ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1244

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

презирал любовь и почитал более всего

покровительницу охоты, богиню-девственницу

Артемиду.

[+2] А. Тойнби

соединяет здесь самые разнообразные мифы и

литературные произведения, но считать их

отражением мотива столкновения Девы и Отца ее

Чада можно лишь весьма относительно (особенно

сюжет Благовещения). Даже в горестной судьбе

Гретхен и ее ребенка вина Фауста косвенная, хотя

от этого не менее значительная; Зевс испепеляет

Семелу, но делает это, обманутый ревнивой Герой;

несчастья, обрушившиеся на Данаю, родившую

Персея от Зевса, обернувшегося золотым дождем,

объясняются преследованиями ее отца, аргосского

царя Акрисия, которому было предсказано, что он

умрет от руки сына Данаи; похищенная Зевсом в

образе быка прекрасная Европа в дальнейшем

спокойно живет в качестве супруги критского царя

Астерия, усыновившего ее троих детей от Зевса - в

т. ч. знаменитого Миноса; поэтичная сказка об

Амуре (лат. Купидон) и Психее вообще не миф, а

литературное произведение, до Апулея нигде не

зафиксированное, хотя и опирающееся на

фольклорные сюжеты, - в этой сказке Амур никак не

преследует Психею и ничего не говорится о

наличии у них детей.

[+3] Гипотеза

английского астронома Дж. X. Джинса имеет сегодня

мало сторонников. Устарела и приводимая

астрономическая терминология: малыми планетами

называются ныне тела Солнечной системы с

диаметром от 1 до 1000 км, остальные планеты -

большие, хотя иногда выделяется группа

планет-гигантов - Юпитер. Сатурн, Уран. Нептун,

термина "средние планеты" теперь не

существует.

[+4]

Боговоплощение есть, по раннехристианским

воззрениям, не столько объект, сколько

кульминация спора между Богом и Дьяволом, тот

момент, когда поляризация Добра и Зла в мире

достигает предела. Между Рождеством и Вторым

пришествием Дьявол "осужден" (Ио. 16, II) и

может оставаться лишь "князем мира сего" (Ио.

12. 31).

[+5] Светлый бог

скандинавской мифологии Бальдр получает во сне

предсказание о своей гибели. Его мать берет

клятву со всех вещей и существ, что они не

причинят вреда Бальдру, забыв лишь омелу. Когда

боги развлекаются, стреляя в неуязвимого

Бальдра, злокозненный бог Локи, выведав тайну

омелы, подсовывает прут из нее слепому богу Хеду.

и тот убивает Бальдра.


[+6] Имеется в

виду "Поэма о старом моряке" С. Т. Кольриджа

(1772-1834).

[+7] См.:

"Фауст". часть 1, "Рабочая комната Фауста

(1)".

[+8] Рагнарек

(др.-исл. ragnarok - "судьба богов") - в

древнескандинавской мифологии гибель богов и

всего мира в пламени, следующая за последней

битвой богов и хтонических чудовищ. За концом

мира следует его возрождение: воцаряются

выжившие боги младшего поколения, воскресают и

примиряются Бальдр и Хед, единственная

сохранившаяся человеческая пара даст жизнь

новому, лучшему поколению людей. Перед последним

сражением Один едет к источнику мудрости, чтобы

спросить совета у хозяина источника Мимира (по

другой версии, он совещается с хранящейся у него

отрезанной головой Мимира). В скандинавском

тексте содержание просьбы не конкретизировано:

также нет сведений о том, что Вселенная

представляется Одину всеобщим отцом: наоборот,

он сам отец богов и людей.

[+9] В

"Младшей Эдде" говорится, что Один пришел к

источнику мудрости, но смог напиться из него,

только отдав в залог Мимиру свой глаз.

[+10] В

"Фаусте" (часть II, "Горное ущелье, лес,

скалы, пустыня") она зовется Mater gloriosa

(Богоматерь во славе).

[+11] Имеется в

виду р. Луни, не доходящая ныне до Инда и

теряющаяся среди песков.

[+12]

Переходным к цивилизации является не палеолит

(древнекаменный век) - эпоха

охотничье-собирательского хозяйства, - а неолит

(новокаменный век)-период, когда зарождаются

земледелие и скотоводство, возникает гончарное

производство, начинается социальное расслоение,

изобретается протописьменность.

[+13] Сеннаар -

библейское (Быт. 2. II) название Среднего

Междуречья.

[+14] Миф о

борьбе Мардука и Тиамат, насколько можно судить,

аккадского происхождения. По дошедшей до нас

версии (примерно Х в. до н.э.), владыка водной

стихии, олицетворение первобытного хаоса,

чудовище женского пола Тиамат стремится

уничтожить богов. Все они в страхе, и лишь Мардук

соглашается сразиться с ней, требуя взамен

верховенства над богами. Убив Тиамат и

расправившись с ее свитой, он рассекает се тело и

из нижней части делает землю, а из верхней - небо,

запирая его на засов, дабы вода не пролилась на

землю.


[+15] В 20-30-е

годы XX в. археологи неоднократно обнаруживали

при раскопках шумерских городищ следы ила,

свидетельствующие о мощном наводнении. Было

выдвинуто предположение об особо сильном

разливе вод в IV тыс. до н.э., послужившем основой

для легенды о потопе. Ныне ученые склоняются к

тому, что подобных событий было несколько на

протяжении более тысячи лет, но они

спрессовались в сознании в одно.

[+16] По

шумерскому мифу, мудрый правитель г. Шуруппака

Зиусудра узнал от бога Энки о потопе и построил

ковчег, в котором пережил потоп. После этого, как

спаситель "семени человеческого", он

получает вечную жизнь на острове блаженных.

Зиусудра и значит "нашедший жизнь долгих

дней". В вавилонском эпосе он получил имя

Утнапишти (или Ут-напиштим), что значит

"нашедший дыхание (т. е. жизнь)".

[+17]

Перечисляются хребты и вершины Малоазийского и

Балканского полуостровов и острова, являющиеся

как бы продолжением этих горных цепей по дну

Эгейского моря.

[+18]

Антропологические данные, на которые опирается

А. Тойнби. неточны, а хронологические выводы не

очень достоверны. Древнейшие жители и Крита. и

материковой Греции принадлежали к

средиземноморскому долихокефальному типу. и нет

оснований считать их выходцами из Северной

Африки. Культура их была ниже, чем в Передней

Азии. "Нордические" первопоселенцы Крита,

выходцы из евразийских степей (сказанное в

примечании, кстати, противоречит основному

тексту), на острове не обнаружены; к этому типу

принадлежали отсталые охотники Юго-Восточной

Европы, кочевавшие по окраинам ареала,

населенною земледельцами и скотоводами,

принадлежавшими к средиземноморскому типу.

Подъем же цивилизации в материковой Элладе и на

Крите связан с вторжением в Европу из Малой Азии

племен переднеазиатско-го брахикефального типа,

к которому, кстати, принадлежали и шумеры

(египтяне - долихокефалы). Это вторжение

происходило в сер. III тыс. до н.э., тогда как

шумерская и египетская цивилизации сложились к

нач. IV тыс. до н.э.

[+19] Мотивы,

характерные для ливийской и малоазийской

культур, обнаружены не только на Кикладах.

заселенных не позднее Крита, но и на самом Крите,

и это объясняется морскими контактами.

[+20] буквально значит


"тяжело нагруженные корабли".

[+21] Видимо,

имеются в виду поселения викингов, созданные в Х

в. на северовосточном побережье Америки, но

вскоре заброшенные.

[+22] Здесь

имеется в виду культура авзонов. живших в

Кампании - области на юге Апеннинского

полуострова, - племен, родственных латинам.

Авзоны подвергались нападениям горцев-самнитов,

колонистов - греков и этрусков.

[+23] Плавания

полинезийцев не преследовали торговых целей:

постоянных контактов между о. Пасхи и остальным

полинезийским миром никогда не было. О. Пасхи был

заселен выходцами с Маркизовых островов в III-IV вв.

н.э.: в VIII-IX вв. там появились переселенцы из

Восточной Полинезии; возможны также связи с

индейцами тихоокеанского побережья Южной

Америки, но весьма спорадические. Древняя

культура острова (знаменитые статуи, не

расшифрованное доныне письмо кохау ронго-ронго),

несомненно, автохтонного происхождения, и

степень потери памяти о ней сильно преувеличена

первыми путешественниками: способы изготовления

и передвижения статуй известны доныне, последний

знаток письменности умер в 1915 г. и могли быть

другие, нам не известные. Корень местной культуры

был подрублен в 1862 г., когда перуанские

работорговцы вывезли около 1000 человек, из

которых вернулось 15 больных оспой, и эпидемия

уничтожила почти все население. В настоящее

время на острове живет около тысячи коренных

жителей, сильно метисированных.

[+24] Еще

античные авторы считали одной из причин

поражения Ганнибала то, что после победы при

Каннах в 217 г. до н.э.. когда римская армия была

практически уничтожена, он не пошел на Рим, а

отвел войско на зимние квартиры в богатую Капую,

где его воины утратили боевой дух под влиянием

мягкого климата и обилия даров цивилизации.

Современные исследователи в большинстве снимают

с великого пунийца обвинение в ошибке и полагают,

что у него не хватало материальных и людских

ресурсов для активных действий против своих

врагов.

[+25] Еще в

Античности часто смешивали сирен -

полуженщин-полуптиц с божественными голосами, -

заманивавших путешественников (Одиссея, XII, 166-200),

с гарпиями - тоже полуженщинами-полуптицами, но

весьма отвратительного вида.

[+26] На

северной и южной окраинах африканского


тропического леса существовали достаточно

развитые государства, например. Бенин (расцвет в

XIII-XV вв.), Зимбабве (XIII-XVII вв.).

[+27] Копан,

Тикаль (Тик'аль), Паленке - заброшенные города

Древнего царства майя.

[+28] Центры

зарождения цивилизаций Цейлона (Шри-Ланки) и

Камбоджи находились вне зоны тропических лесов:

сингалы и тамилы переселялись с сер. I тыс. до н.э.

из Индии, страны высокой культуры, на Шри-Ланку,

где обитали лишь охотничье-собирательские

племена веддов; камбоджийская цивилизация

распространилась из государства Фунань (I-II вв.),

лежавшего в дельте Меконга. Гибель ряда городов в

джунглях (наиболее известный пример - столица

камбоджийского государства Ангкор, со

знаменитым храмовым комплексом Ангкор-Ват,

заброшенная в XIV-XV вв.) никак не равна гибели

цивилизаций, развивавшихся и дальше. Причины

того, что города в Камбодже и Шри-Ланке были

покинуты, лежат во внутренних раздорах и

вторжениях извне.

[+29] Петра -

столица созданного арабскими племенами набатеев

в сер. II в. до н.э. Набатейского царства,

простиравшегося от нынешней Северной Саудовской

Аравии (г. Тайма) до Южного Израиля (г. Беершеба). В

106 г. н.э. царство обращено в римскую провинцию

Аравия.

[+30] Пальмира

возникла в оазисе на перекрестке караванных

путей между Сирией и Ираком. Пальмирское

государство, зависимое от Рима, попыталось

сбросить его власть и, несмотря на

первоначальные успехи, было завоевано

императором Аврелианом, который, после

вторичного восстания, приказал перебить всех

жителей и разрушить город, поглощенный в конце

концов песками пустыни.

[+31] Граф К. Ф.

Вольней (1757-1820), побывав в 1783-1785 гг. на Ближнем

Востоке, выпустил в 1791 г. книгу "Руины, или

Размышления о революциях империй", в которой

утверждая, что причины упадка государств лежат в

деспотизме и разлагающем влиянии религии.

Русский историк античности, знаток римской

социально-экономической истории, эмигрант

М.И.Ростовцев (1876-1952) корни гибели Рима видел в

пролетарской революции (его неоднократно

критиковали за модернизацию истории).

Пристальное внимание указанных авторов к

крушению великих империй объясняется не столько

созерцанием развалин городов, сколько

свершавшимися вокруг них революциями: Великой