ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 677
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.
1. Историческое знание, его формы и функции.
2. Понятие и классификация исторических источников.
3. Методы, теория и методология исторической науки.
1. Богословский (теологический) подход.
4. Постпозитивизм и постмодернизм.
4. Основные направления и школы отечественной историографии.
5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.
Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.
2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.
1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.
2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.
3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.
1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.
2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.
3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.
1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.
2. Внешняя политика России в XIX в.
4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.
Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.
1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.
2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.
2. Сталинизм и его социальная сущность.
3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.
1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.
3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.
Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.
1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.
3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.
4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.
1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.
2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.
3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.
4. Внутренняя политика в.В. Путина.
Сталинизм – это сословно-классовое общество и государство. Высшим классом-сословием была партноменклатура, ниже – класс-сословие рабочих, ещё ниже – колхозное крестьянство, в самом низу общественной лестницы находился класс-сословие заключенных. Самой основной чертой сталинизма являлась крайняя неустойчивость в положении любого конкретного человека, даже относившегося к самым высшим стратам. Статус каждого здесь был крайне зыбким. Человек мог заснуть в одном статусе, а проснуться «врагом народа», т.е. представителем самого низшего класса-сословия. В СССР в указанный период времени возродились некоторые черты крепостного права. В советском обществе в рассматриваемый период времени возродились и некоторые черты государственного рабовладения, аналогичного, к примеру, спартанской илотии. Государственными рабами фактически следует признать класс-сословие заключённых.
3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.
Внешняя политика Советского Союза в конце 20-х – начале 30-х гг., как и ранее, имела как бы две стороны – официальную и неофициальную, коминтерновскую. На официальном уровне продолжалось установление дипломатических отношений с ведущими и малыми странами, на коминтерновском – стремление, во что бы то ни стало, разжечь мировую революцию. Тем временем, в мире назревают события, которые, в конечном итоге, привели мир к жуткой пучинеIIМировой войны.14 сентября 1931 г. Япония начинает войну с Китаем. Эта война, длившаяся, в конечном итоге, почти 14 лет, стала первой искрой Вселенской Войны…
30 января 1933 г.– ещё одна чёрная дата в истории мира. В этот день президент Германии Пауль Гинденбург назначил рейхсканцлером главу победившей тогда Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП) Адольфа Гитлера. Так миру явился нацизм – враг и Запада, и славянской цивилизации. Следует отметить, что гитлеризм вовсе не был чужд западной культуре.Он был взращен на тысячелетней идеологии шовинизма и славянофобии, к сожалению, слишком долго пестуемой в Европе и, особенно, в Германии. Трагедия Европы и Советского Союза заключалась в том, что им не удалось вовремя распознать опасность и уничтожить очаг агрессии – как на Западе, так и на Востоке.Несмотря на ненависть к сталинизму, нельзя всё же не признать, что, в основном, виновником этого был именно Запад, а не СССР.С сентября 1933 г. сотрудничество между Германией и Советским Союзом было свёрнуто. В 1934 г. наша страна стала членом Лиги Наций. В следующем году СССР заключил договоры с Францией и Чехословакии о помощи в отражении возможной агрессии. Однако, президент Чехословакии Э. Бенеш, опасаясь Сталина, добился включения в это соглашение пункт о том, что Советский Союз окажет его государству помощь только в том случае, если эту помощь Чехословакии окажет Франция. В том же 1935 г. СССР осудил итальянскую агрессию против Абиссинии, помогал он и Китаю, и испанским республиканцам.
Вскоре после начала японо-китайской войны в столице Маньчжурии Мукдене великие державы Запада фактически согласились с приобретениями Японии в Китае. Так миру явилась пресловутая «политика умиротворения» - политика уступок агрессорам – как в Азии, так, вскоре, и в Европе. Западные страны полагали, что уступки остановят агрессию, что самураи или Гитлер побоятся идти дальше. Это была роковая ошибка.Вначале агрессоры были ещё слабы, и решительные действия самых сильных государств тогдашнего мира уничтожили бы все очаги войны. Запад же стерпел и нарушение статуса Рейнской демилитаризованной зоны, и аншлюс Австрии в марте 1938 г. В сентябре того же 1938 году премьер-министры Великобритании и Франции Невилл Чемберлен и Эдмон Даладье в Мюнхене согласились с отторжением от Чехословакии Судетской области, со времён Средневековья, в основном, заселённой немцами. При рассмотрении данных событий следует учитывать и еще один фактор, о котором и на Западе, и даже в отечественной историографии стараются не упоминать.Речь идет о нежелании широких народных масс в европейских государствах большой войны без учета реальной международной обстановки. Данный фактор «работал» еще и потому, что «козлом отпущения» в сентябре 1938 г. выступала славянская страна, а не одна из стран Западной Европы.
У Э. Бенеша тогда было 45 дивизий против 47 немецких, но он, к сожалению, не решился на войну. Кроме того, чехословацкий президент не решился и призвать на помощь советские войска, не без основания боясь сталинскую тиранию, хотя наша страна объявила, что готова оказать ему любую помощь. Понимая, какой страшный выбор приходилось в те дни делать правителю этой западнославянской страны, с высоты нашего времени можно сказать, что Э. Бенеш всё же был неправ. Истребляя миллионы людей, Сталин не стремился к уничтожению целых народов и их культуры.В составе же нацистского государства чешский и словацкий народымогли бы просто не дожить до освобождения.
Гитлер не ограничился Судетской областью. В марте 1939 г. вся Чехословакия попала под власть Германии. Вскоре пришло время Мемельской области Литвы. Решающим стало лето 1939 г. Англо-франко-советские переговоры не привели тогда к каким-либо серьёзным результатам. Неудача переговоров советских дипломатов с британскими и французскими была вызвана двумя основными причинами. Во-первых, эти державы вели двойную игру. Примерно в это же время имели место и их переговоры с Германией. Англичане и французы стремились, в случае удачи, устроить третье после Мукдена и Мюнхена соглашение с агрессорами, на сей раз за счёт нашей страны.Во-вторых,ситуация частично осложнялась и позицией малых государств Европы. Называя вещи своими именами, нужно сказать, что эффективное противодействие агрессору возможно было лишь в том случае, если бы они поступились бы тогда хотя бы частью своего суверенитета. Однако, страх перед сталинским Советским Союзом оказался сильнее страха перед нацистами, за что Польша, Прибалтика и некоторые другие страны заплатили потом чудовищную цену. Повторялась, правда, в более острой форме, коллизия Бенеша.
Одновременно Гитлер и его министр иностранных дел Иоахим Риббентроп всячески стремились заключить широкомасштабный договор с Советским Союзом. В конце концов, 23 августа 1939 г. он был подписан. Этот договор, названный пактом Молотова – Риббентропа и другие секретные соглашения между данными странами 1939 г., имели, как выяснилось впоследствии, секретные статьи, в которых были установлены сферы влияния СССР и Германии в Европе. К сфере влияния Германии относилась Польша, а к сфере влияния СССР – Прибалтика, Западная Белоруссия, Западная Украина, Бессарабия, Северная Буковина и Финляндия.
В 1939-1940 гг. все эти земли, кроме Финляндии, были присоединены к Советскому Союзу, - где открытым насилием, а где дипломатическим нажимом. При оценке данных событий по сей день в исторической литературе царит разноголосица, которая отражает не только саму сложность проблемы, но и тот факт, что историки, как правило, в данном случае, смешивают три отдельных, хотя и взаимосвязанных вопроса – вопрос об исторической и правовой оценке этих территориальных приращений и вопрос о том, имело ли присоединение к Советскому Союзу положительное значение для жителей этих территорий. Разумеется, это было вопиющим нарушением действовавших в то время международно-правовых норм, но сами эти нормы, с другой стороны, в данном случае не соответствовали исторической справедливости, поскольку все вышеупомянутые земли, кроме Северной Буковины (нынешней Черновицкой области Украины), ещё недавно входили в состав Российского государства. Противоречие же между международно-правовыми принципами права наций на самоопределение и территориальной целостности и нерушимости границ не разрешено до сих пор. Всё это, однако, не изменяет, к сожалению, того факта, что для населения данных земель переход под власть сталинской тирании имелсамые ужасающие последствия.
В 1940 г. Италия, Германия и Япония заключают между собой «Стальной пакт».Тогда же державы Оси предложили СССР заключить«Союз четырёх».Он должен был объединить в одном блоке СССР, нацистскую Германию, фашистскую Италию и Японию взамен на присоединение к СССР Ирана и Индии. Но это предложение, как бы оно ни было заманчиво, после некоторых колебаний, к счастью, было отвергнуто. Пакт Молотова – Риббентропа вызвал определённое замешательство в высших кругах Японии, давно имевших свои виды на Дальний Восток и Сибирь. В 1938 г. произошёл конфликт на озере Хасан, в августе же 1939 г. войска двух государств столкнулись на реке Халхин-Гол на востоке Монголии – страны, которая ещё с начала 20-х гг. также строила социализм и была верным союзником СССР и фактически зависимым от него государством. Тогда Г.К. Жуковым был произведёнпервый в мире «блицкриг» - «молниеносная война»,в ходе которой японские войска были разбиты. 13 апреля 1941 г. был подписан советско-японский пакт о ненападении, действовавший в течение почти четырёх лет.
Воссоединить же с СССР Финляндию тогда не удалось. В ходе «зимней войны» 1939-1940 гг. советские войска показали свою слабость всему миру. Сказались страшные репрессии руководства РККА в 1937-1939 гг. Мы потеряли тогда 95тысяч человек, финны –23тысячи. Другой причиной неудач былвыбор массированного удара по укреплениям на юго-востоке Финляндии - «линии Маннергейма» - в качестве стратегического плана ведения этой войны. План же М.Н. Тухачевского на случай войны с Финляндией предусматривал совсем иное - переход границы в районе финской части Лапландии и стремительный бросок на юг, к Хельсинки, в обход «линии Маннергейма». СССР, как агрессора, исключили из Лиги Наций, а Великобритания и Франция были даже близки к началу войны на стороне Финляндии. Одной из причин войны стали несправедливые юго-восточные границы последней – 32 километра от Ленинграда. В 1940 г. они были отодвинуты, СССР был возвращён Выборг и передан на 30 лет в аренду важный в военном отношении полуостров Ханко.
Тем не менее, война была уже не за горами. Сталин панически боялся её и не принимал во внимание бесчисленные свидетельства о вооружении противника. Накануне войны, как показали последние исследования, ставший в январе 1941 г. председателем Генштаба Г.К. Жуков предложил план превентивного удара по противнику, повторив, как мы помним, в этом отношении Багратиона. В том, что война будет скоро, он, в отличие от Сталина, не сомневался. Стратегический план войны с СССР – «Барбаросса» - составленный, в своей основе Ф.-В. Паулюсом и одобренный Гитлером 18 декабря 1940 г., лежал на письменном столе у Сталина уже через 11 дней.Р. Зорге назвал даже день начала войны. О том же советское руководство предупредил и посол Германии в нашей стране Шуленбург, который ненавидел нацистов и считал, что политика Гитлера ведёт его Отчизну к гибели. Но ничего не помогло.
Итак, 22 июня 1941 г., в 3.15 утра, 190 дивизий Германии и зависимых от неё государств начали войну.План «Барбаросса» предусматривал проведение «молниеносной войны» и, как результат, захват территории по линии Архангельск – Астрахань и нейтрализацию последнего оставшегося у СССР промышленного района на Урале с помощью авиации.Первые же дни войны показали слабость отечественных бронетанковых войск. Главным сторонником их развития в СССР был расстрелянный в 1937 г. маршал М.Н. Тухачевский, который понял их значение одним из первых в мире, наряду с А. фон Эймансбергером, Г. Гудерианом и Ш. де Голлем. Был ли готов Советский Союз к началу этой войны? Однозначного ответа на этот вопрос историки пока не дали. В качестве предварительного вывода можно сказать, что наиболее губительной стала даже не неготовность к войне, которая имела всё же только частичный характер, а, скорее, последствия преступной слепоты Сталина, которые обезоружили армию и флот. Буквально за первые сутки военных действий было уничтоженооколо 1200 советских самолётов из 1540. Таким образом, большая часть наших Военно-Воздушных Сил не успела даже взлететь с аэродромов. Крупнейшие «котлы», в которые попали советские войска в начале Великой Отечественной войны – это «котлы» в районе городов Белостока, Минска и Киева.Там было окружено соответственно 250, 250-300 и 600 тысяч человек.На шестой день войны была взята столица Белоруссии - Минск. 8 сентября 1941 г. началась блокада Ленинграда, длившаяся, в общей сложности, 900 дней. Таких поражений Русь, пожалуй, не знала со времён Смуты началаXVIIвека и даже татарщины. Многие территории были потеряны буквально в первые же недели. Параллели с ситуацией 1812 г. здесь «не работают». Тогда Наполеону достались относительно малонаселённые земли, теперь же Гитлер захватил довольно густо населённые территории, где находилась мощная промышленная база.
Ситуация порой становилась поистине катастрофической ещё и потому, что приказы И.В. Сталина были крайне некомпетентны. Так, часть из 600 тысяч человек, окружённых под Киевом, можно было спасти, если бы им своевременно отдали приказ о прорыве к своим, как настоятельно рекомендовал Сталину Г.К. Жуков. 30 сентября – 1-2 октября 1941 г. произошли события, поставившие Москву на грань катастрофы.Немцы смогли прорвать фронт, и участь столицы была, казалось, решена. Чтобы закрыть образовавшуюся брешь, в бой бросили многие тысячи ополченцев, почти не обученных и не вооружённых. Едва ли не все они погибли, но Москву удержать тогда смогли. С 15 ноября 1941 г. враг начал последнее, отчаянное наступление на Москву. В ходе ужасающих боёв кое-где противник смог продвинуться к столице России на 20-30 километров. Всего за первые пять месяцев войны Красная Армия потеряла убитыми, ранеными и пленными не менее 5 млн. человек и колоссальное количество техники. Так наша страна расплачивалась за ошибки и преступления большевистской тирании. В последнее время стали известны сведения, неопровержимо доказывающие тот факт, что пришедший в ужас от этих потерь и неудач Сталин пытался провести переговоры с верхушкой нацистов.Контакты с гитлеровцами шли до начала июля 1943 г., после чего прекратились по инициативе узнавшего о них Гитлера. В решающий момент тиран был готов заключить мир, пусть даже ценой огромных территориальных потерь.