ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 994

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

французской и Великой Октябрьской.

[+32] Намек на

странствование евреев по пустыне при исходе из

Египта. Когда народ гибнет от жажды, Моисей по

слову Господню ударяет жезлом по скале, и оттуда

вытекает вода (Исх. 17, 1 - 6).

[+33] Весьма

распространенные в кон. XIX-нач. XX в. представления

об о. Пасхи как последнем обломке некой

тихоокеанской Атлантиды (Пацифиды) не

подтверждаются геологическими исследованиями: с

момента заселения береговая линия острова

практически не изменилась.

[+34] Демарат -

спартанский царь (ок. 510-491 до н.э.), низложенный по

сфабрикованному обвинению в незаконном

происхождении и бежавший к персидскому царю

Ксерксу I (486-465 до н.э.), готовившему тогда поход на

Грецию.

[+35] Аттика

оценивалась современниками и потомками как

центр культуры ("аттическая соль" как

обозначение остроумия и изящества речи);

сельскохозяйственная Беотия считалась в

древности неким античным Пошехоньем - страной

дураков.

[+36] Греки

именовали скифами все коренное население

Северного Причерноморья, как кочевое, так и

оседлое земледельческое.

[+37]

Дельфийская лига представляла собой амфиктионию

- религиозно-политический союз полисов с общими

святилищем (в данном случае - в Дельфах),

правилами ведения войн и расходуемой на

религиозные цели казной, пополняемой за счет

полисов и военной добычи. Формально Афины не

играли в этом союзе решающей роли, но фактически

их влияние было весьма значительным.

[+38] В кон. VII в.

до н.э. на одном из рукавов дельты Нила был

основан выходцами из одиннадцати полисов Греции

город Навкратис, основным населением которого

были купцы.

[+39]

Скульптуры для западного фронтона храма

Афродиты Афайи на о. Эгина - этого шедевра ранней

классики - сделаны в 512-500 гг. до н.э., для

восточного - в 480-470 гг. до н.э.; Фидий создавал свои

знаменитые статуи и рельефы Парфенона в 437-433 гг.

до н.э.

[+40] Ио. 1, 46.

[+41] Галилея -

самая северная область в Палестине; после

разгрома Израильского царства в 722 г. до н.э. царем

Саргоном II Ассирийским и переселения

значительной части жителей оказалась

заполненной этнически смешанным населением,

подозрительным с правоверно-иудейской точки


зрения для ревнителей благочестия из

национально более чистой южной области

Палестины - Иудеи. Палестина входила в царство

Селевкидов, но в 168 г. до н.э. там вспыхнуло

восстание против царя Антиоха IV Эпифана,

запретившего соблюдение всех иудейских

религиозных обрядов и обязавшего приносить

жертвы языческим богам. Это восстание возглавили

священник Маттафий Хасмоней и пять его сыновей. В

166 г. до н.э. он умер и во главе движения встал его

третий сын, Иуда про прозвищу Маккави (Молот),

которое стало фамильным именем Хасмонеев. В 160 г.

до н.э. он взял Иерусалим, но сам пал в бою. Его

сменил самый младший из братьев, Ионафан, ставший

первосвященником, но убитый в 143 г. до н.э. В 141 г. до

н.э. второй сын Маттафия - Симон - провозгласил

себя первосвященником и князем, основав династию

(с 106 до н.э. - царскую) Маккавеев (Хасмонеев). В кон.

II в. до н.э. Иудейское царство распространилось на

северные районы Палестины.

[+42] См.: Мтф. 13,

31 - 32; Мк. 4, 31 - 32; Лк. 13, 18 - 19.

[+43] Гибрий -

критский поэт рубежа VII-VI вв. до н.э., писавший на

дорийском диалекте боевые песни.

[+44] Критский

жрец и прорицатель Эпименид Кносский (изв. ок. 596

до н.э.) стал еще в Античности персонажем

анекдотов (например, он провалился в яму и заснул

там на 77 лет, что служило в глазах эллинов

доказательством лени критян).

[+45] См.,

например: Деян. 17, 22 - 34. Ап. Павел традиционно

считается апостолом язычников, полагавшим, что

эллины более благочестивы и потому легче примут

Христову веру, нежели закосневшие в ритуале

иудеи.

[+46] А. Тойнби,

видимо, имеет в виду, что Россия для византийцев

лежала за морем (Черным).

[+47] Карфаген,

бывшая колония финикийского города Тира, к сер. V

в. до н.э. стал центром обширной державы,

охватывавшей берега Тунисского залива, часть

Сицилии, юг Иберийского полуострова, острова

Мальту, Сардинию, Корсику, Питиусские,

Балеарские; карфагенские купцы вели торговлю с

Египтом, Этрурией, странами Эгейского моря,

плавали в Британию и на западное побережье

Африки.

[+48] Одним из

самых влиятельных политических образований в

период между установлением в Греции македонской

гегемонии и римским завоеванием был Ахейский

союз, учрежденный ок. 280 г. до н.э. в составе 12

городов Ахайи - горной области на севере


Пелопоннеса, - но распространивший в период

расцвета на рубеже III и II вв. до н.э. власть и на

другие части Эллады. Союз выступал то против

Македонии, то в союзе с ней, то на стороне римлян,

то против них. В 146 г. до н.э. после взятия

важнейшего из городов союза - Коринфа - римляне

распустили его.

[+49] Выходцы

из Локриды - области к северу от Коринфского

залива - основали на юге Италии г. Локры.

[+50] Сид -

город на побережье Атталийского залива (ныне -

зал. Анталья) в Малой Азии; Арад (Арвад) - один из

самых северных финикийских городов, близ

современного г. Тартуса в Сирии. А. Тойнби

помещает прародину этрусков в северо-восточном

углу Средиземного моря (что есть всего лишь

гипотеза).

[+51] Тевкры -

иное название троянцев, произведенное от Тевкра,

сына речного бога Скамандра, эпонима фригийского

племени тевкров, отца Батии, жены родоначальника

троянцев Дардана.

[+52] В V-нач. VI

в. н.э. в результате набегов германских племен

часть бриттов с Корнуэльского полуострова

переправилась на материк, на полуостров

Арморику, передав ему свое название (Бретань).

[+53] В V нач. VI

в. на север Британии из Ирландии (еще римляне

называли се Скотией) вторглись племена скоттов:

отсюда и нынешнее название Шотландия.

[+54] - букв. "годовое

божество", введенный филологами кембриджской

школы в кон. XIX в. термин (древние не знали этого

наименования), обозначающий класс божеств,

связанных с ежегодным обновлением природы.

имеющих отношение к растительности, сбору урожая

и т. п.

[+55] Во многих

песнях записанного в XII в. в Исландии сборника,

получившего условное название "Старшая

Эдда", прослеживаются следы древнего ритуала

плодородия, но они слабы и уже не воспринимались

в таком качестве самими носителями культуры.

[+56] В

Исландии единственным регулирующим органом был

тинг - сход всех взрослых мужчин каждой области

(четверти) острова, а также собиравшийся ежегодно

альтинг, в котором участвовало все полноправное

население острова.

[+57] Имеется в

виду "Сага о побратимах". Убитый Торгримом

Торгейр Хавасон являлся не молочным братом, а

побратимом Тормода Скальда Черных Бровей.

Последний - реальное лицо, погиб в 1030 г.


[+58] Имеется в

виду англосаксонский эпос "Беовульф",

возникший между 675 и 850 гг. Действие в нем

происходит в Скандинавии, и Англия даже не

упоминается.

[+59] Шведские

(скорее всего, подразумевается А. Стриндберг) и

датские (по-видимому, имеются в виду Г. Ибсен и М.

Б. Бьернсон. норвежцы, писавшие на языке культуры

датском) драматурги были весьма почитаемы в

Европе в кон. XIX-нач. XX в.

[+60] Во время

первой мировой войны линия фронта проходила у

самого Реймса. Знаменитый Реймский собор

представлял собой удобный ориентир для

артиллерии, и немцы превратили его в развалины.

[+61] Храм

Афины Гекатомпедон ("стофутовый" по

периметру) был еще не достроен. когда персы,

захватив Афины в 480 г. до н.э., сожгли его.

[+62]

Спартанские илоты были объектами т.н. криптий

("тайных") ежегодных внезапных избиении

безоружных людей спартанскими юношами: это

приучало их к виду крови и помогало держать

покоренное население в постоянном страхе.

[+63] См.: Деян.

4, 7. Синедрион высшее коллегиальное учреждение

при Иерусалимском храме с религиозными,

политическими и судебными функциями, во времена

римского владычества играл роль верховного суда

для еврейского населения Иудеи.

[+64] Тимур

(Тамерлан) не столько сражался с кочевниками

(хотя и это было), сколько опирался на них:

например, в 1402 г. кочевники-туркмены изменили

турецкому султану Баязиду и перешли на сторону

Тимура. Татары, с которыми боролись казаки, были

уже не только номадами, хотя в южнорусских и

приволжских степях кочевое и полукочевое

скотоводство сохраняло значение для татар.

[+65] При всей

внешней похожести указанные объединения имели

разное происхождение. Общим для них было

совместное проживание, отсутствие женщин в

местах этого проживания (но необязательны обеты

целомудрия и даже безбрачия). Сообщества

спартанских воинов восходят к архаическим

мужским союзам родо-племенной эпохи; объединения

викингов (существовали легенды о Иомеборге,

городе викингов наподобие Запорожской сечи) и

казаков - это военные братства людей, вытесненных

обществом: военно-рыцарские ордена коллективы

воинов, давших, кроме обычных монашеских обетов

(бедности, послушания и целомудрия), клятву


сражаться с неверными, люди одновременно

военного и духовного сословий, своеобразное

соединение присущих западному средневековью

идеалов рыцарства и аскетизма.

[+66] К

верховьям р. Тагил, принадлежащей Обскому

бассейну, дружины Ермака вышли в 1582 г.: первый

русский город в Зауралье Верхний Тагил был

поставлен в 1583 г.

[+67] Имеются в

виду Польша. Финляндия и Прибалтийские

республики: Литва. Латвия, Эстония.