Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 8206

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

Путь к тестированию лежит через переход к школе мышления, то есть обучению всех умению применять логику и диалектику также строго, как используем математику. Только в таком случае общество перейдет к теоретической науке как идеологии общественного прогресса. Для этого нужна, прежде всего, способность педагогов самостоятельно мыслить, то есть строить сориты и кладограммы понятий и, соответственно, теоретически представлять все учебные предметы, технологию обучения им, в том числе и тестовый контроль усвоения (диагностики) обучаемыми предметов, как и уровней развития всех способностей обучаемых».

***



Дополню эти мысли статьи другими.

Тесты и ЕГЭ. Активное внедрение ЕГЭ базируется на множестве неприемлемых изменений педагогической практики и тем самым порождает противодействие тестам вообще. Происходит дискредитация тестирования экспериментами ЕГЭ. Как известно, более опасными оказываются не оппоненты дел, а их неумелые адепты, дискредитирующие их своими добрыми намерениями….

Прогресс ЕГЭ



Противодействие тестам

Внедрение ЕГЭ порождает множество проблем, может быть даже больше существующих без них. В частности, это можно видеть в соображениях администраторов МГУ, активно противодействующих ЕГЭ и предлагающих им альтернативу ЕГЭ [см. 103].

Применения тестов на экзаменах детерминировано рядом факторов. Они выходят далеко за проблемы тестов, предполагают уточнение общей теории педагогики и почти всей системы педагогических наук, обстоятельств педагогического труда. Все это может быть объектом специального, в том числе и психологического, их исследования и описания. Ограничусь здесь только рядом аргументов, определивших мою позицию по данному вопросу.

1. Многофункциональность экзаменов. Главная задача экзаменов - особая форма изучения, когда осуществляется синтез усвоенных знаний. Одновременно они развивают психику студентов, способность переживать стрессы, без которых жизнь не обходиться. Одновременно, они выполняют функцию измерения усвоения знаний, развития способностей. Но последняя функция - скорее средство, а не цель. К сожалению, все это не понимают многие педагоги высшей школы. Отсюда возникают различные перекосы в педагогической практике. Всю проблему экзаменов сводят к оценкам и тем самым лишают студентов важной формы обучения. Для уяснения этого важно осмыслить проблему «автоматов».

«Автоматы» - жаргон для названия оценок на основе произвола педагога. Недавно слышал высказывание о том, что педагог может поставить до 70% «автоматов» на экзамене. Тем, кто пользуется этой возможностью, тесты не нужны. Главное же, это конец педагогики, абсолютно непедагогическое средство по неразумению или злому умыслу. Это признак непонимания педагогом сути обучения и различия двух режимов учебы. В семестре студенты постепенно уясняют части целого, а поэтому нужен их синтез, что и происходит во время экзаменов. Экзамены нужны не для контроля, а для поднятия эрудиции студентов. Они имеют и много других важных функций – приучение к стрессам жизни.


2. Трудность экзаменов. Не педагогу трудно уяснить тяжесть труда экзаменатора. Осознал это от старших товарищей по кафедре, услышав однажды реплику, высказанную одним из них во время экзаменационной сессии. Тогда главным методом был устный опрос по билетам. И нужно было за экзаменационную сессию принять экзамен примерно у двух сотен студентов - 10-15 групп по 20 человек. Каждый день консультации и экзамены. В этой рутине быстро устаешь. Нужно быть внимательным с тем, чтобы объективно оценить ответ и не допустить конфликта. Основой проверки тогда были общепризнанные учебники, и надо было все это обеспечить. К тому же опасен либерализм на экзамене, что испытал неоднократно. Завышение оценок создает такой настрой у студентов, что потом трудно добиться изучения ими науки и это бьет по педагогу, который оценивается как несоответствующий обязанностям. Мне были известны такие факты того периода времени. В результате не только эмоциональная нагрузка – глядя в глаза на расстоянии 0.5 метра объявить «неуд» студенту. Возникала усталость, и трудно заставить себя слушать, задавать наводящие вопросы и т.п. И вот в таких условиях, опытный педагог на вопрос коллеги «Как дела?» при встрече в коридоре в экзаменационную сессию бросил: «Я теперь уже не знаю вопросы, которые я задаю и не понимаю того, что они отвечают». Подтверждаю такой эффект от усталости на экзаменах.

Довольно часто оппозиционеры тестов аргументируют тем, что только устный ответ позволяет адекватно оценить уровень усвоения студентом предмета науки. Это благое пожелание, которое нельзя обеспечить в условиях массового обучения и непредвзято.

3. Доступность компьютеров. На начальной стадии компьютеризации было мало компьютеров, и доступ к ним был затруднен. В первую очередь обеспечивались те учебные дисциплины, для которых компьютеры важнее. И это было рационально. В то же время во время экзаменов компьютерные аудитории пустовали. А поэтому не трудно было получить доступ к ним. Поэтому и возникла идея начать широкое внедрение компьютеров в учебном процессе с их использования на экзаменах.

Важно учесть и следующее. Нет смысла иметь компьютеры для каждого студента на лекции и на семинаре. Если бы была такая техническая возможность, то, вероятно, можно использовать оперативный контроль в том виде, как его представляли ранее многие. Скажем, один компьютер стоит у педагога, а у каждого студента имеется терминал для предъявления ему задания и ввода им своего ответа на вопрос студента (нечто подобное тому, как сейчас голосуют в парламентах). Современные же компьютеры не рационально так использовать. Работа их двигателей, шум, нагревание их и т.п. отвлекают от восприятия информации, ухудшают условия для этого, утомляют и студентов и педагогов. И функция лекции, как часто и семинара, не нуждаются в оперативном тестировании. Скажем, семинар как система докладов и т.п. При ограниченности компьютеров нет смысла ради этого проводить все лекции и семинары в оборудованных компьютерами аудиториях. Не рационально и переводить туда студентов на 10 минут для такого тестирования в счет лекционного времени. Даже имея такую возможность, не рационально ее использовать систематически. Поскольку же компьютерных аудиторий мало, то даже зачеты приходиться проводить без их помощи.


4. Справедливость объективного контроля успешности обучения. Экзамены, несомненно, нужны и для справедливого и объективного контроля успешности обучения. И стандартизация контролирующих средств является важнейшим средством достижения этой цели. Именно на экзаменах обычно решается судьба учиться или не учиться тому или иному студенту далее в вузе. Когда в моем вузе до диплома обычно доходит только половина поступивших студентов, то проблему справедливости объективного контроля успешности обучения следует считать весьма актуальной и гуманной.

***

Прошедшее время подтвердило идею о том, что не тесты повинны в деградации системы образования, а её реформирование. Не подлежит сомнению тот факт, что деградация образования не случайное следствие некомпетентных реформаторов его, а сознательная цель устремлений.






4.4. ФРАГМЕНТЫ ПАМЯТКИ СТУДЕНТАМ

Педагоги обычно ежегодно готовят тезисы своего выступления по организации занятий на первой лекции и семинаре, на консультации. Переписывают их из года в год, уточняют и т.п. Идя этим путем, составил памятку для себя. А потом стал давать ее студентам на компакт-диске совместно с программой СУБД СТ и некоторыми другими материалами. Здесь привожу ее фрагмент. Естественно, что на ее основе каждый раз объясняю различно с учетом обстоятельств и не всегда полно…

На первом семинаре объясняю организацию учебных занятий - привожу фрагмент своей речи.

Организация изучения курса

Я не могу сейчас вам объяснить все то, что происходит с вами при вашем обучении в вузе. Я постепенно буду акцентировать данный аспект вашей учебы. Одновременно вы можете почитать мои наставления по изучению курса. Сегодня начну ее объяснять, а потом буду постоянно дополнять, конкретизировать и т.п.

    • Мы работаем 2 семестра. В конце первого зачет, а второго экзамен за весь курс

    • Вас обучает экономике кафедра политэкономии. Она находится в аудитории ….

    • Общепринятый порядок ведения занятий: лекции, семинары, консультации, самостоятельное изучение курса….

    Контроль

    ┌──────────┼──────────────┐

    Текущий – рубежный - итоговый

    Текущий контроль:

    1. посещаемости

    2. бумажными тестами

    3. «диктанты»

    4. конспектов

    5. выступлениями

    - Учет посещаемости (В США за 2 пропуска выгоняют из Вуза). Я требую отработки за пропуски. Если в семестре не отработали, то за каждый пропуск сверх 3 за год задаю дополнительный вопрос на экзамене. Кто пропустит много занятий, то устный экзамен обязателен. Учет посещаемости веду, но главное – контроль усвоения. И степень контроля зависит от вашей посещаемости

    - Как и все преподаватели, я читаю авторский курс. Я объясняю экономику так, как ее понимаю. На экзамене контролирую только то, чему Вас учил. Как и все педагоги, я проверяю его усвоение. Если он вам не подходит, то купите другой учебник последних лет, предъявите его мне, и я буду контролировать систематически усвоение его вами. Можете за основу изучения взять программу курса кафедры (вот она) и тогда оценю ваши знания в соответствии с данной программой.


      • Содержание моего курса – вопросы к экзаменам. Раздаю по одному экземпляру на группу.

      • Пособия: их в библиотеке нет. Вы можете пользоваться любыми, но мой курс издан….

      - экономика (тонкая)

      • экономика (толстая)

      • словарик

      • СУБД СТ. 4.1

      Проблема словарика

        • Перекупите у предшественников. Могу дать один экземпляр с возвратом для ксерокопирования. Даю на дискете его всем желающим бесплатно. В магазинах много словариков. Компакт-диск с СУБД СТ даю для установки на доступный вам компьютер. Из СУБД СТ можно выпечатать словарь.

        Текущая аттестация

        Институт дает 2 раза в семестр бланк для текущей аттестации студентов. Его заполняю на основе учета посещения занятий, конспектирования лекций, результатов тестов, докладов и выступлений.

        Главная форма контроля – контроль усвоения, а учет посещаемости второстепенный. Усвоение проверяю разными методами, в том числе тестами – бумажными и компьютерными, выступлением на семинарах

        Дисциплина на занятиях

        Считаю нормальным тот факт, что каждый студент порой отвлекается от занятий. И тогда моя задача – «вернуть» вас к теме тем или иным способом….

        Ранее мы учили студентов. Теперь другой принцип: Вы изучаете курс, а мы вам помогаем и оцениваем результаты его изучения вами…

        Лекции – обзорные. Нет учебного времени изложить их содержательно. Предлагаю купить учебное пособие каждому или совместно (кто живет рядом или в общежитии).

        Первые семинары в начале учебного года использую для лекций.

        На семинарах тестами контролирую изучение темы, отвечаю на вопросы по темам лекций, и обсуждаем дополнительно другие темы. Для этого вы все должны изучить тему и быть готовым к тому, что будете отвечать на вопросы по теме.

        При плохом посещении занятий на экзамене получите только удовлетворительно. Если много пропусков и претендуете на повышенную оценку, то своевременно отработайте пропуски. При хорошем посещении и конспектировании лекций, но без изучения учебного пособия можете получить максимально только хорошо. И только систематическая проработка учебного пособия и выступления на семинарах обеспечат вам отличную оценку на экзаменах.

        Индивидуальные консультации

        Все имеют возможность индивидуально задать вопросы по изучаемым темам и получить также ответы на них. Пользуйтесь этой возможностью.

        В начале курса раздаю вопросы к экзаменам на бумаге или компакт-диске.

        Экзамены нужны как средство обучения – развитие психики, приучение к стрессам, обобщение всего изученного курса.

        Изучение экономики решает много задач:

        • Развитие психических способностей

        • Приучение к труду

        • Развитие интеллекта – учить мыслить

        • Развитие эрудиции в сфере экономики

        Имеются ли у вас вопросы по организации изучения вами курса экономики?

        Консультация

        Три вопроса нашей встречи сегодня:


        1. организация сдачи вами экзаменов

        2. ваши вопросы и мои ответы по курсу

        3. Мое резюме («Лебединая песнь» Вам)

        1. Организация сдачи экзаменов

          • время

          • место

          • ведомость и допуски

          • зачетки, конспекты лекций (чужие конспекты – шпаргалки, я их отнимаю)

          • порядок захода в аудиторию на экзамен

          • Объективность оценки при первом заходе, при втором можете получить любую оценку, при третьем – удовлетворительно «за приход»

          • Я беру ведомость в деканате. Проблема допусков – я не против сдачи экзамена теми, кто не допущен. Но оценку поставлю только после допуска.

          • Верните словарики и вопросы к экзаменам

          • Досрочная сдача

          • Не шуметь во время экзамена. Стрессы – ваши и мои

          • Шпаргалки – я обязан бороться с ними, иначе я не могу с чистой совестью ставить неуды тем, кто не знает ответа на вопрос

          • Учитываю посещаемость в году (до 3-х пропусков не имеет значение, а за больше спрашиваю дополнительные вопросы к билету или понижение оценки, заработанной вами на компьютере), учитываю работу в семестре, результаты тестирования

          • Предварительная оценка

          • Переэкзаменовка - приходите когда хотите, вам известно мое расписание экзаменов

          • Опыт ваших предшественников в этой сессии…

          • Ваша одежда, корректность

          Экзамен состоит из 2 – х частей:

          А) компьютерного тестирования

          Б) устного ответа по билету

          В начале заходят 8 человек, и садятся за указанные мной компьютеры. В это же время остальные могут потренироваться на 3-х свободных компьютерах в конце аудитории.

          Компьютерное тестирование. Кто не хочет, можете его не проходить, и отвечайте устно по билету. Кто плохо ходил на занятия, тому я могу не разрешить сдавать экзамен с помощью компьютера.

          Печатаете свою фамилию. В качестве пароля печатаете две пятерки. Выбираете позицию – тесты, открываете ее. Там указано пять тестов. Вы проходите 4 теста – не делаете тест со «свободным ответом». 4 теста по 12 элементов. Если что не понятно, то поднимите руку и ждите меня.

          При ответе не пользоваться словариком – я специально контролирую это. Минус бал за попытку пользоваться словарем.

          Когда закончите тест, поднимите руку и ждите. Я записываю число ошибок по каждому тесту – разницу между 12 и числом правильных ответов. Прошу контролировать мой подсчет. Я порой делаю ошибки.

          При предварительной оценке сдачи вами экзамена использую факторы:

          • Уровень ответов на тест

          • Пропуски

          • Работа в течение года – выступления и т.п.

          • Время ответов на тест

          • Учет «кредитов доверия» при зачете

          Критерий уровня оценки ответов из 48 элементов:

          3 ошибки ОТЛИЧНО

          4-6 ошибки ХОРОШО

          7-10 ошибок УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

          БОЛЕЕ 10- НЕУД


          Это при нормальном посещении, то есть до 3 пропусков за год. Если их больше 3, но немного – минус бал, а если много - минус два бала. Если кто не ходил, то устный ответ обязателен.