ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1223
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
литературной форме еще до того, как, претерпев
существенные изменения, он превратился в
индоевропейский праязык - язык, из которого
произошли все индоевропейские языки [+21]. В санскрите
англоговорящий исследователь найдет
поразительное количество флексий при
удивительной бедности частиц, тогда как на
другом конце шкалы в современном английском
осталось чрезвычайно мало флексий,
унаследованных от праязыка, но образовалось
огромное количество предлогов, частиц и
вспомогательных глаголов. В этой
лингвистической шкале, где английский и санскрит
представляют собой две крайности, аттический
греческий находится ближе к середине. Аттическое
наречие поражает сходством с санскритом по
обилию флексий, но дальнейшие наблюдения
показывают, что греческие и санскритские флексии
иначе распределены между различными частями
речи. Греческому менее, чем санскриту,
свойственны флексии существительного, но, с
другой стороны, в нем больше флексий глагола. Эта
разница весьма существенна, ибо глагол в отличие
от существительного несет в своем содержании и
отношение, и значение. Однако индуистский
санскритолог, обратившись к греческому языку,
возможно, вообще не заметит обилия флексий.
Особенность аттического наречия, способная
привлечь внимание санскритолога, - это обилие
частиц. Исходя из первого своего впечатления,
санскритолог даже может прийти к выводу, что
аттический и современный английский обладают
одной общей тенденцией, которая отсутствует в
санскрите.
Если сопоставлять языки по силе их выражения,
то, возможно, мы придем к заключению, что наш
гипотетический исследователь из Индии скорее
найдет параллель между английским и греческим,
чем наш гипотетический англичанин - между
греческим и санскритом, так как сложный
английский глагол имеет столь широкий диапазон
употребления и несет в себе столько нюансов и
оттенков, что он вполне сопоставим с греческим,
но никак не с санскритским, неразвитым и бедным.
Арабский глагол поначалу поражает английского
исследователя обилием "аспектов",
выраженных с помощью внутренних флексий, но
вскоре обнаруживается, что английский глагол с
помощью вспомогательных слов может выражать все
эти аспекты, равно как и все возможные значения
времени, тогда как арабский глагол с его
единственной парой времен - совершенным и
несовершенным - фактически беспомощен выразить
элементарное временное различие между прошлым,
настоящим и будущим.
Оттоманский тюркский язык, как и греческий,
может выразить широкий диапазон значений с
тонкими оттенками отношений с помощью развитого
флективного глагола, но его несовершенство по
сравнению с греческим в незначительном
количестве частиц. В большинстве своем все такие
частицы являются заимствованиями из персидского
и арабского. Но самым большим недостатком
тюркского является ограниченное число
относительных местоимений. Он пытается
восполнить нехватку местоимений, используя
герундий. Результатом становится усложнение
синтаксиса, в сравнении с которым цицероновские
и мильтоновские периоды кажутся простыми.
Тюркский язык намного бы упростился, отказавшись
от вербальных флексий и приобретя взамен горстку
относительных местоимений.
Линия прогресса в совершенствовании техники
языка, которая раскрывается в данном обзоре,
предполагает, что язык постепенно освобождается
от флексий в пользу вспомогательных слов и в
конце концов полностью утрачивает всякие черты
флективности. Современный английский проделал
длинный путь в этом направлении, а классический
китайский язык - с этой точки зрения столь же
совершенный, сколь несовершенна китайская
письменность, - возможно, прошел весь путь до
своего логического предела. Закон соответствия
между развитием техники и упрощением
технического аппарата, который мы
проиллюстрировали на примерах из истории
транспорта, связи, письменности и языка, можно
проиллюстрировать также примерами из истории
астрономии, философии и одежды.
В истории физики, например, птолемеева
геоцентрическая система мира, представлявшая
собой первую попытку дать связное объяснение
всех наблюдаемых движений известных в то время
небесных тел, выработала геометрический аппарат
эпициклов [+22].
Коперникова система, пришедшая на смену системе
Птолемея, дает возможность в значительно более
простых геометрических понятиях создать
стройное объяснение бесчисленного множества
движущихся небесных тел, обнаруженных теперь уже
с помощью телескопа. А современная система
Эйнштейна - для тех, кто ее понимает, - кажется
вариантом дальнейшего упрощения представлений о
физической структуре Вселенной через
объединение свойств пространства, времени и
законов гравитации, электричества и магнетизма в
некую единую систему.
Все эти примеры наглядно иллюстрируют закон
прогрессирующего упрощения. Причем тенденция к
упрощению неуклонно проявляется в самых
различных областях. Но возможно, термин
"упрощение" не совсем точно отражает суть
явления. Слово "упрощение" имеет
отрицательный смысл, тогда как в конкретных
примерах обозначенного феномена наиболее явным
проявлением или следствием этого закона
является не снижение, а изменение уровня энергии,
переход к энергиям все более и более
элементарным, тонким и постигаемым лишь при
помощи абстрактных категорий, как бы эфирным.
Фактический результат - не потеря, а
приобретение.
Иными словами, процесс, который мы
анализировали, не просто упрощение средств, а
перенос энергий, сдвиг из более низкой сферы
бытия в сферу действия более высокого уровня.
Возможно, мы более точно определим процесс,
назвав его не "упрощением", а
"этерификацией".
Феномен этерификации можно наблюдать в самых
разных сферах.
В сфере человеческой деятельности по
преобразованию физической природы наблюдается
картина стадиального перехода человека от
применения самой сложной и наглядной из энергий
(мускульной энергии) к энергиям более
элементарным, эфирным - от воды к пару, от пара к
электричеству; от передачи электрических волн по
металлическим проводам - к передаче через
посредство "эфира".
Феномен этерификации можно наблюдать также в
теологии, математике, искусстве, философии.
А. Бергсон сравнивает этерификацию богословия
с аналогичным процессом в истории математики.
"Постепенное восхождение Религии к Богам со
все более ясно очерченной личностью и более
четко определенными отношениями между собой
означает в конечном счете абсорбцию в понятие
некой единой божественной личности; и это в свою
очередь вызывает переход от внешнего к
внутреннему представлению о Боге, переход
Религии от статики к динамике, и этот
конверсивный процесс аналогичен тому, что
происходит в Чистом Разуме, который постепенно
переходит от математики конечных величин к
дифференциальному исчислению" [*4].
Этерификация современного западного
искусства, имевшая место в XVIII в., когда скипетр
перешел от Архитектуры к Музыке и когда порыв
художественного импульса избрал себе более
утонченного посредника в звуке, была отмечена
Освальдом Шпенглером в его "Закате Европы",
где он говорит, что "приблизительно в 1740 г.,
когда Эйлер пришел к определенной формуле
функционального анализа, в музыке возникла
соната как зрелая и более высокая форма
инструментального стиля. Музыка в этот период
стала властвовать над всеми другими искусствами.
В области пластических искусств Музыка
вытесняет скульптуру, пощадив лишь чисто
музыкальные, перегруженные деталями
неэллинского и антиренессанского характера,
малые формы из фарфора, материала, изобретенного
в то время, когда камерная музыка завоевывала
мир. Если пластическое искусство готической
эпохи представляет собой архитектонический
орнамент - ряды человеческих фигур везде и
вокруг, - стиль рококо являет собой
примечательный пример искусства, которое
пластично только внешне, тогда как в
действительности оно вдохновлено Музыкой. Это
показывает степень, в которой техника может
управлять основами художественной жизни и в
которой основа художественной жизни может
вступить в противоречие с духом мира форм,
создаваемого этой техникой, в отличие от
общепринятой эстетической теории, согласно
которой дух и техника находятся друг к другу в
отношении причины и следствия" [*5].
Если Шпенглер обнажает процесс этерификации в
области искусства, то иллюстрацию
соответствующего процесса в области философии
можно найти в приведенном Платоном рассказе
Сократа. "В детстве, - сказал Сократ, - у меня
была необычная страсть к той области знания,
которую они называют физикой. Мне казалось
соблазнительным узнать причины всех явлений и
понять происхождение, распад и существование
каждого из них. И часто я напрягал свой ум,
размышляя о том, правда ли то, о чем говорится в
теории, что живые организмы возникают из
соединения тепла и холода; или что материальное
средство нашей мысли - кровь, воздух или огонь;
или что, возможно, это неверный подход к проблеме
и больше следует думать о голове, в которой
содержатся слуховые, зрительные, обонятельные
ощущения, о памяти и предположении, которые
возникают из этих ощущений, а затем - о знании,
возникающем в конце цепи из памяти и
предположения, когда они сводятся в одну точку. А
потом я стал размышлять о путях, которыми
исчезают эти явления, а также о естественной
истории звездной вселенной и нашей планеты, пока
в конце концов я не пришел к заключению, что у
меня меньше дара проводить такого рода
исследование, чем у любого другого существа. Я
расскажу вам последнюю вещь о состоянии моей
души. Я был ослеплен своими изысканиями до такой
крайней степени, что мне казалось, я перестал
знать все то, что знал раньше... Но однажды, -
продолжал он, - мне довелось услышать Анаксагора,
который читал из книги, где было написано, что Ум -
это главная сила во вселенной и причина всех
явлений; и отсюда в конце концов я извлек
желаемое объяснение. Мне показалось истинным,
что причина всех явлений должна быть Умом: и я
решил, что если это правда, то ум-устроитель
должен устраивать все наилучшим образом и всякую
вещь помещать там, где ей всего лучше
находиться" (Платон. Федон 96-97).
В описанном здесь опыте, который, очевидно, стал
поворотным пунктом в духовном становлении
Сократа, афинский философ переключает интерес с
физической стороны на психическую, обращается от
макрокосма к микрокосму и открывает духовную
причину всех явлений, хотя первоначально он
такую причину видел в материальном. Таким
образом, Сократ нашел интеллектуальный выход, а
найдя его, он обрел и нравственное спасение, ибо
эта перемена означала также и перемену цели. В
акте переноса своих интересов из физической
сферы в психическую Сократ вышел за границы
метафизики и оказался в царстве этики. Как видно
из цитированного отрывка, он расширил поле
исследования, включив в него наряду с понятием
Истины также понятие Добра. Свое высшее
выражение принцип этерификации получает в Новом
завете. "Посему говорю вам: не заботьтесь для
души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела
вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и
тело - одежды? Взгляните на птиц небесных: оне не
сеют, не жнут, не собирают в житницу; и Отец ваш
Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? [...]
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые
лилии, как они растут: не трудятся, не прядут. Но
говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не