ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

вызов.

Авары и некоторые другие кочевники, выходя из

пустыни в области оседлого земледелия, пытались,

правда безуспешно, из пастухов

переквалифицироваться в пастырей. Их неудача не

кажется странной, если мы примем во внимание, что

создатели империй, потерпевшие крах, даже не

пытались обзавестись помощниками, через которых

они могли бы управлять своими подданными по уже

испытанной и привычной схеме. Ведь степное

общество - это не просто пастухи и стада. Среди

домашних животных есть и такие, функции которых

существенно отличаются от функции стада

парнокопытных, - кормить и одевать кочевников.

Эти животные - собаки, верблюды, лошади - помогают

кочевнику выжить и нужны ему не менее, чем стада.

Доместикация этих животных по праву может

считаться шедевром номадической цивилизации и

ключом к последующему успеху. Без их помощи

номадический рывок был бы невозможен. Человек

здесь проявил чудеса изобретательности. Овцу или

корову, чтобы они служили человеку, нужно просто

приручить, хотя это тоже порой довольно трудно.

Собака, верблюд и лошадь, функции которых куда

более сложны, требуют не только приручения, но и

обучения. Нужно сделать из них помощников

человека. Это замечательное достижение

номадизма помогло кочевникам не только выжить в

степи, но и приспособиться некоторым из них к

роли "пастырей" человека. Именно это и

отличает Оттоманскую империю от империи аваров.

Оттоманские падишахи управляли империей с

помощью обученных рабов, и это стало залогом

продолжительности их правления и мощи режима.

Замечательная идея производства солдат и

администраторов из рабов - идея, столь

естественная для номадического гения и столь

далекая от нас, - не была чисто оттоманским

изобретением. Мы обнаруживаем ее в других

номадических империях, созданных в

земледельческих районах. Именно эти империи

смогли просуществовать дольше других.

Можно заметить следы военного рабства в

Парфянской империи в I столетии до н.э. Одна из

парфянских армий, похоронившая честолюбивую

мечту Марка Антония сравниться с Александром

Великим [+10],

состояла из 50000 воинов, среди которых только 400

были свободными, а Сурена, который командовал

раньше парфянской армией и уничтожил римскую

армию Красса [+11],

как сообщают, привел на поле битвы не менее 10000


рабов и клиентов. В том же районе через тысячу лет

Аббасиды упрочили свою власть при помощи

тюркских рабов из Евразийской степи [+12]. Обучив их,

они затем использовали рабов не только в армии,

но и на административной службе.

В период междуцарствия, последовавшего за

исчезновением государств-преемников халифата

Аббасидов, рабы-солдаты и рабы-администраторы

успешно освоили методы свержения династий,

которым они первоначально служили и у которых

прошли выучку. В XIII в. новая область в Индостане,

завоеванная для растущей иранской цивилизации

серией походов удачливых солдат тюркского

происхождения, управлялась из Дели царями -

выходцами из рабов [+13]. Более ярким примером этого

примечательного явления был режим мамлюков в

Египте. Институт мамлюков, созданный для защиты

власти и успешно функционировавший, в 1250 г., в

самый решающий момент смертельной битвы

растущей арабской цивилизации с крестоносцами,

обернулся против своих создателей. Мамлюки

Айюбидов свергли самих Айюбидов, захватили

власть в свои руки, сохранив в неприкосновении

институт рабства. Они заключили союз с кипчаками [+14] и морской

державой Венеции. Кипчакские ханы устраивали

походы за рабами на Кавказ, в русские леса и к

евразийским кочевникам. Венецианцы были

посредниками и переправляли пленников из Таны в

Дамьетту [+15].

Работорговля была одной из наиболее прибыльных

статей венецианской экономической деятельности.

За фасадом марионеточного халифата, вписанного

в родословную поздних Аббасидов, которым мамлюки

предоставили убежище в Каире после разграбления

Багдада монголами, молчаливо согласившись, что

эти августейшие беженцы будут царствовать, но не

править, стояли бывшие рабы исчезнувших

Айюбидов, усиленно управлявшие Египтом и Сирией

и сдержавшие монголов на линии Евфрата [+16]. Так

продолжалось с 1250 по 1516 г., пока они не

встретились с силой еще более мощной - с османами.

Однако оттоманское завоевание не положило конец

системе мамлюков. Сильный раб столкнулся с еще

более сильным, и только. Османы не выбили из рук

мамлюков оружие, которому те присягали. При

оттоманском режиме в Египте мамлюки не изменили

своего образа жизни, а по мере упадка оттоманской

власти власть мамлюков все более укреплялась. В

XVIII в. оттоманский паша в Египте оказался на


некоторое время узником мамлюков. Ему были

предоставлены права вице-короля падишаха, однако

фактически он имел власти не больше, чем каирские

Аббасиды. На рубеже XVIII-XIX вв. было неясно,

вернется ли оттоманское наследство в Египте в

руки мамлюков или попадет к какой-нибудь

западной державе. Однако эта альтернатива была

перечеркнута гением Мухаммеда-Али, великого

государственного деятеля Египта, который

предпочел иметь дело с британскими армиями, чем

продолжать союз с мамлюками. Мухаммед-Али

использовал все свои способности, энергию и

жестокость, чтобы истребить мамлюков,

представлявших собой самовоспроизводящиеся

войска на почве чужой страны в течение пяти

столетий, постоянно пополняясь кавказскими и

евразийскими рабами. Однако институт мамлюков

был живуч. Горстка их, уцелевших после резни 1811 г.

на североафриканских египетских территориях

верхнего Нила, продемонстрировала

исключительную жизнестойкость этого необычного

формирования [+17].

Система мамлюков, пришедшая на смену

айюбидской династии, господствовавшей в Египте,

претерпела существенные изменения в организации

и дисциплине, прежде чем стала надежным

средством сохранения и господства над

православно-христианским миром. Удержать власть

над другой цивилизацией - задача более серьезная,

чем эту власть завоевать. Оттоманская система

рабства - высочайший образец систем такого рода,

и именно поэтому она интересна для нас.

Общий характер оттоманской системы передан

следующим отрывком из блестящего исследования

американского ученого: "Оттоманский правящий

институт включал султана и его семью, придворных,

чиновников, армию, состоящую из кавалерии и

пехоты, а также большое количество молодых людей,

которых готовили к службе в армии, при дворе и в

правительстве. Эти люди владели пером, мечом и

скипетром. Они выполняли все функции

правительства, кроме функций правосудия,

связанных с соблюдением Священного Закона.

Наиболее характерной особенностью этого

института было то, что его личный состав

пополнялся в основном лицами, родившимися от

христианских родителей. Во-вторых, почти каждый

член этого учреждения считался рабом султана и

оставался им всю свою жизнь, что никак не

зависело от богатства, власти, доблести, которыми


он обладал или которых мог достигнуть...

Царская семья... могла справедливо считаться

семьей рабов, потому что матери детей султана

были рабынями; сам султан был сыном раба; его

дочери выходили замуж за людей, которые носили

титул визиря или паши, только пока это нравилось

султану, тогда как титул "кул", или раб, был

постоянным. Сыновья султана, имея право

претендовать на трон, женились только на рабынях.

Задолго до времен Сулеймана султаны практически

перестали получать невест царского

происхождения, как, впрочем, и называть женами

матерей своих детей [*4].

Фактически оттоманские падишахи воспитывали

своих детей от специально отобранных

женщин-рабынь, как их номадические предки в степи

выращивали породы скота от лучших

представителей стада, а их отношение к

собственному потомству напоминало отношение к

выводку в стаде. Мехмет II Завоеватель получил

разрешение убить своих братьев, "чтобы

сохранить в мире мир" [+18]. Султан Мехмет объявил

предписание обязательным, а не просто

разрешенным, и все его последователи тщательно

выполняли эти инструкции. Однако можно

предположить, что великий оттоманский

государственный деятель, когда он приказывал

задушить своих лишних наследников, испытывал не

большие угрызения совести, чем современный

западный буржуа, когда он решает утопить лишних

котят.

"Возможно, Земля не знала более смелого

эксперимента, чем оттоманская система

управления. Ее ближайший теоретический аналог -

Республика Платона [+19]; ее ближайшая историческая

параллель - система мамлюков Египта; но эта

система широко раздвинула рамки

аристократических эллинских построений. В

Соединенных Штатах Америки человек, воспитанный

в среде лесников, может дойти до президентского

кресла благодаря своим способностям и труду, но

не благодаря тщательно отработанной системе,

которая толкает его вперед. Римская католическая

церковь и сейчас может из крестьянина сделать

священника, но она никогда не выбирала

кандидатов для этого из враждебной религии.

Оттоманская система отбирала рабов и тщательно

готовила из них управителей государства. Она

брала мальчиков с пастбищ и от плуга и делала их

супругами принцесс; она брала молодых людей, чьи

предки веками носили христианское имя, и ставила


их правителями великих магометанских

государств, воспитывала из них солдат и

генералов непобедимых армий, и они с восторгом

сшибали крест и поднимали полумесяц. Она никогда

не спрашивала у своих новичков: "Кто твой

отец?", или "Что ты знаешь?", или даже

"Можешь ли ты говорить на нашем языке?". Но

она изучала их лица и телосложение и говорила:

"Ты будешь солдатом, а если покажешь себя

достойным, то генералом!" или "Ты будешь

ученым и знатным человеком, а если проявишь

способности, то губернатором или

премьер-министром". Полностью игнорируя тот

глубинный механизм, который называется

человеческой природой, и те религиозные и

социальные нормы, которые, кажется, диктуются

самой жизнью, оттоманская система навсегда

отнимала детей у родителей, лишала их семейной

заботы, отказывала в праве на владение

собственностью, а семьям не давала никаких

гарантий относительно будущего их дочерей и

сыновей, не перемещала их по социальной лестнице,

но учила их чужому закону. чужой этике, чужой

религии и всегда заставляла помнить, что над их

головами висит меч, который в любой момент может

положить конец блестяще начатой карьере" [*5].

Легко заметить, что сущность оттоманской

системы заключалась в отборе и тщательной

тренировке "овчарок", которые должны были

держать в повиновении "стадо" падишаха.

Оттоманский общественный раб высшего уровня -

это самая трудная, опасная, почетная и славная

профессия, о которой только мог мечтать

подданный падишаха. Однако существенным и

поразительным правилом оттоманского

государственного правления является то, что эти

места предназначались лицам иноверческого

происхождения безотносительно к тому, были ли

родители претендента подданными падишаха, тогда

как единоверцы падишаха были нежелательны, даже

если они являлись сыновьями оттоманской

феодальной знати, которая считалась равной

падишаху перед лицом Бога. Исключения

допускались крайне редко. Этот обычай просто

удивителен, поскольку он являет собой крайнее

проявление отлучения отпрысков правящей элиты

от власти. Однако он, безусловно, имел позитивные

стороны. Оттоманская система обучения

предъявляла человеку столь строгие требования,

что только тот, кто полностью и безоговорочно

порывал с привычной средой и входил в новую