ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 8113
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Т еоретическое алгоритмизация программирование
Моделирование контроля контроля
Ситуационные формы активного обучения. Общее представление о них дано в работе Смолкина А.М. [207].
Обсуждение обсуждение результата
2.2.2. История педагогического тестирования
2.3.10. Процедура экзаменационного контроля
2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»
Необходимость умений пользования ею
Отметка оценка балы рейтингкредит
Уровни владения иностранным языком
СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ
В специальной литературе широко распространено понятие "тестирование". Им обозначают не просто контроль, а те его формы, которые предполагают стандартизацию вопросов и ответов, осуществление контроля на основе контролирующих устройств. В связи с этим выделяют уровни заданий. В.С. Аванесов выделяет такие [см. 2. с. 7 и далее]:
Задания
┌──────────┼───────────┐
в тестовой форме тестовые педагогические тесты
Исходной формой являются задания в тестовой форме. Это модернизированные традиционные приемы проверки, предлагаемые в форме тестов. Это норма для всех педагогов. Будущее же тестирования представлено двумя последующими формами. По мере накопления опыта происходит сбор статистики тестирования и превращение ее в основу повышения качества тестовых заданий. Естественно, что мало кто из практических педагогов имеет возможности для этого. Это – норма для специальных организаций, занятых тестированием и разрабатывающих их для других. Педагогическими тестами называют в таком случае системы заданий с возрастающей трудностью.
М.Б. Челышкова называет уровни тестовых заданий несколько иначе [235]:
Предтесты тесты педагогические тесты
Предтесты – начальный уровень таких заданий. В меру их совершенствования они превращаются в тесты и затем в педагогические тесты.
Переход от господствующей первой формы тестовых заданий к последующим зависит не от профессионализма тестологов, а от состояния тестируемых наук. Скажем, все гуманитарные, социальные, экономические науки пока не готовы для этого. Попытки перейти к более высоким уровням тестовых заданий в них представят всего лишь напрасные затраты труда, средств, которые окажутся впоследствии невостребо-
ванными. В качестве факта для понимания этой проблемы воспользуюсь указанием на наличие многих тестов по общественным наукам, разработанным до 1990 года, которые оказались практически ненужными в виду неадекватности этих наук потребностям общества. Аналогично и современное состояние этих наук не адекватно потребностям разработки второго и третьего уровня тестовых заданий.
Тестирование распространено в обучении всех наук, но в форме отдельных элементов. Тесты используют обычно энтузиасты. Поставленные задачи компьютеризации обучения поновому ставят вопрос о тестировании и дают ему новый импульс. Компьютеризация учебного процесса практически не может быть без тестирования. Компьютеризация есть высшая форма тестирования. Таковой она становится только при должной разработке методологических и методических проблем обратной связи в обучении, в том числе контроля. Но ключ к решению этой проблемы – теоретизация всех наук с помощью философии.
Тестирование, особенно в форме компьютеризации, решает те вопросы, которые вытекают из современных тенденций обучения. В частности, только с его помощью можно обеспечить рост самостоятельного изучения курса студентами, что предусмотрено законом о высшей школе. Только тестирование обеспечивает необходимую систематичность изучения студентами курсов.
Традиционные системы обучения ориентированы на существующие способы контроля. Изменение форм контроля приведет к обратному воздействию, и на методы обучения. Тестовый контроль представляет эффективное средство для реализации традиционной ориентации обучения на самостоятельные формы усвоения учащимися многих разделов изучаемого курса. Тем самым появляется реальная возможность превращения преподавателей в руководителей обучения - менеджеров образовательного процесса.
Рассматривая применение тестирования, следует ориентироваться на обобщение опыта его применения не только при изучении одной, но и всех остальных дисциплин на всех уровнях (от средней школы до вузов).
Тестирование осуществляется на основе специальных контролирующих устройств. Высшей формой контролирующих устройств являются компьютеры. Компьютеры создают возможность значительного повышения производительности труда преподавателей.
Внедрение контролирующих устройств не представляет простого технического акта. Их использование требует повышения определенности изучаемых дисциплин и тем самым выступает фактором развития самих научных дисциплин. Разработка тестов обычно ведет к более четкому представлению концепций и тем самым служит средством активизации исследований преподавателями курса. Контролирующие устройства могут быть применены только при изучении точных наук.
Применение контролирующих устройств противодействует "болезни" некоторых авторов, которую можно назвать "болезнью неопределенности". Излагая концепцию, некоторые авторы настолько "расплывчато" ее высказывают, что ее никак нельзя сделать определенной при разработке контрольных алгоритмов. Определенность содержания курса предполагает установление однозначных соответствий между ее категориями, предполагает вербальное моделирование, формализацию знаний, их алгоритмизацию. Поэтому повышение определенности трактовки концепций посредством их моделирования, формализации, алгоритмизации можно считать определяющим его фактором.
Расхождения мнений педагогов должно быть преодолено в рамках методологических, а не методических исследований. Не следует переносить методологические дискуссии в рамки методических исследований по применению технических средств обучения. На практике это должно выступать в признании факта сосуществования различий во взглядах педагогов (плюрализм) и, соответственно, правомерность противоречивости их тестовых заданий. Особенно в виду превращения в норму чтения авторских курсов, как это общепринято в ведущих университетах мира.
Внедрение тестирования является важным методом активизации познавательного процесса. Тестирование позволяет решить ряд проблем современного преподавания учебных курсов. Обычно выдвигаемые против него возражения или несущественны по сравнению с педагогическими недостатками, или не существуют вообще, или вытекают из неумелого их использования некоторыми преподавателями. Критика тестирования чаще всего направлена против тестов простейших форм и неудачных, методически необоснованных случаев их применения. Все это чаще всего является следствием общественного игнорирования этого метода активизации познания, вынуждающего энтузиастов на "кустарничество ".
Фактические и мнимые недостатки тестирования изучены многими исследователями. При овладении им каждый преподаватель должен в определенной мере их знать с тем, чтобы умело использовать тестирование и исключить случаи некомпетентного его применения. Основные недостатки тестирования, по мнению его критиков, сводятся к следующим положениям [106]:
-
выбор правильного ответа из ряда предложенных осуществить легче, нежели сформулировать собственный;
-
велик риск случайного выбора (или преднамеренного угадывания) правильного ответа;
-
даже при малой готовности обучаемого все многообразие предлагаемых ответов может быть сведено к выбору из двух возможностей;
-
программы предлагают малое число правильных и большое количество ошибочных утверждений, а запоминается то, что повторяется;
-
программы с выборочным вводом ответов отучают обучаемого мыслить, способствуют формированию у него примитивного стереотипа действий.
В других перечислениях недостатков тестирования акцентируют и иные моменты. Признанные тестологи показывают надуманность названных и других направлений критики тестов. Не давая исчерпывающего аргументирования степени адекватности (истинности) этих утверждений, ограничимся только некоторыми замечаниями по этим вопросам.
Названные недостатки относятся только к простейшей форме тестирования, которая наиболее распространена, - простой выборке. Тесты простой выборки действительно менее всего педагогичны, что не отрицает правомерности их использования. Их применение вытекает обычно из незнания всех возможностей тестов, из того, что пока обобщенно не показаны все формы программированного контроля.
Подсказка обучаемым при контроле всегда имела место, а поэтому некоторое учебное облегчение задания при программированном контроле не выступает в качестве недостатков этой формы контроля. Иваненко А.Г. и Терентьев Е.Е. отмечали: "...подсказка присуща в большей или меньшей мере всем известным методам проверки уровня знаний" [88]. Поэтому контролирующие устройства не вводят ее в практику обучения, хотя и не всегда ее отвергают.
Оказание помощи обучаемым при ответе принимает различные формы. Систему форм подсказки можно представить так. Часто формулировку основного вопроса дают расширительно, т.е. указывают разные элементы ответа на вопрос. Тем самым такая формулировка вопроса подсказывает необходимый круг вопросов, который необходимо включить в ответ. При проверке помимо основного вопроса часто используют вспомогательные и наводящие вопросы, которые так или иначе помогают обучаемому ответить на основной вопрос. При этом имеется множество таких дополнительных вопросов, облегчающих ответ обучаемому.
Не следует забывать, что при проверках обычно имеет место и простое объяснение обучаемым ряда непознанных ими вопросов. При необходимости повышения требовательности проверки следует давать более сложные формы тестов. В таком случае вероятность простого угадывания правильных ответов оказывается незначительной и ею можно практически пренебречь.
Что касается мнений насчет непроизвольного заучивания "неправильных" положений, то следует иметь в виду ряд контраргументов.
Во-первых, непроизвольное заучивание имеет место только у простейших форм тестов, а поэтому не все они характерны этим отрицательным моментом.
Во-вторых, даже в простейших формах тестов можно таким образом составить ответы, что не будет ошибочных положений.
В-третьих, понятие "правильные" и "неправильные" ответы условны и нуждаются в специальной трактовке.
В-четвертых, даже если и имеются неправильные ответы, то их доля во всем изучаемом материале при изучении курса столь незначительна, что ею можно пренебречь.
В-пятых, познание наук сводится к освоению определенного набора категорий, фразеологии и т.и. Они проявляют мышление, которое должно прививать им учебные дисциплины. Не приходится сожалеть по поводу выработки стереотипа мышления, что само по себе еще не означает его "примитивности".
В-шестых, современная педагогика чаще всего игнорирует пропедевтический принцип обучения, хотя он и составляет основу практики обучения. Этот принцип состоит в том, что каждый объект познается не сразу полностью, а требуется многократное его изучение на разных уровнях становления личности. Этот принцип хорошо прослеживается в средней и высшей школе. Так экономические отношения познают не только из практики. Ряд школьных наук, в том числе история, право, обществоведение и другие объясняют их в самом общем виде. В вузе многие вопросы повторяются в разных общественных науках. И это нельзя считать негативным дублированием в познании, а является рациональным пропедевтическим принципом становления личности. С точки зрения этого дидактического принципа все ложно воспринятые трактовки действительности отсеиваются при последующем познании. Поэтому введение "неправильных" положений в "простую выборку" не ведет к ошибочному познанию. Более того, современная информатика утверждает, что человек познает только в результате 80-300-кратного восприятия одной и той же информации - услышать, подумать, прочитать и т.д. Познание базируется на принципе "повторение - мать учения". Повторение исключает все ложные сведения из предшествующего восприятия информации об объекте.
В-седьмых, при рассмотрении вопроса об отрицательных сторонах тестов с набором готовых элементов ответа следует учитывать также и следующие моменты. Мировоззрение людей существует не как единовременно выработанная идеальная картина, а в форме постоянно возобновляемой идеальной модели, отражающей внешний мир. Об этом однозначно говорит кривая забывания Эббингауза. Тем самым, ложно образованные ассоциации, не адекватно отражающие действительность, не сохраняются навечно. Как и позитивные элементы мировоззрения, воспринятые при проверке, они забываются в течение нескольких часов при однократном восприятии их. Они сохраняются только в том случае, если немного времени спустя, они будут подкреплены вторичным, третичным и т.д. закреплением в процессе повторения или "забывания" по типу "забывания Герострата". Обучение предполагает 4-6 кратную проработку каждой темы, а поэтому при каждой новой проработке темы ложно образованные ассоциации отвергаются сознанием. Поэтому не следует преувеличивать негативное значение возможных ошибочно выработанных неправильно ассоциаций в памяти человека.
Познавательный процесс довольно часто трактуется как единовременное явление. На самом же деле идеальные модели мира удерживается в памяти людей только определенное время, длительность которого зависит от формы памяти. Поэтому восприятие объекта в процессе обучения должно быть многократным, периодическим и подкрепляющим прежние знания, а также обновляющим его. Реализацию этого можно обеспечить только на основе тестирования. Именно из этого исходили, например, производители атомной бомбы в США. «Была разработана система повышенной оплаты труда сварщиков. Чтобы получать повышенную заработную плату, сварщик должен был посещать специальные курсы и время от времени сдавать экзамены по качеству сварки" [67. 90]. Если бы эти опасения противников тестирования были истинны, то общество было бы избавлено от громадных затрат труда на необходимость обновления одних и тех же знаний людей. В таком бы случае не только воспринятые заблуждения, но и истинные знания сохранялись на всю жизнь в памяти людей, и не нужно было бы их обновлять. В противоположность этому, даже преподавателям приходится обновлять знание каждой темы при очередном обучении ей.
"... Мы исходим из того, что высказываемые ранее опасения различных авторов относительно пагубности обучения на отрицательных суждениях современной педагогикой и психологией считаются необоснованными. Разработанная современной наукой о мозге концепция "вытеснения" полностью снимает такие опасения" [83]. "В. Кулич сформулировал следующую гипотезу - ошибочный результат может играть в процессе обучения определенную положительную роль [24 .229].
Критика тестирования за наличие неправильных положений в нем вынуждает поставить более общий вопрос о наличии неправильных положений в обучении. "Стремление к безошибочности в обучении, делает вывод В. Кулич, связано с чрезмерным сужением рамок для самостоятельной деятельности субъекта"[24. с. 229].
Практика обучения многообразно включает "неправильные" идеи. Если существует более одной концепции в науке, то только одна из них "правильна". Принцип плюрализма исходит из сосуществования противоположных доктрин о каждом объекте. Наличие десятков концепций по всем вопросам гуманитарных, социальных и экономических наук говорит о том, что неправильных положений много и они становятся достоянием обучаемых. Имеются и другие формы неправильных положений, например, оговорки преподавателей на занятиях. Необходимо также учитывать, что все обучаемые одновременно выступают друг для друга учителями, т.е. имеет место взаимопомощь при изучении, а также прослушивание ответов товарищей при их выступлении, ответах на вопросы и т.д. В таком случае обучаемые сообщают друг другу не только правильные положения, но и неправильные. Преподаватели не всегда способны поправить эти ошибки и чаще всего даже не знают о них. В общем, не тестирование вводит неправильные положения в обучение, хотя оно не исключает их полностью.