ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1473
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Всероссийское театральное общество 1984
Эстафета молодым к. С. Станиславский в Оперно-драматической студии Из воспоминаний
Артистическая этика и дисциплина
Работа станиславского с ассистентами
Репетиции пьесы а. С. Грибоедова «горе от ума»
Пробные уроки преподавания системы
Станиславский занимается художественным чтением с ассистентами
Станиславский занимается со студийцами первая встреча
Работа над телесным аппаратом (освобождение мышц)
Предлагаемые обстоятельства. «если бы». Воображение
Работа над пьесами шекспира «ромео и джульетта» и «гамлет» по методу физических действий
Работа над пьесой «ромео и джульетта»
Органический процесс и физические действия
Соединение логики мысли с логикой действия
Станиславский разбирает проделанную без него работу
Работа над пьесой «гамлет»1 Линия физических действий
Органический процесс (сегодня — здесь — сейчас)
Добавление логики мыслей к логике действий
Оценка, анализ своего творчества
Поэтапная схема работы над пьесой
Завершение работы над спектаклем «ромео и джульетта»
Перспектива роли, ритмический рисунок и атмосфера
Элементы психотехники актерского мастерства Тренинг и муштра
Методика воспитания мастерства актера
Первый этап. Выработка мышечного контролера или наблюдателя
Раздел I. Научить определять излишние напряжения (зажимы) и освобождаться от них
Раздел II. Научиться подчинять мышцы своему намерению
Второй этап. Центр тяжести и точки опоры
Раздел I. Научить определять центр тяжести и точки опоры для большей устойчивости
Раздел I. Получение правильного мускульного ощущения данного действия
Раздел II. Добиться правильного ощущения мышц и напряжения при борьбе, не нарушая свободы партнера
Четвертый этап. Каждое движение, положение, поза должны быть оправданы, целесообразны, продуктивны
Действие, «если бы», предлагаемые обстоятельства
Первый этап. Целесообразное, обоснованное, продуктивное, подлинное действие
Раздел I. Научить действовать целесообразно, обоснованно, продуктивно
Раздел II. Хотение — задача — действие
Второй этап. «если бы», предлагаемые обстоятельства
Раздел II. Предлагаемые обстоятельства
Первый этап. Развитие воображения и фантазии в реальной и воображаемой плоскостях
Раздел I. Развитие воображения в мире окружающих нас вещей (в реальной плоскости)
Раздел II. Развитие воображения и фантазии в воображаемой плоскости
Второй этап. Видения внутреннего зрения-кинолента видении
Третий этап. Воображение как помощник для обновления износившегося, истрепанного
Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости
Раздел I. Объекты — точки внимания на все пять чувств
Раздел III. Развитие стойкости внимания
Раздел IV. Публичное одиночество
Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости
Раздел I. Научить передавать партнеру свои видения
Раздел II. Круги внимания воображаемой плоскости
Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)
Четвертый этап. Внимание как средство добывания творческого материала
Чувство правды, логика и последовательность
Второй этап. Развитие логики и последовательности
Раздел II. Создание логики переживания (создание логической и последовательной линии чувствований)
Раздел III. Последовательность и непрерывность в движениях
Первый этап. Развитие памяти пяти органов чувств
Второй этап. Развитие эмоциональной памяти
Третий этап. Манки внешние и внутренние (для возбуждения эмоциональной памяти)
Первый этап. Органический процесс общения
Второй этап. Условия, необходимые для общения
Раздел I. Внутренний материал для общения и объекты (то есть чем и с кем общаться)
Раздел II. Способы, приемы общения
Третий этап. Работа по развитию органического непрерывного процесса общения
Первый этап. Изучение темпо-ритма действия
Раздел I. Развитие ощущения чувства ритма
Раздел II. От темпо-ритма к чувству
Раздел III. От чувства к темпо-ритму
Второй этап. Темпо-ритм в этюдах, отрывках, спектаклях
Раздел I. Научить определять свой темпо-ритм в каждой данной сцене и действовать в нем
Аня устала, плохо спала всю дорогу из Парижа, но она приехала в свой любимый дом, привезла дорогую маму — она счастлива, и она с удовольствием отдается минуте этого блаженного отдыха.
Лиза устала за целый день работы и беготни по дому. Ее не держат ноги, а тут еще надо стеречь любовное свидание барышни. Лиза пытается устроиться на стуле так, чтобы хоть немножко отдохнуть, но она все время начеку, боится заснуть.
, Федор тоже устал, устал и продрог. Он не спал три ночи («...три дня без сна по городу маюсь, додумать не имею. Нитка мелькает и рвется»). Он пришел к отцу, чтобы найти окончательное решение своей жизненной задачи. Его тянет отдохнуть. Он даже садится, потягиваясь, не замечая того, что все стоят и терпеливо ждут его ухода (по ремарке автора),но он не имеет права на отдых, он борется с этим желанием, направляя всю свою волю на разрешение главной цели своего прихода.
Во всех трех пьесах одно и то же физическое самочувствие, а выражается оно по-разному, в зависимости от предлагаемых обстоятельств и характера создаваемого образа.
Упражнения (на физическое самочувствие).
Чтобы закрепить найденное физическое самочувствие, нужно мысленно повторить намеченные действия.
1. Вспомнить случай, когда очень мерзли, и закрепить это физическое самочувствие. Перенести найденное физическое са-
309
мочувствие в новую ситуацию, в новые предлагаемые обстоятельства.
Учениками были выдвинуты такие предлагаемые обстоятельства:
а) зима. Мороз. Жду поезда на открытой платформе. Поезд опаздывает;
б) сижу у проруби реки и ловлю рыбу на мормышку;
в) живу в Сибири. Наш совхоз находится вблизи леса. Зимой, в мороз, к животноводческим фермам пробираются волки. Лежу в засаде с ружьем вместе с другими охотниками совхоза;
г) я снайпер. Замаскировался на снежном холме. Мороз, но уйти до вечера нельзя;
д) зимой ехал через лес. Началась пурга, я заблудился. Наступила ночь;
е) я метеоролог. Нахожусь в одной из экспедиций на Даль нем Севере. Мороз, пурга, а мне приходится в установленное время проверять показатели приборов метеостанции;
ж) ночью вьюга оборвала электрические провода в заводском поселке. Люди без света. Завод не может работать. Мо роз, сильный, леденящий ветер. Надо починить линию.
2. Вспомнить случай:
а) когда вы, замерзший, пришли с улицы в теплое уютное помещение;
б) когда вам было очень жарко;
в) когда вы с жары вышли в прохладное помещение;
г) когда вы физически очень устали;
д) когда, вы не спали 2—3 суток и спать все еще было нельзя;
е) когда в пути вы натерли себе ноги, а идти было еще далеко;
ж) когда вы были голодны;
з) когда у вас была сильная головная боль; и) когда вас томила жажда;
к) когда вы отдыхали на природе: днем при ярком солнце, в сумерках;
л) когда вы попали в ливень, сильно промокли под дождем.
Третий этап. Манки внешние и внутренние (для возбуждения эмоциональной памяти)
Чтобы вызвать повторные чувствования через возбуждение эмоциональной памяти, существуют манки. Сила каждого подлинного манка прежде всего в его привлекательности, притягательном свойстве, в его манкости.
«Артист должен уметь, — говорил К. С. Станиславский, — непосредственно откликаться на манки (возбудители) и владеть ими, как виртуоз клавишами рояля: придумаешь увлека-
310
тельный вымысел [...] и тотчас же внутри вспыхнет такое-то чувство. [...] Нельзя пренебрегать ни одним предметом, ни одним возбудителем эмоциональной памяти»1. Манки бывают внутренние и внешние.
Раздел I. Внутренние манки
Внутренние манки мы находим не в реальной жизни, а в сфере нашего воображения, мысли... К внутренним манкам относятся все элементы внутренней техники: сверхзадача, сквозное действие, магическое «если бы», предлагаемые обстоятельства, продуктивные и целесообразные действия, задачи, повторные ощущения (которые вызываются памятью пяти органов чувств) и т. д. «Наиболее сильный из них скрыт в словах и мыслях пьесы, в чувствах, заложенных под текстом автора, во взаимоотношениях действующих лиц между собой»2.
Упражнения (на предлагаемые обстоятельства и «если бы» как внутренний манок).
Написать три письма: а) любимому человеку; б) деловое письмо; в) письмо сестре, сообщающее о смерти родного человека (действия одни и те же: подумать, что и как написать, писать, перечитывать, оценивать написанное и т. д., но чувства, настроения, вызываемые предлагаемыми обстоятельствами и «если бы», — разные).
Приехать к себе домой: а) в город на работу; б) в село на отдых (действия: осмотреться, раскладываться и т. д., но настроения разные).
Гулять в лесу — вдруг шорох: а) ежик; б) подозрительный прохожий.
Применять шляпу: а) шляпу, которую мне давно хотелось иметь, и, наконец, она мною куплена; б) любимую шляпу, которую попортила моль.
Разговаривать по телефону: а) звонит друг, долго отсутствовавший и неожиданно приехавший; б) звонит сосед по квартире и сообщает, что в вашей комнате пожар.
Входить в комнату: а) в которой когда-то жили в детстве; б) въезжая в новый дом; в) где идет ремонт и т. д.
Упражнения (на продуктивное, целесообразное действие как внутренний манок).
Укладывать вещи в большой чемодан.
Примерять новое платье для концерта.
Стирать чернильное пятно.
Красить стены или мебель.
Рыться в ящиках письменного стола.
Сжигать документы.
311
Упражнения (задача как внутренний манок).
Придя поздно домой, незаметно пробраться к себе в комнату, чтобы лечь спать.
Играя в прятки, отыскать такое место, чтобы меня было трудно найти.
Найти лучший способ вызвать знакомую девушку на свидание — родители у нее строгие, гулять с парнями не разрешают.
Приготовить подарок матери.
Убедить кассира отсрочить железнодорожный билет на поезд дальнего следования.
Попросить подругу пойти в магазин, чтобы купить мне пальто.
Уговорить родителей спрятать в доме раненого партизана.
Добиться согласия у начальника цеха на внедрение рационализаторского предложения по автоматизации.
Нужно предложить участникам самим разобраться, определить, какое чувство, настроение вызывалось у них внутренними манками в проделанных упражнениях.
Упражнения (на повторные ощущения как внутренний манок). Представьте себе:
Вечер, река, копна сена, звезды, тишина, вдали играет баян, рядом близкий друг.
Темная ночь, лес, ветер, мороз, вой волков.
Лето, солнце, рожь, васильки.
Вечер, тишина, вы остались одни в квартире. Вдруг у входной двери услышали шорох, приглушенный разговор.
Весна, только что открыли дверь балкона, выходите в сад, первые подснежники, лужицы, пение птиц, солнышко пригревает.
Осень — уезжаете с дачи, слышите стук заколачивания окон, собираете последний букет, прощаетесь с садом.
Процесс создания видений в первом упражнении должен идти не от каждого отдельного слова: «вечер», «река», «копна сена», а от всей совокупности слов, чтобы была создана целая картина, дополненная воображением. Так же и в других упражнениях. Участники должны сами определить, какое настроение, какие чувства, какие желания вызвали у них повторные ощущения. Последние три упражнения можно предложить выполнить после того, как все участники продействуют мысленно.