ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1040

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

Однако главное внимание Афины уделяли

восстановлению разрушенных храмов. В этом

созидательном труде Афины также шли своим путем.

Когда французы, например, восстанавливали

разрушенные своды Реймского собора [+60], они

тщательно реставрировали каждый кирпич, каждую

расколотую статую. Афиняне же, обнаружив, что

Гекатомпедон [+61]

сожжен до основания, оставили развалины

нетронутыми, а на новом месте сотворили Парфенон.

Что касается Спарты, то стимул велением Судьбы

обошел ее в 480-479 гг. до н.э. Но уже в 464 г. до н.э.

Господь обрушил на нее катастрофическое

испытание - землетрясение, повергнувшее город в

руины и вызвавшее восстание илотов. Эти события

военизировали спартанцев, и скоро они остановили

распространение афинской державы, а со временем

и вовсе положили ей конец [+62].

В этой цепочке примеров из военной и

политической истории суверенных государств

стимул ударов очевиден. Однако, признав, что

формула "чем тяжелее удар, тем сильнее

стимул" и есть истинный исторический закон, мы

должны быть готовы принять и следствие из него,

согласно которому милитаризм сам по себе

является источником творческой энергии.

Классический пример, который мы приберегли на

конец, взят нами из области религии. Деяния

Апостолов - эти динамические акты, направленные

на завоевание всего эллинистического мира для

христианства, - обретают истинный смысл в момент,

когда Апостолы смотрят на небо, наблюдая, как

возносится, покидая земные пределы. Господь

(Деян. 1, 9 - 10). В тот момент их постигает

убийственный удар - повторная утрата Господа

вскоре после того, как Он воскрес из мертвых. Но

сама тяжесть удара вызвала в их душах

пропорционально мощную психологическую реакцию,

которая передана мифологически в пророчестве

двух мужей в белом (Деян. 1, 10 - 1 1) и в нисхождении

огня в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1 - 4). В силе

Святого Духа они проповедовали распятого и

вознесенного Иисуса не только еврейскому

населению, но синедриону [+63]; и в течение трех веков самое

римское правительство капитулировало перед

Церковью, которую основали Апостолы в момент

крайней духовной прострации.


Стимул давлений

"Форпосты" и "тылы". На этом закончим

рассмотрение стимула человеческого окружения,

когда он принимает форму неожиданного удара.

Теперь проанализируем случаи, когда воздействие

принимает другую форму - непрерывного внешнего

давления.

Назовем народы, государства или города,

испытывающие в течение достаточно длительного

времени непрерывное давление извне,

"форпостами" и, прибегнув к тщательному

эмпирическому анализу, попробуем описать

некоторые стороны форпостов в сравнении их с

территориями, которые принадлежат тому же

обществу, но географически могут быть отнесены к

"тылам".

Русское православие. Если обратиться

к православной ветви в России, то можно

обнаружить, что витальность общества имеет

тенденцию концентрироваться то в одном форпосте,

то в другом в зависимости от изменения в ходе

исторического развития направления внешних

давлений.

Русские земли, где православно-христианская

цивилизация впервые пустила корни во время своей

первоначальной трансплантации из

Константинополя через Черное море и Великую

степь, находились в районе верхнего бассейна

Днепра. Оттуда центр тяжести

православно-христианской цивилизации в России

был перенесен в XII в. в бассейн верхней Волги

русскими, которые расширяли границы государства

в этом направлении за счет финских племен,

исповедующих примитивное язычество.

Впоследствии, когда слабое давление со стороны

лесных народов усилилось сокрушительным напором

со стороны кочевников Великой Степи, место

жизненного напряжения вновь передвинулось, на

сей раз с Верхней Волги в район нижнего Днепра.

Это неожиданное давление, начавшись в 1237 г.

знаменитым походом на Русь монгольского хана

Батыя, оказалось очень сильным и

продолжительным. Этот случай еще раз доказывает,

что, чем сильнее вызов, тем оригинальней и

созидательней ответ.

В России ответ представлял собой эволюцию

нового образа жизни и новой социальной

организации, что позволило впервые за всю

историю цивилизаций оседлому обществу не просто

выстоять в борьбе против евразийских кочевников

и даже не просто побить их (как когда-то побил

Тимур [+64]), но и


достичь действительной победы, завоевав

номадические земли, изменив лицо ландшафта и

преобразовав в конце концов кочевые пастбища в

крестьянские поля, а стойбища - в оседлые деревни.

Казаки, одержавшие эту беспрецедентную победу,

были пограничниками русского православия,

противостоящими евразийским кочевникам [*15].

Истоки казачества уходят в глубь веков, ибо

письменные источники XV в., в которых впервые

упомянуты днепровские казаки, свидетельствуют,

что характерные казачьи институты уже вполне

оформились к тому времени.

Казаки представляли собой полумонашеское

военное братство наподобие братства викингов,

эллинского спартанского братства или же

рыцарского ордена крестоносцев [+65]. Однако у казаков

выработались в ходе борьбы с кочевниками степи

некоторые признаки, скорее принадлежащие

будущему, чем прошлому. В чем-то казацкие

объединения напоминают колониальные власти

современного западного мира. Они поняли, что для

победы в войне с варварами необходим более

высокий уровень вооружения и опора на более

совершенную материальную базу.

Подобно тому, как современные западные

"строители империи" подавили своих

примитивных противников превосходящей

индустриальной мощью, казаки подавили

кочевников, опираясь на развитую культуру

земледелия. Казаки обезоружили кочевников

весьма оригинальным способом. Они

обосновывались на реках, представлявших собой

естественное препятствие для кочевых племен.

Реки были серьезной преградой для

кочевников-скотоводов, не имевших навыков

использовать их как транспортные артерии, тогда

как русский крестьянин и дровосек, издавна

знакомый с традицией скандинавского

мореплавания, был мастером речной навигации.

Следовательно, казаки, когда они выходили из

русских лесов, чтобы оспорить у кочевников право

на естественное обладание степью, имели все

возможности с успехом применять свое древнее

наследственное искусство. Научившись у

кочевников верховой езде, они не позабыли и своих

исконных навыков и именно с помощью ладьи, а не

коня проложили путь в Евразию.

Казаки использовали реку как транспортную

артерию для связи с Россией. Они осуществляли

контроль по всему течению, не позволяя

кочевникам даже пересекать реку. Многочисленные


притоки давали казакам возможность строить

удобные порты и переходить из бассейна одной

реки в бассейн другой. Так к концу XVI в.

родительская казачья община бассейна Днепра

породила две сестринские общины - казаков Дона и

казаков Яика. Впоследствии в неравном союзе с

Московией, которая усиливала свою экспансию, но

не лишила казаков свободы, казацкие владения

распространились до сибирских рек, впадающих в

Ледовитый океан. В 1586 г. казаки пересекли

водораздел между бассейнами Волги и Оби [+66], к 1638 г.

освоение бассейнов сибирских рек привело их на

побережье Тихого океана в районе Охотского моря.

В тот период, когда казаки дали достойный ответ

на вызов кочевников Великой Степи на

юго-восточных границах православного

христианства, Россия подверглась новому

давлению извне со стороны западных своих границ.

В XVII в. Россия впервые в своей истории пережила

страшное давление со стороны западного мира.

Польская армия проникла в Москву и в течение двух

лет оккупировала Кремль (с 20 сентября 1610 г. до 22

октября 1612 г.), а вскоре после того, как шведы были

изгнаны из Балтики, Россия отвоевала восточное

побережье Балтийского моря от Финляндии до

Двины. Жизненное напряжение общества

переместилось в этот новый форпост.

Прошел почти век, прежде чем Петр Великий

ответил на западное давление, основав в 1703 г.

Петербург и утвердив русский флот на Балтийском

море. Петербург в качестве столицы Российской

Империи занимал еще более эксцентричное

положение, чем Антиохия, когда она была столицей

государства Селевкидов. Тем не менее, город этот,

выросший на месте гиблых северных болот,

продолжал оставаться столицей Российской

Империи почти до конца войны 1914-1918 гг. Эта

катастрофа потрясла структуру Европы и создала

целый пояс восточноевропейских

государств-преемников, отделивший Россию от

уцелевших великих держав западного мира [+67]. Столица

Российской Империи, ставшей к тому времени

Советской Россией, своевременно передвинулась с

западного форпоста, где она пребывала более

двухсот лет, в тыл, в Москву.

Примечания

[*1] Jeans. Sir James.

The Misterious Universe. Cambridge. 1930. pp. 2 - 3.

[*2] Hulitington.

Ellsworth. Civilization and Climate. New Haven, 1924, p. 12.

[*3] Smuts J. Holism and

Evolution. 2-nd ed. L., 1927. pp. 218 - 219.


[*4] Слово

"рай" (paradise) следует понимать в буквальном

смысле греческого слова p ,

которое является транслитерацией персидского

слова, обозначающего саванную - территорию

специально предназначенную для охоты и

окруженную границей: земли эти принадлежали

правящему меньшинству и искусственно

сохранялись в девственном состоянии; в древности

же это были угодья для примитивной охоты.

[*5]

Британские солдаты в первую мировую войну

называли их "перепончатые ноги".

[*6] Spinden H.J.

Ancient Civilization of Mexico and Central America. N.Y. 1917, p. 65.

[*7] Means P. A. Ancient

Civilizations of the Andes. London, 1931, p. 415.

[*8]

Свидетельство относительно строения черепа

кажется двусмысленным, поскольку

"долихокефалия" - это признак, который

средиземноморская разновидность белой расы

разделяет с нордической разновидностью.

Специфические отличия двух разновидностей

представлены пигментацией, а не формой черепа.

Таким образом, с аналитической точки зрения

всякий "долихокефальный" черен можно

атрибутировать при отсутствии сведений

относительно пигментации как

средиземноморскому, так и нордическому типу.

Однако географические и исторические уточнения

позволяют сделать вывод, что

"долихокефальные" аборигены Крита были не

мигрантами из Афразийской степи, а нордическими

мигрангами из Евразийской степи.

[*9] - полные паруса (греч.) [+20].

[*10]

Pseudo-Xenophontes. Der Aphinische Staat. Leipzig, 1913, Cap. 2.

[*11] Юм Д.

Соч.. т. 2. М., 1965, с. 650.

[*12] Olrik A. Viking

Civilisation. London, 1930. pp. 177- 178.

[*13] Phillpotts В.

S. The Elder Edda. Cambridge, 1920, p. 207.

[*14] Diodorus of

Aggrium. A Library of Universal History, vol. XII. London. 1929, ch. 1 - 2.

[*15] Слово

"казак" дано здесь в трактовке их

номадических противников. Это тюркское слово

означало людей, которые живут в степи, но за

границами организованного номадического

общества: грязные отбросы, не признающие власть

законных владык степи, мародеры, ворующие скот у

кочевников.

Комментарии

[+1] Преступная

страсть Федры, жены афинского царя Тесея, к

пасынку Ипполиту была внушена Афродитой,

мстившей славному охотнику Ипполиту за то, что он