ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1148
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
тевтонского ордена положение борющихся сторон
стало прямо противоположным. До 1410 г. владения
ордена распространялись на континентальное
побережье Балтики от восточной границы
Священной Римской империи до южного берега
Финского залива; и Литва, и Польша были лишены
доступа к балтийскому побережью. После 1466 г.
Польша и Литва вернули свои исконные земли на
Балтике, тогда как последние владения
тевтонского ордена оказались раздробленными и
изолированными.
Западный мир против Московии. Почему Польша и
Литва вновь обособились, после того как их
объединило давление со стороны крестоносцев?
Вопрос тем более правомерен, что аналогичные
процессы происходили в Скандинавии.
Приобщившись к западной цивилизации через
обращение в западное христианство одновременно
с Польшей, Скандинавия, так же как и Польша,
подверглась давлению со стороны более развитых
членов западного общества. В XIII-XIV вв., когда
Польша противостояла тевтонскому ордену,
Скандинавия испытывала давление со стороны
Ганзы, что вызвало ответную реакцию - объединение
трех скандинавских королевств в Кальмарскую
унию в 1397 г. Это было ответом на агрессию
Ганзейской Лиги, подобно тому как союз Польши и
Литвы 1386 г. был ответом на агрессию тевтонского
ордена. Союзы, однако, имели весьма различные
истории. Кальмарская уния распалась в 1520 г., после
того как Ганза обескровилась в результате
открытия Америки и перемещения торговых путей в
Атлантику. С другой стороны, поражение
тевтонского ордена в 1466 г. не повлекло за собой
разрыва между Польшей и Литвой. Наоборот
польско-литовский союз еще более укрепился в 1501
г., а Люблинский договор 1569 г. был расторгнут
только в 1795 г. [+15]
Почему же союз между Польшей и Литвой, который
поддерживался до конца XVIII в., вдруг был полностью
аннулирован? Ответ на этот вопрос можно получить,
лишь учитывая тот факт, что и Польша, и Литва
стали испытывать новое давление - на этот раз со
стороны Московии. Экспансия Литвы в направлении
православной России достигла наибольшего
размаха приблизительно в середине XV в. В течение
следующего века под эгидой Москвы объединилось
множество ранее враждовавших между собой
княжеств, образовав Московское универсальное
государство. И в 1563 г., то есть за несколько лет до
польско-литовской Люблинской унии, это вновь
образованное новое русское универсальное
государство стало оказывать давление на
западный мир вдоль восточной границы Литвы,
проходившей тогда западнее Смоленска к востоку
от Полоцка Двинского [+16]. Таким образом, объединенная
общественная система Польши и Литвы обрела новую
функцию, а вместе с ней и новую жизненную энергию,
превратившись в форпост западного мира,
принимающий на себя давление православного
христианства.
Польша разделила эту функцию с королевством
Швеции, которое вышло из Кальмарской унии в 1520 г.
Реакция западного общества на новое русское
давление вылилась в польский и шведский
контрудары. Поляки в 1582 г. вновь оккупировали
Смоленск, а с 1610 по 1612 г. удерживали Москву. По
договору от 1617 г., заключенному между Швецией и
Московией, Россия лишилась доступа к Балтийскому
морю [+17].
Однако давление на Россию со стороны Польши и
Швеции в XVII в. было столь яростным, что оно
неминуемо должно было вызвать ответную реакцию.
Временное присутствие польского гарнизона в
Москве и постоянное присутствие шведской армии
на берегах Нарвы и Невы глубоко травмировало
русских, и этот внутренний шок подтолкнул их к
практическим действиям, что выразилось в
процессе "вестернизации", которую возглавил
Петр Великий. Эта небывалая революция раздвинула
границы западного мира от восточных границ
Польши и Швеции до границ Маньчжурской империи.
Таким образом, форпосты западного мира утратили
свое значение в результате контрудара, искусно
нанесенного западному миру Петром Великим,
всколыхнувшим нечеловеческим усилием всю
Россию. Поляки и шведы вдруг обнаружили, что
почва выскальзывает из-под ног. Их роль в истории
западного общества была сыграна; и после того,
как стимул, обусловливавший рост их витальности,
исчез, начался быстрый процесс разложения.
Понадобилось чуть больше столетия, считая с
подвигов Петра, чтобы Швеция лишилась всех своих
владений на восточных берегах Балтийского моря,
включая свои исконные земли в Финляндии. Что же
касается Полыни, то она была стерта с
политической карты.
Западный мир против Оттоманской империи.
Таким образом, история Польши и Швеции начала
XVI-конца XVIII в. наилучшим образом объяснима в
контексте русской истории и истории
православного христианства в России. Польша и
Швеция процветали, пока на них лежало исполнение
функций антирусских форпостов западного
общества; но они пришли в упадок, закончившийся
политическим крахом, как только Россия в своем
мощном порыве лишила их этих функций. Посмотрим
теперь на историю Дунайской монархии Габсбургов,
которая хронологически почти совпадает с
историей Польши и историей Швеции. Швеция
расстроила Кальмарскую унию 1397 г., отколовшись от
Дании и Норвегии в 1520 г.; Польша еще более
укрепила польско-литовский союз 1386 г. в 1501 и 1569 гг.
Дунайская монархия начала свое существование
благодаря союзу Венгрии и Богемии с Австрией
Габсбургов в 1526 г. [+18].
Польша и Швеция играли роль форпостов
западного общества на границе с универсальным
государством православного русского
христианства. Дунайская монархия исполняла роль
форпоста против универсального государства
православного христианства на Балканском
полуострове [+19].
Позже сюда пришла Оттоманская империя. Дунайская
монархия была вызвана к существованию в тот
момент, когда оттоманское давление на западный
мир стало по-настоящему смертельным, и
оставалась великой европейской державой, пока
это давление не прекратилось. По мере того как
давление спадало, ослабевала и Дунайская
монархия. Во время первой мировой войны 1914-1918 гг.,
когда Оттоманская империя получила последний
смертельный удар, распалась на части и Дунайская
монархия.
Давление Оттоманской империи на западный мир
вылилось в столетнюю войну между османами и
венграми, которая началась в 1433 г. [+20] и достигла своей кульминации
в битве при Мохаче в 1526 г.
Венгрия была наиболее упорным и стойким
противником османов. Ее военная мощь постоянно
стимулировалась тем гигантским напряжением,
которое Венгрия вынуждена была выдерживать в
одиночку в своем противоборстве с османами.
Диспропорция в соотношении сил была, однако,
столь велика, что Венгрия в ходе столетней борьбы
не раз пыталась найти союзников. В конце концов,
произошел надлом Венгрии, и образовалась
Дунайская монархия Габсбургов, ибо те непрочные
и эфемерные союзы, что удавалось заключить
Венгрии, были явно недостаточны, чтобы дать ей
необходимое подкрепление в неравной борьбе с
османами. Эти союзы отсрочили, но не
предотвратили тот сокрушительный удар, который
османы нанесли Венгрии под Мохачем; и только
катастрофа столь огромного масштаба стала тем
психологическим шоком, который заставил остатки
Венгрии объединиться с Богемией и Австрией в
прочный и продолжительный союз под началом
династии Габсбургов. Результат последовал
незамедлительно. Союз, заключенный в год битвы
при Мохаче в 1526 г., оставался в силе почти триста
лет. Аннулирован он был лишь в 1918 г., когда
Оттоманская империя, четыре века назад нанесшая
динамический удар, окончательно развалилась.
В самом деле, с момента основания Дунайской
монархии ее история была органически связана с
историей враждебной державы, давление со стороны
которой на каждой последующей фазе давало новый
импульс витальности. Героический век Дунайской
монархии хронологически совпал с периодом, когда
оттоманское давление ощущалось на западе с
особенной силой. Этот героический век можно
отсчитывать с начала первой неудачной
оттоманской осады Вены в 1529 г. и до конца второй
осады - в 1682-1683 гг. Роль австрийской столицы, как
психологическая, так и стратегическая, в этих
серьезных испытаниях столь велика, что может
сравниться с ролью Вердена во Франции, который
отчаянно сопротивлялся немецкому напору во
время войны 1914-1918 гг. [+21] Эти две осады были
поворотными пунктами в оттоманской военной
истории. Провал первой остановил волну
захватчиков, хлынувшую в дунайскую долину еще
век назад. За второй неудачей последовал отлив,
который продолжался, пока европейские границы
Турции не переместились из предместий Вены, где
они были в 1529 г., до предместий Адрианополя в 1683 г. [+22] Потери
Оттоманской империи, однако, не стали
приобретениями Дунайской монархии, ибо
героический век Дунайской монархии также был на
излете. Избавившись от враждебного давления.
Дунайская монархия лишилась и вдохновлявшего ее
стимула. Таким образом, оказавшись не в состоянии
стать наследницей Оттоманской империи в
Юго-Восточной Европе, Дунайская монархия пришла
в упадок, и ее, в конце концов, постигла судьба
Оттоманской империи.
Успешно контратаковав османов и отбросив их от
стен Вены в 1683 г., Габсбурги оказались во главе
антиоттоманской коалиции, включившей в себя
Венгрию, Польшу и Россию; однако им не удалось
отплатить османам осадой Константинополя.
Мирный договор 1699 г. вернул венгерской короне
большую часть ее исконных территорий; мирный
договор 1718 г. фактически отодвинул границу
глубоко за линию, вдоль которой она проходила два
века назад. Однако Белградский мирный договор 1739
г. пересмотрел границу в пользу османов [+23]. Белградская
крепость, которую принц Евгений [+24] вырвал из рук османов в 1717 г.,
вновь отошла к Оттоманской империи, и, хотя
австрийские войска вновь заняли Белград в
австро-турецкой войне 1788-1791 гг., а затем в мировой
войне 1914-1918 гг., Белград ждала другая судьба. Он
вырвался из рук Оттоманской империи в 1806 г., чтобы
стать столицей государства-преемника
Оттоманской империи. Взятый сербами у австрийцев
в 1918 г., он стал столицей Югославии, которая
является государством-преемником как империи
Габсбургов, так и Оттоманской империи [+25]. Что касается
восточной границы Дунайской монархии, то она
надолго застыла на линии, установленной в 1739 г. В
течение ста восьмидесяти лет Белградского мира и
до заключения договора о прекращении военных
действий в 1918 г., когда габсбургская монархия
подписала собственный смертный приговор,
монархия сделала только два территориальных
приобретения, причем весьма скромных по значению
и размерам (Буковина занята в 1774-1777 гг., Босния и
Герцеговина оккупирована в 1878 г. и аннексирована
в 1908 г.) [+26]. Тем
не менее, с 1683 по 1739 г. габсбургская граница в этой
части продвинулась достаточно далеко, чтобы
предохранять Вену от опасных ситуаций. И это
обстоятельство сыграло существенную роль в
истории развития города, наложив отпечаток на
его облик и характер.
Слава, которую Вена приобрела, сдерживая турок
в 1529 г. и в 1682-1683 гг., несколько померкла в годы
французских оккупаций XIX в. Венцы утратили со
временем ореол защитников западного
христианства и воспринимаются в наши дни как
воплощение характера привлекательного, но
отнюдь не героического, сочетающего открытость и
дружелюбие с утонченностью и изяществом.
Присмотревшись внимательнее, мы убедимся, что
судьба Австро-Венгрии аналогична судьбе
польско-литовского государства. Польское
давление на Россию в первом десятилетии XVII в.
положило начало вестернизации русского
православного христианства [+27] и тем самым заложило основы