ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1246

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

Концепция современных западных социологов, с

легкостью усвоенная обыденным западным умом,

такое соответствие признает как само собой

разумеющееся. Более того, предполагаемая

последовательность ступеней совершенствования

материальной техники берется в качестве

показателя соответствующей последовательности

в прогрессивном развитии цивилизации. В этой

умозрительной схеме развитие человечества

представляется чередой "эпох",

различающихся своим технологическим характером:

палеолит, неолит, медно-каменный век, медный век,

бронзовый век. железный век с кульминацией его в

машинном веке, в котором имеет привилегию жить

наш нынешний Homo Occidentalis. Несмотря на широкую

популярность этой классификации, она явно

нуждается в критическом осмыслении. Теория эта

выглядит малоубедительной даже при беглом

взгляде, без серьезной эмпирической проверки ее.

И прежде всего она сомнительна именно в силу

своей чрезмерной популярности. Технологическая

классификация принимается широкими слоями с

готовностью и некритично, без достаточного ее

осмысления, поскольку она апеллирует к

общественным эмоциям, которые и без того

взвинчены недавними техническими достижениями.

Изобретая эту схему, наши социологи обращались к

обыденному сознанию, но и в своем научном анализе

они оказались заложниками своей эпохи и своего

окружения, утратив невольно исторический взгляд

на предмет. Этот феномен мы уже рассматривали в

самых общих чертах ранее, поэтому не будем

повторяться и пойдем дальше.

Другим поводом для критического отношения к

технологической классификации социального

прогресса может служить то, что существует

реальная опасность для историка стать рабом

случайного материала. С научной точки зрения

может оказаться чистой случайностью то

обстоятельство, что материальные орудия,

созданные человеком, обладают большей

способностью выживания, чем творения

человеческой души общественные институты,

чувства, идеи. Действительно, если этот

ментальный аппарат задействован, он играет куда

более важную роль для человека, чем материальная

сфера его жизни. Однако в силу того, что памятники

материальной культуры сохраняются, а ментальный

аппарат исчезает, а значит, археологам остается

реконструировать второе через первое,


существует даже тенденция изображать Homo Sapitns

как Homo Faber par exellence. "Произнесенное слово не

останется на земле, как возвращается метательный

снаряд, пущенный рукой атлета, или судно, чтобы

стать памятью о былых человеческих достижениях.

Слово исчезает в воздухе, и филологу остается

иметь дело не с оригиналами, а в лучшем случае с

отзвуком эха. Поэтому реконструировать то, что

делали люди, или то, что они создавали, и в еще

большей мере то, о чем они думали, к чему

стремились, удается в какой-то степени только при

помощи археологии, науки, выросшей из

геологии" [*2].

Еще одним основанием для критики

технологической классификации прогресса

является то, что эта классификация - яркий пример

ошибки в понимании Роста, рассматриваемого как

единое прямолинейное движение по восходящей, и

Цивилизации как единого и единичного процесса.

Мы касались этого феномена ранее, полому сейчас

отметим только, что, даже согласившись признать

технологическую классификацию истинной, мы все

равно столкнулись бы с невозможностью создать

единую схему, внутри которой все исторические

факты были бы приведены в строгий порядок. Кроме

того, такая схема не может охватить весь

обозримый мир.

Даже в настоящее время, когда, экспансия Запада

и сопутствующая ей вестернизация мира зашли

очень далеко, можно увидеть живых представителей

каждой ступени развития техники - от современной

машинной, которая придала западному обществу

невиданную мобильность, и кончая техникой

каменного века, которой до сих пор пользуются

эскимосы и австралийские аборигены.

Фактически не существует и никогда не

существовало таких реалий, как эпоха Палеолита

или Машинный век, ибо все, что мы знаем о технике,

начиная с первой дубинки до железной отливки,

изобреталось множество раз самыми различными

обществами, в разные времена и в разных местах. Но

даже если допустить, что древняя техника

предвосхитила появление машин, будучи

изобретена в каком-то одном

пространственно-временном отрезке, нам все равно

не удается построить диаграмму единого движения

по прямой линии.

Изобретение не проводит четкой линии между

двумя эпохами мировой истории. Скорее оно

порождает движение волны мимесиса, и эта

психическая волна движется наподобие других


волн в других средах. Она распространяется в

различных направлениях из точки своего

возникновения: ей требуется время для

перемещения в пространстве, и, перемещаясь, она

принимает разную длину, что зависит от местных

условий и препятствий на ее пути. Чем дальше

распространяется волна, тем более она утрачивает

первоначальную форму и изначально заданный ритм.

Действительно, многие технические и

технологические достижения приходили в

различные части мира в различном порядке, а

некоторых обществ определенные волны

технического прогресса вообще никогда не

достигали. Например, египетское общество так и не

вышло за рамки бронзового века, а общество майя -

каменного. И ни одно из известных обществ, кроме

западного, не прошло путь из железного века в

машинный. Однако едва ли правомерно измерять

рост цивилизаций по этим параметрам и ставить

тем самым нашу на самый высокий, а цивилизацию

майя на самый низкий уровень.

Даже если предположить, что развитие техники

является критерием роста, следует все-таки

определить, что понимается под словом

"развитие" в данном контексте. Следует ли

думать о развитии в утилитарном смысле как о

достижении определенных материальных

результатов или же развитие предполагает

духовное обогащение? Передача человеческой речи

по телефону или телеграфу не столь чудесна, как

возникновение человеческого языка (без которого

техника передачи звуков не имела бы никакого

смысла). Паровой двигатель или огнестрельное

оружие не столь смелые находки, как получение и

использование огни нашими далекими предками.

Изобретение огнестрельного оружия требовало

меньших интеллектуальных усилий, чем

изобретение первых метательных орудий. Первые

лук и стрела - больший триумф человеческой мысли,

чем "Большая Берта" [+6]. С этой точки зрения колесо

примитивной воловьей упряжки более удивительно,

чем локомотив или автомобиль, каноэ

поразительнее лайнера, а кремневое оружие -

парового молота. И значительно труднее далась

человеку доместикация животных и растений, чем

господство над неодушевленной природой.

Неодушевленная природа подчиняется

периодическим законам и Человек, осознав это,

должен просто следовать им, применяя к своим

собственным нуждам. Бесконечно труднее иметь

дело с многообразием и сложностью Жизни.


Крестьянин и кочевник, овладевшие искусством

управления растительным и животным царствами,

могут сардонически улыбнуться в адрес

самодовольного промышленника, который

похваляется покорением Вселенной и не преминет

напомнить, что единственная область,

действительно заслуживающая изучения, - это сам

Человек. "Если имею дар пророчества, и знаю

все тайны, и имею всякое познание и всякую веру,

так что могу и горы переставлять, а не имею

любви, - то я ничто" (I Кор. 13, 2).

Все усилия промышленника направлены на

преобразование Природы, тогда как Человеком и

отношениями между людьми он пренебрегает.

Влияние Человека на силы Добра и Зла возросло

невероятно с освоением новых источников энергии,

но это, увы, не прибавило Человеку мудрости или

добродетели, не убедило его в том, что в царстве

людей милосердие более ценно, чем часовой

механизм.

Эти "априорные" возражения против

технологической диаграммы человеческого

прогресса сами по себе почти достаточны для

опровержения идеи о технических

усовершенствованиях как критерии социального

роста. Если прибегнуть к хорошо испытанному

методу эмпирического анализа, то он сразу же

опрокинет эту гипотетическую корреляцию

обыденного ума. Обзор ряда фактов и ситуаций

выявит с неизбежностью случаи, когда техника

совершенствовалась, а цивилизации при этом

оставались статичными или даже приходили в

упадок; будут и примеры противоположного

свойства, когда техника не развивалась, а

цивилизация между тем была весьма динамичной.

Очень высокий уровень техники был характерен

для каждой из задержанных цивилизаций.

Полинезийцы стали прекрасными мореходами,

эскимосы - рыбаками, спартанцы - солдатами.

Цивилизации оставались статичными, тогда как

техника совершенствовалась.

Верхнепалеолитическое, например, общество

довольствовалось примитивными орудиями, но оно

совершенствовало свое эстетическое чувство и

художественное мастерство. Изящные и живые

рисунки животных, сохранившиеся на стенах пещер

и открытые недавно археологами, вызывают

удивление и восторг. Неолитическое общество,

напротив, приложило много усилий, для того чтобы

выработать тщательно отесанные орудия, и,

возможно, использовало их в качестве оружия в

борьбе за существование, в результате которой Homo


Pictor был вытеснен Homo Faber. Палеолитическое

общество исчезло, а неолитическое общество

выжило. Это, безусловно, явилось победой нового

уровня техники и само по себе служило ее

развитию, однако для цивилизации победа эта

означала отступление назад, ибо искусство

верхнепалеолитического человека вымерло вместе

с ним.

Другой пример, когда развитие техники

сопровождалось отступлением цивилизации, можно

найти в истории минойской цивилизации. Минойское

общество не вышло за пределы бронзового века.

Последним и наиболее разрушительным нападением

континентальноевропейских варваров

постминойского движения племен был приход

дорийцев, племен - носителей техники железа.

Однако победа вооруженных железом дорийцев над

вооруженными бронзой минойцами была победой

Варварства над Цивилизацией. Железный меч, равно

как и стальной танк, подводная лодка,

бомбардировщик или любая другая машина

уничтожения, может быть символом победы, но не

символом культуры. Дорийцы, освоив технику

железа, не перестали быть варварами. Железо

дорийцев, возможно, не было оригинальным

дорийским открытием, а просто было ими

заимствовано у более искусных соседей. Итог

встречи дорийцев с минойцами опровергает

технологический критерий прогресса, ибо, будь он

верен, железные мечи дорийцев проложили бы путь к

небывалым высотам культуры, но история

свидетельствует об обратном: в период

постминойского междуцарствия культурный

уровень общества упал чрезвычайно низко.

Прокопий Кесарийский дал историю войн римского

императора Юстиниана. Эти войны, в сущности,

стали последним испытанием древнего

эллинистического общества. Тщетно пытаясь

осуществить свою мечту восстановить

территориальное единство империи, Юстиниан

подорвал финансы восточных и уничтожил

население балканских провинций, опустошил

Италию. Но даже столь высокой ценой он не смог

достичь своей односторонней цели, ибо, разбив

вандалов в Африке, он открыл тем самым путь

маврам, а уничтожив остготов в Италии, создал

вакуум, который уже через три года после его

смерти стал быстро заполняться находящимися на

более низком культурном уровне лангобардами.

Грядущий за войнами Юстиниана век стал низшей

точкой постэллинистического междуцарствия. В

восприятии Прокопия Кесарийского и его