ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1235
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
Шесть форпостов в истории западной европы
Западный мир против континентальных
европейских варваров. Обратившись к
рассмотрению нашей собственной западной
цивилизации, цивилизации, сыновне родственной
эллинской, мы обнаружим, что западный мир чаще
всего ощущал наиболее сильное давление именно в
той своей части, где подвергались наибольшему
давлению и эллинской, и минойский миры. Уязвимым
местом была граница с континентальными
европейскими варварами. С другой стороны, мы
заметим, что в отличие от эллинского или
минойского реакция западного мира на это
давление была определенно победоносной. Граница
западного христианства с варварами на
Европейском континенте постепенно растворялась;
и вскоре западное общество обнаружило, что оно
находится в контакте не просто с варварами, а с
иной цивилизацией. Постоянное напряжение
стимулировало жизненную силу западного общества
для новых ответов на вызовы.
В первой фазе западной истории на Европейском
континенте стимулирующее действие давления со
стороны варваров обнаружилось в создании
обществом, выросшим из государства-преемника
распавшейся Римской империи, новой социальной
структуры - варварского княжества франков.
Франкский режим Меровингов был обращен лицом к
римскому прошлому [+1].
Франкский режим Каролингов, хотя и предпринял
попытку эвокации призрака Римской империи, был,
тем не менее, всецело обращен к будущему и к
призраку взывал лишь затем, чтобы помочь живым
выполнить их сверхчеловеческую задачу. Эта
полная трансформация социальных функций
франкской державы, эта решительная
переориентация франкской политики-всего лишь
новое проявление вечной тайны Жизни. "Из
ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло
сладкое" (Суд. 14, 14). И этот новый акт творения
свершился на дальнем европейском форпосте, не в
Нейстрии, на почве, удобренной древней римской
культурой и защищенной от новых набегов
континентальных варваров, а в Австразии [*1], на границе
Римской империи, подверженной постоянным
набегам со стороны лесных саксов и аваров [+2] из Евразийской
степи. Мощь стимула, который возникал под
воздействием внешнего давления на франков в
Австразии, ярко выражена в достижениях Карла
Великого. Восемнадцать саксонских кампаний
Карла могут сравниться лишь с военными успехами
Тамерлана. За военными и политическими
достижениями Карла последовали первые слабые
проявления интеллектуальной энергии западного
мира.
Австразийская реакция на стимул давления со
стороны континентальных европейских варваров -
реакция, достигшая апогея при Карле Великом, - не
была заключительным актом. На некоторое время
она затихла, а потом началось новое оживление.
Наступила саксонская реакция на внешний стимул,
которая достигла своего апогея при Оттоне I [+3].
Главное достижение Карла Великого заключалось
в объединении континентальных
варваров-саксонцев под эгидой западного
христианства, чем был подготовлен путь для
перехода главенства Австразии к родине
побежденных и насильственно обращенных
варваров. Он сделал Саксонию форпостом против
континентальных варваров, которые стимулировали
развитие этой области постоянным давлением из
глубины континента. В дни Оттона стимул давления
вызвал в Саксонии реакцию, аналогичную той,
которая в дни Карла Великого была характерна для
Австразии: и снова ответный удар западного
христианства достиг цели.
Оттон уничтожил вендов, как Карл Великий
уничтожил своих собственных саксонских предков.
Континентальные границы западного христианства
неуклонно перемещались на восток - частично
благодаря добровольному обращению варваров в
христианство, частично - с помощью силы. Мадьяры,
поляки и скандинавы были обращены в христианство
на рубеже Х-XI вв. при режиме Оттонидов. И только
обитатели континентального побережья
Балтийского моря оставались непокорными. На этом
участке саксонский форпост призван был
продолжить борьбу Оттона против вендов, которые
в упорных сражениях продержались два столетия,
пока западное христианство не продвинулось с
линии Эльбы на линию Одера. Окончательная победа
была достигнута обращением вендов в Мекленбурге
в 1161 г. и уничтожением непокорных в Бранденбурге
и Мейсене [+4].
В XIII-XIV вв. процесс вестернизации был продолжен
германцами, которые преуспели в христианизации
варваров при помощи двух очень важных западных
институтов: города-государства и военного
монашеского ордена. Города Ганзы и походы
тевтонских рыцарей обеспечили продвижение
границы западного христианства от линии Одера до
линии Двины. Обращенные в западное христианство
скандинавы также расширяли свои владения:
датчане - за счет Эстонии, а шведы - Финляндии [+5]. Это был
последний всплеск застарелого конфликта, ибо к
концу XIV в. континентальные европейские варвары,
противостоявшие в течение трех тысячелетий трем
развитым цивилизациям, исчезли теперь с лица
земли [+6]. К
1400 г. западное и православное христианство, ранее
полностью изолированные друг от друга, оказались
в прямом соприкосновении по всей
континентальной линии от Адриатического моря до
Северного Ледовитого океана.
Интересно проследить, как на границе молодого
западного христианства с европейским
варварством изменялся с течением веков вектор
давления, меняя тем самым и место возникновения
стимула.
Например, коренные саксонцы к западу от Эльбы
пережили закат в результате побед Оттона над
вендами, подобно тому как Австразия за два века
до этого утратила гегемонию в результате побед
Карла Великого над саксонцами. Саксония лишилась
лидирующего положения в западном мире в 1024 г., то
есть после того, как венды потерпели поражение на
Эльбе. В 1182-1191 гг., когда граница западного мира
продвинулась от Эльбы до Одера. Саксония
распалась на части. Новое возрождение Саксонии
началось с форпоста Мейсен - территории,
отвоеванной западным христианством у вендов [+7].
По мере того как продвигалась вслед за
отступающими варварами граница западного
христианства, влияние власти Священной Римской
империи все уменьшалось. Утрачивали значение
имперские институты. И если они еще имели
значение в Австразии в VIII в. и сохранялись в
какой-то мере в Саксонии, то по пути дальнейшего
продвижения христианства они постепенно
размывались.
Таким образом, жизненная мощь Священной
Римской империи изменялась по мере изменения ее
границ, н было это в прямой зависимости от силы
давления со стороны варваров или чужих
цивилизаций. Империя утратила витальность,
стоило давлению со стороны варваров пойти на
убыль, а затем вновь восстановила жизненные силы,
как только началось давление со стороны османов.
И наоборот, мы видим, что витальность варваров,
которые оставались вне западной цивилизации, и
варваров, которые оказались приобщенными к
цивилизации обращением их в христианство, имела
тенденцию возрастать, по мере того как
увеличивалось давление на них со стороны
западного мира.
Литовцы последними из европейских язычников
испытали в XIII-XIV вв. порыв крестовых походов, -
порыв, который еще сохранялся в Европе, несмотря
на полный провал крестовых предприятий в Сирии.
Штаб-квартира тевтонских рыцарей
перебазировалась в 1308 г. с сирийского побережья в
Мариенбург вследствие неудачи похода в 1291 г. в
Святую Землю [+8].
Мариенбург находился в бассейне Вислы, и
внимание тевтонского ордена целое столетие было
приковано к Литве. Это смертельное давление
Запада на литовцев стало причиной того, что и
литовцы получили стимул к завоеванию и в свою
очередь двинулись в земли русского
православного христианства. Наиболее успешными
для литовцев были кампании в верхнем бассейне
Днепра, а также против евразийских кочевников
Кипчакской степи. Борьба с орденом достигла
своего апогея в 1363 г., когда литовцы, оттесненные
орденом с берегов родного Балтийского моря,
фактически достигли далеких берегов Черного
моря [+9]. Энергия
обратилась в военную мощь. которую поначалу
литовцы направили против других соседей, однако
под непрестанным давлением со стороны ордена она
обернулась в конце концов против западных
противников и позволила нанести контрудар по
тевтонским рыцарям.
Временное политическое могущество Литвы как
реакция на крестовый поход тевтонских рыцарей
нашло свое отражение и в геральдической эмблеме
Литовского государства: всадник и конь в латах. К
удивлению и полнейшей растерянности тевтонских
рыцарей, этот варвар в латах доскакал до их
владений, чтобы сразить рыцарей в битве под
Танненбергом [+10].
Однако столь мощный рывок был совершен
литовцами лишь после того, как они приняли
религию, культуру и военную технику своих врагов.
Стимулирующее воздействие оказывала на Литву и
энергия западнохристианского соседа, который
также был жертвой агрессии ордена, что в свою
очередь побудило его к активным действиям.
Литовским союзником была Польша, принявшая к
концу Х в. христианство и призвавшая тевтонский
орден на помощь с целью расширения границ
западного христианства за счет языческих Литвы,
а затем Пруссии. Куявский князь [+11], опрометчиво позволивший
тевтонским рыцарям обосноваться на берегах
Балтийского моря, заложил тем самым основу
будущего величия Польши, спровоцировав новое
германское давление, во много раз более опасное,
чем прусско-литовское, от которого он,
собственно, и стремился освободиться, Тевтонским
рыцарям, которые обходились с польскими
неофитами не лучше, чeм с язычниками, было все
равно с кем воевать, а поляки, бывшие уже к тому
времени в лоне западного христианства, могли
эффективнее, чем их языческие соседи,
противостоять военной силе, оснащенной по
последнему слову тогдашней техники.
Тем не менее, в XIII в. тевтонские рыцари
бесцеремонно лишили поляков исконно им
принадлежащего побережья Балтийского моря в
Померании, воспользовавшись тем, что Польша вела
в то время религиозные войны в Литве и в Пруссии.
После этого в XIV в. это же давление вызвало
аналогичную реакцию в Польше и Литве.
Пока польские княжества Куявия и Мазовия [+12] разорялись
орденом, ядро Польского королевства было
укреплено Казимиром Великим (1333-1370) [+13], правление
которого совпало со временем юго-восточной
экспансии Литвы. В своей политике Казимир
Великий старался избегать военных столкновений
с тевтонцами, но последователи Казимира поняли,
что Польша не сможет найти общего языка с
крестоносцами и, более того, она не сможет
противостоять им в одиночку. Пришлось тщательно
продумывать вопрос о возможных военных
союзниках. Первым успехом польской дипломатии
стал союз с Лайошем Великим, венгерским королем
анжуйской династии [+14]. Союз просуществовал с 1370 по
1382 г. и распался, поскольку интересы обеих сторон
не совпадали. Венгрия не хотела ссориться с
врагами Польши, а Польша - с врагами Венгрии.
Особенно упрочил положение Польши династический
брак польской королевы Ядвиги с литовским князем
Ягайлой в 1386 г., условием которого было принятие
Ягайлой западного христианства.
Именно Ягайло начал контрнаступление против
тевтонского ордена, возглавив соединенные силы
Литвы и Польши в битве при Танненберге в 1410 г.
Успех Ягайлы был развит его последователями, и в
1466 г. тевтонский орден становится вассалом
Польши. Таким образом, в результате объединенной
польско-литовской реакции на давление со стороны