ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1244
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
презирал любовь и почитал более всего
покровительницу охоты, богиню-девственницу
Артемиду.
[+2] А. Тойнби
соединяет здесь самые разнообразные мифы и
литературные произведения, но считать их
отражением мотива столкновения Девы и Отца ее
Чада можно лишь весьма относительно (особенно
сюжет Благовещения). Даже в горестной судьбе
Гретхен и ее ребенка вина Фауста косвенная, хотя
от этого не менее значительная; Зевс испепеляет
Семелу, но делает это, обманутый ревнивой Герой;
несчастья, обрушившиеся на Данаю, родившую
Персея от Зевса, обернувшегося золотым дождем,
объясняются преследованиями ее отца, аргосского
царя Акрисия, которому было предсказано, что он
умрет от руки сына Данаи; похищенная Зевсом в
образе быка прекрасная Европа в дальнейшем
спокойно живет в качестве супруги критского царя
Астерия, усыновившего ее троих детей от Зевса - в
т. ч. знаменитого Миноса; поэтичная сказка об
Амуре (лат. Купидон) и Психее вообще не миф, а
литературное произведение, до Апулея нигде не
зафиксированное, хотя и опирающееся на
фольклорные сюжеты, - в этой сказке Амур никак не
преследует Психею и ничего не говорится о
наличии у них детей.
[+3] Гипотеза
английского астронома Дж. X. Джинса имеет сегодня
мало сторонников. Устарела и приводимая
астрономическая терминология: малыми планетами
называются ныне тела Солнечной системы с
диаметром от 1 до 1000 км, остальные планеты -
большие, хотя иногда выделяется группа
планет-гигантов - Юпитер. Сатурн, Уран. Нептун,
термина "средние планеты" теперь не
существует.
[+4]
Боговоплощение есть, по раннехристианским
воззрениям, не столько объект, сколько
кульминация спора между Богом и Дьяволом, тот
момент, когда поляризация Добра и Зла в мире
достигает предела. Между Рождеством и Вторым
пришествием Дьявол "осужден" (Ио. 16, II) и
может оставаться лишь "князем мира сего" (Ио.
12. 31).
[+5] Светлый бог
скандинавской мифологии Бальдр получает во сне
предсказание о своей гибели. Его мать берет
клятву со всех вещей и существ, что они не
причинят вреда Бальдру, забыв лишь омелу. Когда
боги развлекаются, стреляя в неуязвимого
Бальдра, злокозненный бог Локи, выведав тайну
омелы, подсовывает прут из нее слепому богу Хеду.
и тот убивает Бальдра.
[+6] Имеется в
виду "Поэма о старом моряке" С. Т. Кольриджа
(1772-1834).
[+7] См.:
"Фауст". часть 1, "Рабочая комната Фауста
(1)".
[+8] Рагнарек
(др.-исл. ragnarok - "судьба богов") - в
древнескандинавской мифологии гибель богов и
всего мира в пламени, следующая за последней
битвой богов и хтонических чудовищ. За концом
мира следует его возрождение: воцаряются
выжившие боги младшего поколения, воскресают и
примиряются Бальдр и Хед, единственная
сохранившаяся человеческая пара даст жизнь
новому, лучшему поколению людей. Перед последним
сражением Один едет к источнику мудрости, чтобы
спросить совета у хозяина источника Мимира (по
другой версии, он совещается с хранящейся у него
отрезанной головой Мимира). В скандинавском
тексте содержание просьбы не конкретизировано:
также нет сведений о том, что Вселенная
представляется Одину всеобщим отцом: наоборот,
он сам отец богов и людей.
[+9] В
"Младшей Эдде" говорится, что Один пришел к
источнику мудрости, но смог напиться из него,
только отдав в залог Мимиру свой глаз.
[+10] В
"Фаусте" (часть II, "Горное ущелье, лес,
скалы, пустыня") она зовется Mater gloriosa
(Богоматерь во славе).
[+11] Имеется в
виду р. Луни, не доходящая ныне до Инда и
теряющаяся среди песков.
[+12]
Переходным к цивилизации является не палеолит
(древнекаменный век) - эпоха
охотничье-собирательского хозяйства, - а неолит
(новокаменный век)-период, когда зарождаются
земледелие и скотоводство, возникает гончарное
производство, начинается социальное расслоение,
изобретается протописьменность.
[+13] Сеннаар -
библейское (Быт. 2. II) название Среднего
Междуречья.
[+14] Миф о
борьбе Мардука и Тиамат, насколько можно судить,
аккадского происхождения. По дошедшей до нас
версии (примерно Х в. до н.э.), владыка водной
стихии, олицетворение первобытного хаоса,
чудовище женского пола Тиамат стремится
уничтожить богов. Все они в страхе, и лишь Мардук
соглашается сразиться с ней, требуя взамен
верховенства над богами. Убив Тиамат и
расправившись с ее свитой, он рассекает се тело и
из нижней части делает землю, а из верхней - небо,
запирая его на засов, дабы вода не пролилась на
землю.
[+15] В 20-30-е
годы XX в. археологи неоднократно обнаруживали
при раскопках шумерских городищ следы ила,
свидетельствующие о мощном наводнении. Было
выдвинуто предположение об особо сильном
разливе вод в IV тыс. до н.э., послужившем основой
для легенды о потопе. Ныне ученые склоняются к
тому, что подобных событий было несколько на
протяжении более тысячи лет, но они
спрессовались в сознании в одно.
[+16] По
шумерскому мифу, мудрый правитель г. Шуруппака
Зиусудра узнал от бога Энки о потопе и построил
ковчег, в котором пережил потоп. После этого, как
спаситель "семени человеческого", он
получает вечную жизнь на острове блаженных.
Зиусудра и значит "нашедший жизнь долгих
дней". В вавилонском эпосе он получил имя
Утнапишти (или Ут-напиштим), что значит
"нашедший дыхание (т. е. жизнь)".
[+17]
Перечисляются хребты и вершины Малоазийского и
Балканского полуостровов и острова, являющиеся
как бы продолжением этих горных цепей по дну
Эгейского моря.
[+18]
Антропологические данные, на которые опирается
А. Тойнби. неточны, а хронологические выводы не
очень достоверны. Древнейшие жители и Крита. и
материковой Греции принадлежали к
средиземноморскому долихокефальному типу. и нет
оснований считать их выходцами из Северной
Африки. Культура их была ниже, чем в Передней
Азии. "Нордические" первопоселенцы Крита,
выходцы из евразийских степей (сказанное в
примечании, кстати, противоречит основному
тексту), на острове не обнаружены; к этому типу
принадлежали отсталые охотники Юго-Восточной
Европы, кочевавшие по окраинам ареала,
населенною земледельцами и скотоводами,
принадлежавшими к средиземноморскому типу.
Подъем же цивилизации в материковой Элладе и на
Крите связан с вторжением в Европу из Малой Азии
племен переднеазиатско-го брахикефального типа,
к которому, кстати, принадлежали и шумеры
(египтяне - долихокефалы). Это вторжение
происходило в сер. III тыс. до н.э., тогда как
шумерская и египетская цивилизации сложились к
нач. IV тыс. до н.э.
[+19] Мотивы,
характерные для ливийской и малоазийской
культур, обнаружены не только на Кикладах.
заселенных не позднее Крита, но и на самом Крите,
и это объясняется морскими контактами.
[+20] буквально значит
"тяжело нагруженные корабли".
[+21] Видимо,
имеются в виду поселения викингов, созданные в Х
в. на северовосточном побережье Америки, но
вскоре заброшенные.
[+22] Здесь
имеется в виду культура авзонов. живших в
Кампании - области на юге Апеннинского
полуострова, - племен, родственных латинам.
Авзоны подвергались нападениям горцев-самнитов,
колонистов - греков и этрусков.
[+23] Плавания
полинезийцев не преследовали торговых целей:
постоянных контактов между о. Пасхи и остальным
полинезийским миром никогда не было. О. Пасхи был
заселен выходцами с Маркизовых островов в III-IV вв.
н.э.: в VIII-IX вв. там появились переселенцы из
Восточной Полинезии; возможны также связи с
индейцами тихоокеанского побережья Южной
Америки, но весьма спорадические. Древняя
культура острова (знаменитые статуи, не
расшифрованное доныне письмо кохау ронго-ронго),
несомненно, автохтонного происхождения, и
степень потери памяти о ней сильно преувеличена
первыми путешественниками: способы изготовления
и передвижения статуй известны доныне, последний
знаток письменности умер в 1915 г. и могли быть
другие, нам не известные. Корень местной культуры
был подрублен в 1862 г., когда перуанские
работорговцы вывезли около 1000 человек, из
которых вернулось 15 больных оспой, и эпидемия
уничтожила почти все население. В настоящее
время на острове живет около тысячи коренных
жителей, сильно метисированных.
[+24] Еще
античные авторы считали одной из причин
поражения Ганнибала то, что после победы при
Каннах в 217 г. до н.э.. когда римская армия была
практически уничтожена, он не пошел на Рим, а
отвел войско на зимние квартиры в богатую Капую,
где его воины утратили боевой дух под влиянием
мягкого климата и обилия даров цивилизации.
Современные исследователи в большинстве снимают
с великого пунийца обвинение в ошибке и полагают,
что у него не хватало материальных и людских
ресурсов для активных действий против своих
врагов.
[+25] Еще в
Античности часто смешивали сирен -
полуженщин-полуптиц с божественными голосами, -
заманивавших путешественников (Одиссея, XII, 166-200),
с гарпиями - тоже полуженщинами-полуптицами, но
весьма отвратительного вида.
[+26] На
северной и южной окраинах африканского
тропического леса существовали достаточно
развитые государства, например. Бенин (расцвет в
XIII-XV вв.), Зимбабве (XIII-XVII вв.).
[+27] Копан,
Тикаль (Тик'аль), Паленке - заброшенные города
Древнего царства майя.
[+28] Центры
зарождения цивилизаций Цейлона (Шри-Ланки) и
Камбоджи находились вне зоны тропических лесов:
сингалы и тамилы переселялись с сер. I тыс. до н.э.
из Индии, страны высокой культуры, на Шри-Ланку,
где обитали лишь охотничье-собирательские
племена веддов; камбоджийская цивилизация
распространилась из государства Фунань (I-II вв.),
лежавшего в дельте Меконга. Гибель ряда городов в
джунглях (наиболее известный пример - столица
камбоджийского государства Ангкор, со
знаменитым храмовым комплексом Ангкор-Ват,
заброшенная в XIV-XV вв.) никак не равна гибели
цивилизаций, развивавшихся и дальше. Причины
того, что города в Камбодже и Шри-Ланке были
покинуты, лежат во внутренних раздорах и
вторжениях извне.
[+29] Петра -
столица созданного арабскими племенами набатеев
в сер. II в. до н.э. Набатейского царства,
простиравшегося от нынешней Северной Саудовской
Аравии (г. Тайма) до Южного Израиля (г. Беершеба). В
106 г. н.э. царство обращено в римскую провинцию
Аравия.
[+30] Пальмира
возникла в оазисе на перекрестке караванных
путей между Сирией и Ираком. Пальмирское
государство, зависимое от Рима, попыталось
сбросить его власть и, несмотря на
первоначальные успехи, было завоевано
императором Аврелианом, который, после
вторичного восстания, приказал перебить всех
жителей и разрушить город, поглощенный в конце
концов песками пустыни.
[+31] Граф К. Ф.
Вольней (1757-1820), побывав в 1783-1785 гг. на Ближнем
Востоке, выпустил в 1791 г. книгу "Руины, или
Размышления о революциях империй", в которой
утверждая, что причины упадка государств лежат в
деспотизме и разлагающем влиянии религии.
Русский историк античности, знаток римской
социально-экономической истории, эмигрант
М.И.Ростовцев (1876-1952) корни гибели Рима видел в
пролетарской революции (его неоднократно
критиковали за модернизацию истории).
Пристальное внимание указанных авторов к
крушению великих империй объясняется не столько
созерцанием развалин городов, сколько
свершавшимися вокруг них революциями: Великой