм и троцкизм.Некоторые черты последнего, вроде бы давно преданного сталинским руководством анафеме, неожиданно ожили в сталинском варианте тоталитаризма. Вспомним, к примеру, «трудармии» Л.Д. Бронштейна (Троцкого) и тотальное подчинение личности и общества государства при Сталине. Форма у Сталина и Троцкого действительно порой различалась, суть же была практически идентичной. Кроме того, сталинизм имеет явное сходство с другими типами тоталитаризма, в первую очередь, с маоизмом и гитлеризмом. Везде – в СССР, в Китайской Народной Республике до 1980 г. и в нацистской Германии – государство полностью подмяло под себя общество и каждую конкретную личность. Явное сходство со сталинизмом нельзя не увидеть и в Кампучии во времена правления Пол Пота, в КНДР (с 1945 г.) или в Албании Энвера Ходжи (1945-1985 гг.).
Однако, между данными режимами существовали и определённые отличия. Похожими были маоизм и сталинизм. Оба они основывались на коммунистической идеологии. Уровень репрессий в СССР, видимо, был всё же выше, чем в маоистском Китае. Нацизм же, при всех чертах сходства со сталинизмом, отличался от него своей крайней шовинистической окраской. Только с 20 июля 1944 г., т.е. с момента покушения военных на Гитлера и попытки государственного переворота в Германии, а ещё больше – с рубежа 1944 и 1945 гг., нацисты начинают массовые репрессии против немцев. Сталин же занимался истреблением именно собственного народа.Как и в дореволюционной России, в Советском Союзене было, строго, говоря, национального или расового угнетения.Все народы, в том числе и русские, были равны в своём бесправии перед тиранической властью.Репрессии по отношению к целым народам, проводившиеся сталинским режимом, начиная с 1941 г., антисемитизм последних лет правления И.В. Сталина – этововсе не показатели того, что даже в сталинские времена СССР был «империей» в западном понимании этого слова.Страшные испытания, помимо вайнахов, карачаевцев, калмыков, ассирийцев или немцев, под игом тирана перенёс русский народ, а также и другие восточные славяне. В отличие от перечисленных выше режимов, от сталинизма отличаются итальянский фашизм Бенито Муссолини и каудилизм – правление генерала Франсиско Франко в Испании в 1939-1975 гг. Оба диктатора стремились построить у себя в стране тоталитаризм, но им это не удалось. В Италии, к примеру, сохранилась имевшая определенный авторитет монархия и некоторые элементы гражданского общества, репрессии были менее масштабными, чем в Советском Союзе или в гитлеровской Германии. В Испании франкистская фаланга была ещё дальше от тоталитаризма, чем итальянский фашизм. Она, в частности, смогла победить республиканцев только путём компромисса с традиционными правыми консервативными силами и т.д. В дореволюционной России иногда мы тоже видим некоторые черты данного политического режима, но они были очень слабы.
Сталинизм – это крайний вариант террористической тирании.Нельзя пытаться оправдать это явление ссылками на действительно выдающиеся достижения народов СССР во времена правления И.В. Сталина.Цена за эти достижения могла быть значительно ниже, не будь в истории России сталинизма. В юриспруденции и судебной практике отправной точкой для Большого Террора стал постулат, высказанный И.В. Сталиным ещё на июльском 1928 г. Пленуме ЦК партии. Согласно его точке зрения, чем дальше страна идёт по пути построения социализма, тем больше обостряется классовая борьба. Эта идея всячески развивалась юристами той поры, в частности, главным сталинским судебным «златоустом» - А.Я. Вышинским, получившим мрачную известность на открытых судебных процессах 30-х гг.«Царицей доказательств» во времена сталинизма всегда оставалось «чистосердечное признание» подозреваемого,которое почти всегда выбивалось пытками, в том числе и крайне жестокими. Нередко проводят параллели между И.В. Сталиным и другими тиранами, например, В.И. Лениным, Иваном IV, Мао Цзэдуном, Пол Потом, Нероном, Диоклетианом и т.д. Подобный взгляд, разумеется, справедлив, но он не исчерпывает все рассматриваемое явление. Дело в том, что нельзя не видеть различий между террором, даже массовым, в тоталитарном и авторитарном обществе. При авторитаризме он ведётся, за редким исключением, против реальных противников режима, поэтому, как правило, не имеет особо массового характера. Число жертв ИванаIV, как мы помним, не было очень многочисленным. Кровавая диктатура генерала Аугусто Пиночета в Чили – скорее исключение, чем правило.