ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1059

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

систему как изолированный атом, мог

соответствовать ей по всем параметрам. Поэтому

среди всех претендентов, находившихся в

распоряжении падишаха, наименее пригодными

оказывались дети мусульманских феодалов,

обремененные клановыми и родственными связями,

гордые своим происхождением и религией. Падишахи

понимали, что если однажды они уступят и допустят

этот свободнорожденный, а потому

свободномыслящий элемент к власти, то возникнет

острый конфликт между личностью и системой. И не

было никаких гарантий, что в поединке

победителем окажется система. Отсюда запрет на

принятие мусульман. Надо сказать, что

решительная политика эта была оправдана

последующими событиями. Когда свободные

мусульмане прорвались наконец в сферу

придворных рабов, система надломилась.

Однако до этого революционного нововведения,

обернувшегося катастрофой, султанские рабы

добывались, за редким исключением, за пределами

оттоманских границ и были военнопленными.

Кроме военного источника, существовал также

рынок рабов, который поддерживался двумя

группами профессиональных работорговцев.

Оттоманские колонисты в Тунисе и Алжире

совершали рейды вдоль морского побережья

Западной Европы, а крымские татары (остатки

монгольской орды Кипчака, которые сохранились в

качестве оттоманского протектората [+20]) совершали

набеги на Причерноморскую степь в Польшу.

Средний годовой вывоз рабов из татарского Крыма

в Константинополь достигал 20000 человек.

На территории самой страны периодически

объявлялся призыв рекрутов по закону о воинской

повинности.

По каждому из этих каналов собирались

кандидаты в гвардию рабов падишаха. Все они

независимо от возраста должны были пройти

длительный, тщательно продуманный, напряженный

курс обучения, прежде, чем занять какой-либо пост.

Обычно к военной или административной службе

приступали в 25 лет. Главными принципами

оттоманской общественной образовательной

системы были постоянный и неослабный надзор,

специализация на всех ступенях прохождения

обучения, а также чередование поощрения и

наказания. Дисциплина была очень строгой, а

наказания, хотя и регулировались определенными

правилами, были жестокими. С другой стороны,

применялись и положительные стимулы,


срабатывала постоянная апелляция к честолюбию.

Каждый мальчик, поступивший в гвардию

оттоманского падишаха, сознавал себя

потенциальным Великим Визирем. Перспективы его

целиком зависели от личной доблести и успехов в

соперничестве со своими товарищами по учебе. На

каждой ступени обучения у него была возможность

повысить служебную категорию; успех означал

немедленное увеличение жалованья (слуги-рабы

оплачивались с самого начала), кроме того,

возрастал шанс достичь самых блестящих вершин

карьеры.

Обильные плоды - продукт изумительной

культивации человека - описаны фламандским

ученым и дипломатом Ожье Эселином де Бусбеком

после его визита в лагерь султана Сулеймана

Великолепного в 1555 г. в одном из четырех его

"Турецких писем". "Штаб султана был

наполнен помощниками, включая и высших

чиновников. Вся кавалерийская гвардия была

представлена там, кроме того, присутствовало

большое количество янычар [+21]. Никто из присутствовавших не

демонстрировал своего превосходства, а все

старались показать свои добродетели и храбрость;

никто не кичился своим рождением, ибо честь здесь

соответствует занимаемой должности и характеру

исполняемых им обязанностей. Таким образом, нет

никакой борьбы за первенство, каждый знает свое

место и свои функции. Сам султан распределяет

обязанности и должности и сам оценивает

достоинства и уровень претензий своих подданных,

не обращая внимания на богатство, влиятельность

или популярность кандидата. Он смотрит только на

деловые качества и природные задатки. Таким

образом, каждому воздается по его заслугам, и

должности заполняются людьми, способными

выполнить свой долг. В Турции у каждого человека

есть возможность выдвинуться. Высшие посты очень

часто занимаются детьми пастухов, и вместо того,

чтобы стыдится своего происхождения, они

гордятся им и всячески это подчеркивают. Чем

меньше они обязаны успехом своему происхождению,

тем более этим гордятся. Они считают, что хорошие

качества не передаются по наследству, часть их -

дар небесный, часть - результат обучения, труда и

усидчивости. Как способности к искусствам,

музыке и математике, геометрии, по их мнению, не

передаются по наследству, так и характер

человека не обязательно наследуется. Они

даруются человеку Богом. Таким образом, турки


получают награды, чины и административные посты

как воздаяния за природные способности.

Нечестные, ленивые и пассивные всегда останутся

внизу, достойные лишь презрения. Вот почему

туркам удалось не только стать правящей нацией,

но и постоянно расширять свои границы. Наш метод

отличается от их метода; у пас все зависит от

рождения и все высокие посты распределяются

только в связи с ним. По этому поводу я, возможно,

скажу больше в другом месте, но то, что я скажу,

предназначено только для твоих ушей...

Представь густую толпу людей. Головы в

тюрбанах... Что особенно поразило меня, так это

выдержка и дисциплина. Никаких возгласов,

шушуканья. Каждый был очень спокоен. Офицеры

сидели... солдаты стояли. Самое примечательное

зрелище - длинная шеренга янычар в несколько

тысяч, которая, не шелохнувшись, стояла позади

всех, и поскольку они были от меня на некотором

расстоянии, то я некоторое время сомневался, люди

это или статуи, пока наконец не догадался

поприветствовать их. Они дружно поклонились в

ответ на мое приветствие..." [*6].

Таковы были "овчарки", вышколенные

оттоманскими "пастырями", чтобы удерживать

в подчинении все православное христианство, а

все западное христианство - в оцепенении.

Западный историк XX в. может воссоздать общие

черты этой системы, посетив остатки Сераля [+22] в Стамбуле.

Раньше здесь была церковь св. Ирины, теперь -

военный музей. При виде всех этих нагрудников,

наспинников, расшитых воротничков, галунов,

шлемов и прочих атрибутов западного воинского

снаряжения XVI-XVII вв., разбросанных так, как они

лежали когда-то, оставленные на поле брани,

невольно приходит мысль, что оттоманы могли

совершать рывок только благодаря своей выучке и

закалке. Сами османы презирали снаряжение -

возможно, потому, что хорошо владели метательным

оружием, унаследовав эту способность от далеких

номадических предков. Янычары вообще не носили

никаких лат, а сипахи [+23] только в атаке надевали латы и

шлемы с рогами.

Оттоманская система пала, потому что она

пренебрегала человеческой природой. Отнюдь не

суровость методов обучения и дисциплины

погубила ее. Разложение системы явилось

совокупным итогом усилий всех, кто в нее входил.

Фундаментальные обычаи, поддерживающие остов ее,

не могли быть законсервированы навечно. Первая


трещина прошла тогда, когда рабы падишаха

захотели повторить свою судьбу в своих детях.

Определенные уступки здесь всегда допускались

для детей (хотя не внуков), мальчиков-рабов, что

относилось прежде всего к сипахам Порты.

Сулейман Великолепный к концу своего правления

стал терпимо относиться к сыновьям янычар, а его

преемник Селим II [+24]

отпраздновал свое восхождение на трон

расширением привилегий сипахов и янычар. Уступка

открыла ворота, через которые хлынул поток, и

скоро стало совершенно невозможным пресекать

претензии местной феодальной мусульманской

знати.

Фактически разрешение для янычар открыло путь

к высшим государственным постам для всех

свободных мусульман, кроме негров. Последствия

этого показывают, что инфляция здесь производит

то же действие, что и в финансовом мире. К моменту

смерти Сулеймана количество янычар доходило до

12000, а общая численность рабов-домочадцев была

около 80000.

К 1598 г. было призвано 101600 янычар, которым

определили жалованье, не говоря о 150000

неоплачиваемых призывников. Во вспомогательных

войсках проявилась тенденция к занятию

торговлей и ремеслами. Последствия этого не

замедлили проявиться в падении дисциплины и

снижении эффективности армии.

Психологической компенсацией суровости

воспитания и монотонности повседневной жизни

стали неожиданные вспышки возмущения, что было в

полном противоречии с привычными и, казалось,

незыблемыми нормами. Разумеется, все это не могло

не сказаться и на воинских успехах.

Православно-христианское население,

первоначально примирившееся с оттоманским

режимом, ибо Pax Ottomanica устраивал всех, теперь

почувствовало себя обманутым. Подданные

падишаха стали порабощаться и закабаляться

войсками самого падишаха так, словно это были

чужеземные враги. Уже в 1683 г., когда анатолийская

феодальная кавалерия спешила на воссоединение с

оттоманской армией для второй, и последней, осады

Вены, крестьяне румелийских провинций [+25] поджигали

свои дома и укрывались в горах, лишь бы не видеть,

как разоряются их родные очаги.

Последствием разложения оттоманской системы

явилась утрата гибкости, что сказалось самым

фатальным образом на истории османского

общества. Османы не смогли ответить на грозный


вызов со стороны Запада, своевременно и мобильно

изменив свои социальные институты. К концу XVII в.

разложение Оттоманской империи достигло апогея.

Перейдя к обороне, османы были вынуждены искать

спасения иными методами. Они стали просить

оружие и снаряжение для своей защиты у тех, с кем

недавно воевали, - у Запада. Это был неизбежный

путь, и им следовали все оттоманские реформаторы.

В течение двух с половиной столетий они

вынуждены были заниматься вестернизацией

Турции, одни - с отвращением, другие - с

энтузиазмом.

Столь резкий поворот, происшедший в конце XVII в.,

повлек за собой и другие перемены. Чтобы вести

переговоры с Западом, потребовалось искусство

дипломатии, и тогда выяснилось, что падишах

вынужден назначать на самые ответственные посты

православно-христианских подданных, не

прошедших курса обучения в его школе. Дело в том,

что школа при дворе падишаха не давала

греческому мальчику знания ни иностранных

западных языков, ни западных навыков и обычаев.

Между тем это знание было доступно тому

греческому мальчику, который не попал в школу

пажей и оставался у себя дома, готовясь к

торговой карьере своего отца.

Другим великим унижением, которому подверглись

османы, было поражение в русско-турецкой войне

1768-1774 гг. Шок позорного поражения в войне привел к

мучительной переоценке собственных

возможностей и заставил Селима III после

подписания в 1774 г. Кючук-Кайнарджийского мирного

договора создать особое армейское подразделение

из свободных мусульман. Это был первый шаг на

пути вестернизации оттоманской армии, но он имел

далеко идущие последствия и повлиял на все сферы

жизни турецкого общества. Процесс этот набирал

силу и был завершен президентом Турции Мустафой

Кемалем.

Метаморфоза оттоманской социальной системы,

начатая Селимом и доведенная Мустафой Кемалем до

логического завершения, стала удивительным и

своеобразным рывком, подобным первоначальному

рывку, послужившему толчком к созданию

оттоманской рабской системы. Однако сравнение

этих двух процессов показывает, что второй не

привел к столь уникальным результатам, как

первый. Создатели оттоманской рабской системы

выработали средство, позволившее небольшой

группе кочевников, выброшенных из пределов

родной степи и скитавшихся в чужой земле среди