ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

тевтонского ордена положение борющихся сторон

стало прямо противоположным. До 1410 г. владения

ордена распространялись на континентальное

побережье Балтики от восточной границы

Священной Римской империи до южного берега

Финского залива; и Литва, и Польша были лишены

доступа к балтийскому побережью. После 1466 г.

Польша и Литва вернули свои исконные земли на

Балтике, тогда как последние владения

тевтонского ордена оказались раздробленными и

изолированными.

Западный мир против Московии. Почему Польша и

Литва вновь обособились, после того как их

объединило давление со стороны крестоносцев?

Вопрос тем более правомерен, что аналогичные

процессы происходили в Скандинавии.

Приобщившись к западной цивилизации через

обращение в западное христианство одновременно

с Польшей, Скандинавия, так же как и Польша,

подверглась давлению со стороны более развитых

членов западного общества. В XIII-XIV вв., когда

Польша противостояла тевтонскому ордену,

Скандинавия испытывала давление со стороны

Ганзы, что вызвало ответную реакцию - объединение

трех скандинавских королевств в Кальмарскую

унию в 1397 г. Это было ответом на агрессию

Ганзейской Лиги, подобно тому как союз Польши и

Литвы 1386 г. был ответом на агрессию тевтонского

ордена. Союзы, однако, имели весьма различные

истории. Кальмарская уния распалась в 1520 г., после

того как Ганза обескровилась в результате

открытия Америки и перемещения торговых путей в

Атлантику. С другой стороны, поражение

тевтонского ордена в 1466 г. не повлекло за собой

разрыва между Польшей и Литвой. Наоборот

польско-литовский союз еще более укрепился в 1501

г., а Люблинский договор 1569 г. был расторгнут

только в 1795 г. [+15]

Почему же союз между Польшей и Литвой, который

поддерживался до конца XVIII в., вдруг был полностью

аннулирован? Ответ на этот вопрос можно получить,

лишь учитывая тот факт, что и Польша, и Литва

стали испытывать новое давление - на этот раз со

стороны Московии. Экспансия Литвы в направлении

православной России достигла наибольшего

размаха приблизительно в середине XV в. В течение

следующего века под эгидой Москвы объединилось

множество ранее враждовавших между собой

княжеств, образовав Московское универсальное

государство. И в 1563 г., то есть за несколько лет до


польско-литовской Люблинской унии, это вновь

образованное новое русское универсальное

государство стало оказывать давление на

западный мир вдоль восточной границы Литвы,

проходившей тогда западнее Смоленска к востоку

от Полоцка Двинского [+16]. Таким образом, объединенная

общественная система Польши и Литвы обрела новую

функцию, а вместе с ней и новую жизненную энергию,

превратившись в форпост западного мира,

принимающий на себя давление православного

христианства.

Польша разделила эту функцию с королевством

Швеции, которое вышло из Кальмарской унии в 1520 г.

Реакция западного общества на новое русское

давление вылилась в польский и шведский

контрудары. Поляки в 1582 г. вновь оккупировали

Смоленск, а с 1610 по 1612 г. удерживали Москву. По

договору от 1617 г., заключенному между Швецией и

Московией, Россия лишилась доступа к Балтийскому

морю [+17].

Однако давление на Россию со стороны Польши и

Швеции в XVII в. было столь яростным, что оно

неминуемо должно было вызвать ответную реакцию.

Временное присутствие польского гарнизона в

Москве и постоянное присутствие шведской армии

на берегах Нарвы и Невы глубоко травмировало

русских, и этот внутренний шок подтолкнул их к

практическим действиям, что выразилось в

процессе "вестернизации", которую возглавил

Петр Великий. Эта небывалая революция раздвинула

границы западного мира от восточных границ

Польши и Швеции до границ Маньчжурской империи.

Таким образом, форпосты западного мира утратили

свое значение в результате контрудара, искусно

нанесенного западному миру Петром Великим,

всколыхнувшим нечеловеческим усилием всю

Россию. Поляки и шведы вдруг обнаружили, что

почва выскальзывает из-под ног. Их роль в истории

западного общества была сыграна; и после того,

как стимул, обусловливавший рост их витальности,

исчез, начался быстрый процесс разложения.

Понадобилось чуть больше столетия, считая с

подвигов Петра, чтобы Швеция лишилась всех своих

владений на восточных берегах Балтийского моря,

включая свои исконные земли в Финляндии. Что же

касается Полыни, то она была стерта с

политической карты.

Западный мир против Оттоманской империи.

Таким образом, история Польши и Швеции начала

XVI-конца XVIII в. наилучшим образом объяснима в

контексте русской истории и истории


православного христианства в России. Польша и

Швеция процветали, пока на них лежало исполнение

функций антирусских форпостов западного

общества; но они пришли в упадок, закончившийся

политическим крахом, как только Россия в своем

мощном порыве лишила их этих функций. Посмотрим

теперь на историю Дунайской монархии Габсбургов,

которая хронологически почти совпадает с

историей Польши и историей Швеции. Швеция

расстроила Кальмарскую унию 1397 г., отколовшись от

Дании и Норвегии в 1520 г.; Польша еще более

укрепила польско-литовский союз 1386 г. в 1501 и 1569 гг.

Дунайская монархия начала свое существование

благодаря союзу Венгрии и Богемии с Австрией

Габсбургов в 1526 г. [+18].

Польша и Швеция играли роль форпостов

западного общества на границе с универсальным

государством православного русского

христианства. Дунайская монархия исполняла роль

форпоста против универсального государства

православного христианства на Балканском

полуострове [+19].

Позже сюда пришла Оттоманская империя. Дунайская

монархия была вызвана к существованию в тот

момент, когда оттоманское давление на западный

мир стало по-настоящему смертельным, и

оставалась великой европейской державой, пока

это давление не прекратилось. По мере того как

давление спадало, ослабевала и Дунайская

монархия. Во время первой мировой войны 1914-1918 гг.,

когда Оттоманская империя получила последний

смертельный удар, распалась на части и Дунайская

монархия.

Давление Оттоманской империи на западный мир

вылилось в столетнюю войну между османами и

венграми, которая началась в 1433 г. [+20] и достигла своей кульминации

в битве при Мохаче в 1526 г.

Венгрия была наиболее упорным и стойким

противником османов. Ее военная мощь постоянно

стимулировалась тем гигантским напряжением,

которое Венгрия вынуждена была выдерживать в

одиночку в своем противоборстве с османами.

Диспропорция в соотношении сил была, однако,

столь велика, что Венгрия в ходе столетней борьбы

не раз пыталась найти союзников. В конце концов,

произошел надлом Венгрии, и образовалась

Дунайская монархия Габсбургов, ибо те непрочные

и эфемерные союзы, что удавалось заключить

Венгрии, были явно недостаточны, чтобы дать ей

необходимое подкрепление в неравной борьбе с

османами. Эти союзы отсрочили, но не


предотвратили тот сокрушительный удар, который

османы нанесли Венгрии под Мохачем; и только

катастрофа столь огромного масштаба стала тем

психологическим шоком, который заставил остатки

Венгрии объединиться с Богемией и Австрией в

прочный и продолжительный союз под началом

династии Габсбургов. Результат последовал

незамедлительно. Союз, заключенный в год битвы

при Мохаче в 1526 г., оставался в силе почти триста

лет. Аннулирован он был лишь в 1918 г., когда

Оттоманская империя, четыре века назад нанесшая

динамический удар, окончательно развалилась.

В самом деле, с момента основания Дунайской

монархии ее история была органически связана с

историей враждебной державы, давление со стороны

которой на каждой последующей фазе давало новый

импульс витальности. Героический век Дунайской

монархии хронологически совпал с периодом, когда

оттоманское давление ощущалось на западе с

особенной силой. Этот героический век можно

отсчитывать с начала первой неудачной

оттоманской осады Вены в 1529 г. и до конца второй

осады - в 1682-1683 гг. Роль австрийской столицы, как

психологическая, так и стратегическая, в этих

серьезных испытаниях столь велика, что может

сравниться с ролью Вердена во Франции, который

отчаянно сопротивлялся немецкому напору во

время войны 1914-1918 гг. [+21] Эти две осады были

поворотными пунктами в оттоманской военной

истории. Провал первой остановил волну

захватчиков, хлынувшую в дунайскую долину еще

век назад. За второй неудачей последовал отлив,

который продолжался, пока европейские границы

Турции не переместились из предместий Вены, где

они были в 1529 г., до предместий Адрианополя в 1683 г. [+22] Потери

Оттоманской империи, однако, не стали

приобретениями Дунайской монархии, ибо

героический век Дунайской монархии также был на

излете. Избавившись от враждебного давления.

Дунайская монархия лишилась и вдохновлявшего ее

стимула. Таким образом, оказавшись не в состоянии

стать наследницей Оттоманской империи в

Юго-Восточной Европе, Дунайская монархия пришла

в упадок, и ее, в конце концов, постигла судьба

Оттоманской империи.

Успешно контратаковав османов и отбросив их от

стен Вены в 1683 г., Габсбурги оказались во главе

антиоттоманской коалиции, включившей в себя

Венгрию, Польшу и Россию; однако им не удалось


отплатить османам осадой Константинополя.

Мирный договор 1699 г. вернул венгерской короне

большую часть ее исконных территорий; мирный

договор 1718 г. фактически отодвинул границу

глубоко за линию, вдоль которой она проходила два

века назад. Однако Белградский мирный договор 1739

г. пересмотрел границу в пользу османов [+23]. Белградская

крепость, которую принц Евгений [+24] вырвал из рук османов в 1717 г.,

вновь отошла к Оттоманской империи, и, хотя

австрийские войска вновь заняли Белград в

австро-турецкой войне 1788-1791 гг., а затем в мировой

войне 1914-1918 гг., Белград ждала другая судьба. Он

вырвался из рук Оттоманской империи в 1806 г., чтобы

стать столицей государства-преемника

Оттоманской империи. Взятый сербами у австрийцев

в 1918 г., он стал столицей Югославии, которая

является государством-преемником как империи

Габсбургов, так и Оттоманской империи [+25]. Что касается

восточной границы Дунайской монархии, то она

надолго застыла на линии, установленной в 1739 г. В

течение ста восьмидесяти лет Белградского мира и

до заключения договора о прекращении военных

действий в 1918 г., когда габсбургская монархия

подписала собственный смертный приговор,

монархия сделала только два территориальных

приобретения, причем весьма скромных по значению

и размерам (Буковина занята в 1774-1777 гг., Босния и

Герцеговина оккупирована в 1878 г. и аннексирована

в 1908 г.) [+26]. Тем

не менее, с 1683 по 1739 г. габсбургская граница в этой

части продвинулась достаточно далеко, чтобы

предохранять Вену от опасных ситуаций. И это

обстоятельство сыграло существенную роль в

истории развития города, наложив отпечаток на

его облик и характер.

Слава, которую Вена приобрела, сдерживая турок

в 1529 г. и в 1682-1683 гг., несколько померкла в годы

французских оккупаций XIX в. Венцы утратили со

временем ореол защитников западного

христианства и воспринимаются в наши дни как

воплощение характера привлекательного, но

отнюдь не героического, сочетающего открытость и

дружелюбие с утонченностью и изяществом.

Присмотревшись внимательнее, мы убедимся, что

судьба Австро-Венгрии аналогична судьбе

польско-литовского государства. Польское

давление на Россию в первом десятилетии XVII в.

положило начало вестернизации русского

православного христианства [+27] и тем самым заложило основы