Файл: Учебное пособие соответствует фгос во по специальности 23. 05. 04 Эксплуатация железных дорог.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 529
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2. ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
2.1. Инфраструктура терминально-логистических центров
2.2. Классификация терминально-логистических центров
3. СКЛАДСКИЕ КОМПЛЕКСЫ. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
3.1. Роль складов в логистических системах
3.2. Классификация складов и особенности складских объектов разных типов
3.3. Основные функции складов в логистической системе
3.4. Устройство современного склада как технической системы
3.6. Обработка грузов на складе
3.7. Проектирование технического оснащения склада
4. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ
4.1. Основные функции контейнерных терминалов
4.2. Характеристика терминала как объекта в логистической цепи
4.3. Оборудование контейнерных терминалов
4.4. Схемы терминальных операций с контейнерами
4.5. Проектирование контейнерных терминалов
5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
5.1. Типовые технологические решения терминально-логистических центров
5.2. Критерии выбора мест расположения терминально-логистических центров
5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров
5.5. Интегрированная таможенная инфраструктура
5.6. Современные таможенные технологии
5.8. Экономическая эффективность создания терминально-логистических центров
5. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ
ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
5.1. Типовые технологические решения
терминально-логистических центров
5.1.1. Интегрированное взаимодействие различных видов транспорта
Важной особенностью создаваемых ТЛЦ является интегрированное взаимодействие различных видов транспорта. Типовое технологическое решение, отражающее принципы организации эффективного взаимодействия различных видов транспорта в ТЛЦ, представлено на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Принцип организации взаимодействия
различных видов транспорта в ТЛЦ
Данное решение необходимо учитывать уже на стадии выбора перспективной площадки строительства, а также при проведении предпроектных проработок, включая разработку компоновочных решений, технологии транспортного обслуживания, взаимодействие с внешними транспортными системами и коммуникациями.
Учитывая значительный грузооборот ТЛЦ, строгое следование технологическим решениям, определяющим эффективность взаимодействия различных видов транспорта, представляет собой важный фактор успеха ТЛЦ [1].
5.1.2. Система «подвижной состав–терминал»
Технологические решения, применимые к сети ТЛЦ, должны быть основаны, прежде всего, на необходимости выполнения стратегических для отрасли задач, учете особенностей эксплуатации железнодорожного транспорта и тенденций его развития.
Положительным примером оперативных изменений в системе «подвижной состав–терминал» в зависимости от рыночной конъюнктуры является морской транспорт. Например, сравнение показателя удельной нагрузки на фронт погрузки-выгрузки в случае обработки транспортных единиц для перевозки контейнеров морским и железнодорожным транспортом показывает радикальные различия, что, безусловно, предполагает применения специализированных технологий и оборудования.
Таким образом, для погрузки-выгрузки контейнеров в ТЛЦ при условии работы с регулярными контейнерными поездами целесообразно применение козловых кранов на железнодорожном ходу
, так как их технологические возможности и особенности эксплуатации наиболее адекватны для использования во взаимодействии с железнодорожным транспортом. В зависимости от необходимой перерабатывающей способности терминала на одни и те же подкрановые пути может быть установлено несколько кранов. Оптимальной для одного крана является рабочая зона длиной 200–250 м.
При формировании инфраструктуры ТЛЦ предусмотрены типовые технологические решения.
5.1.3. Контейнерный терминал со складским комплексом
Схемы контейнерного терминала со складским комплексом приведены на рис. 5.2, 5.3.
В качестве грузоподъемного оборудования на контейнерном терминале используются козловые краны на железнодорожном ходу. Универсальные склады на терминале должны иметь автомобильные и железнодорожные рампы. Одна рампа складского комплекса должна находиться под консолью крана для постановки контейнеров, подлежащих выгрузке [1].
Рис. 5.2. Схема контейнерного терминала со складским комплексом
Рис. 5.3. Схема складского комплекса
5.1.4. Терминал по обработке грузов промышленного назначения
Схема терминала по обработке грузов промышленного назначения приведена на рис. 5.4.
В качестве грузоподъемного оборудования на терминале используются козловые краны на железнодорожном ходу. Универсальные склады на терминале должны иметь автомобильные и железнодорожные рампы. Одна из рамп склада должна находиться под консолью крана для постановки грузов, требующих закрытого хранения.
Рис. 5.4. Схема терминала по обработке грузов промышленного назначения
Данное технологическое решение в сочетании с геометрическими параметрами терминала, позволяющими обслуживать состав длиной до 57 условных вагонов, служит важным фактором привлечения неконтейнеризированных грузов [1].
5.1.5. Терминал по обработке инертных грузов
К терминалу по обработке инертных грузов предъявляются следующие требования (рис. 5.5).
Терминал должен располагаться изолированно от остальных объектов ТЛЦ, иметь отдельный контрольно-пропускной пункт (КПП).
В составе терминала должно быть предусмотрено грузовое обустройство для выгрузки и хранения широкой номенклатуры грузов (песок, щебень различных фракций, цемент и т. д.).
В составе терминала (либо в непосредственной близости от него) целесообразно предусмотреть возможность размещения мощностей для производства строительных материалов, например таких, как бетоно-растворный узел, асфальтобетонный завод и т. п. (индустриальная часть ТЛЦ).
Общая для всех терминалов в составе ТЛЦ транспортная, инженерная и административно-хозяйственная инфраструктура позволяет не только оптимизировать капитальные и эксплуатационные расходы, но и создает удобную для ведения бизнеса деловую среду.
Рис. 5.5. Трехмерная модель терминала
по обработке минерально-строительных грузов
В то же время важно учитывать, что отдельные виды грузов при терминальной обработке трудно сочетаемы (например, терминал минерально-строительных грузов и складской комплекс класса А, обеспечивающий требования по стабильному температурному режиму и обеспыливанию, некоторые категории опасных грузов и проч.). В этом случае целесообразна локализация проблемного (с точки зрения других терминалов ТЛЦ) комплекса, что предполагает наличие отдельной территории, отдельного въезда и проч.
5.2. Критерии выбора мест расположения
терминально-логистических центров
На начальном этапе развития сети ТЛЦ анализируются тенденции развития логистического рынка, стратегии социально-экономического развития регионов, генеральные схемы развития транспортных узлов, стратегии развития дочерних обществ ОАО «РЖД» («ТрансКонтейнер», «Русская Тройка», «РейлТрансАвто» и др.), конкурентные проекты развития терминально-складской инфраструктуры.
При выборе площадок для размещения объектов ТЛЦ во внимание принимаются следующие факторы [1].
Основные (определяющие):
– максимальное использование полосы отвода и других объектов имущественного комплекса ОАО «РЖД». Учитывая высокую стоимость (особенно в границах крупных городов) и значительные сроки подготовки земельных ресурсов для строительства, приоритетом является использование площадок грузовых дворов и других ресурсов, находящихся в полосе отвода ж.-д. транспорта, либо в непосредственной близости от нее;
– наличие на станции примыкания достаточного путевого развития либо резервов пропускной способности (либо возможностей увеличения пропускной способности в перспективе) для обеспечения эксплуатации по меньшей мере первого пускового комплекса ТЛЦ;
– максимальная близость к крупному транспортному узлу и центру массового зарождения и/или погашения грузопотоков;
– наличие в зоне предполагаемого размещения объектов ТЛЦ свободных (резервных) мощностей инженерных сетей (прежде всего –
электроэнергии);
– максимальная близость к основным (федеральным, областным) автомобильным дорогам;
– максимальная близость к городской агломерации. Данный фактор имеет значение как для организации дистрибуционной деятельности ТЛЦ, так и для организации оперативной доставки на терминалы обслуживающего персонала и клиентов;
– наличие резервов пропускной способности ж.-д. инфраструктуры на подходах к станции примыкания.
Дополнительные:
-
возможность организации на сопредельной территории:
-
индустриальных парков и т. п. Наличие в непосредственной близости свободных земельных ресурсов, пригодных для размещения индустриальных мощностей (особенно с высокой степенью зависимости себестоимости продукции либо организации производства от эффективности логистических процессов), служит фактором формирования собственной грузовой базы ТЛЦ; -
дистрибуционных мощностей (лесные биржи, металлобазы, складские и торговые комплексы и проч.). За счет контейнерного и таможенного сервисов ТЛЦ сконцентрирует входящий в регион поток товаров повседневного спроса, а также значительную часть грузов промышленного назначения. При этом создаются благоприятные условия для реализации распределительных функций, в том числе с использованием современных торговых форматов;
-
возможность организации:
-
жилой зоны для обслуживающего персонала ТЛЦ (фактор качества рабочей силы); -
удобной и оперативной доставки персонала и клиентуры к ТЛЦ,
в том числе ж.-д. транспортом (в пригородном сообщении).
В условиях затрудненности автомобильного движения в крупных городах удобство транспортного сообщения является важным фактором конкурентоспособности.
5.3. Структурно-планировочные требования к инфраструктуре терминально-логистических центров
Основные структурно-планировочные требования к инфраструктуре ТЛЦ сформулированы с учетом описанных выше транспортных технологий.
В целях обеспечения пакета услуг, отвечающего современным требованиям логистического рынка, ТЛЦ должны включать следующие функциональные объекты [1]:
-
объекты логистической инфраструктуры:
-
контейнерный терминал, позволяющий принимать и обрабатывать без разрыва состава регулярные контейнерные поезда длиной 71 у.в.; -
контрейлерный терминал; -
универсальный терминал для грузов промышленного назначения; -
универсальный складской комплекс; -
терминал тяжеловесных и крупногабаритных грузов; -
терминал минерально-строительных грузов; -
терминал опасных грузов; -
центр таможенного оформления грузов; -
контейнерный сервис-центр;
-
объекты транспортной инфраструктуры:
-
железнодорожное путевое развитие (внутреннее и внешнее), пассажирскую платформу; -
сеть автомобильных дорог (внутренних и внешних), включая парковки для легкового и грузового транспорта;
-
объекты административно-хозяйственного назначения (административно-бытовой корпус, предприятие автотранспортного обслуживания, включая ремонтные и коммунальные услуги); -
деловой центр (офисные и торгово-выставочные помещения, площади для предприятий, предоставляющих услуги общественного питания, финансового и информационного обслуживания и т. п.); -
инженерные сети и сооружения (электроподстанции, системы освещения, водоснабжения и канализации, связь и т. п.); -
объекты системы безопасности ТЛЦ (контрольно-пропускные пункты, системы видеонаблюдения, пожаротушения, ограждение и проч.); -
индустриальную зону.