Файл: НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 1288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема № 1. Введение в дисциплину. Основные положения.

1.Понятие налогового права (нп)

Принцип законности.

8. Налоговые правоотношения: понятие, признаки, основания возникновения, структура.

1.Налоговая система: понятие,

Тема № 3. Основные субъекты налогового права

2.Налогоплательщики и плательщики сборов: правовой статус.

4.Налоговые агенты: правовой статус.

5.Налоговые органы: понятие, система, правовой статус.

Фнс возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством рф по представлению министра финансов.

6.Финансовые органы как субъекты нп.

4.Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора

5.Сроки уплаты налогов и сборов.

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

4.Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

6.Списание безнадежных долгов по налогам (сборам, пеням, штрафам)

1.Принудительное исполнение налоговых обязательств: общие вопросы

2.Меры принудительного исполнения налоговых обязательств

4.Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

5.Зачет и возврат излишне взысканного налога (сбора, пени, штрафа).

6.Списание безнадежных долгов по налогам (сборам, пеням, штрафам)

4.Налоговые проверки как форма налогового контроля

Следует отметить 2 вида налоговых проверок – камеральные и выездные.

Налоговая тайна.

5.Способы налоговой проверки а) Истребование документов как способ налоговой проверки

Б) Выемка документов и предметов как способ налоговой проверки

В) Осмотр как способ налоговой проверки

Г) Опрос свидетелей как способ налоговой проверки

Д) Перевод как способ налоговой проверки

6.Экспертизы как способ налогового контроля

Тема № 7. Налоговые правонарушения

2.Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

3.Обстоятельства, исключающие привлечение лица к юридической ответственности за совершение налогового правонарушения.

4.Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

5.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за налоговые правонарушения.

6.Налоговые санкции: порядок взыскания

7.Виды налоговых правонарушений (и ответственность за их совершение), предусмотренные нкрф.

9.Административные правонарушения в сфере налогообложения: понятие, состав административного правонарушения, виды административных правонарушений в налоговой сфере

10.Налоговые преступления: понятие, элементы составов преступлений

2.Административный способ защиты прав налогоплательщиков. Внесудебный порядок обжалования.

3.Судебный способ защиты прав налогоплательщиков. Судебный порядок обжалования.

2.Административный способ защиты прав налогоплательщиков. Внесудебный порядок обжалования

3.Судебный способ защиты прав налогоплательщиков. Судебный порядок обжалования

Тема № 9. Налог на добавленную стоимость (ндс)

3.Объект налогообложения:

5.Налоговый период. Налоговые ставки.

6.Порядок исчисления налога.

1.Ндс: понятие, правовое обеспечение, налогоплательщики, объекты налогообложения.

2. Ндс: налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления, сроки уплаты, возмещение сумм ндс. Тема № 10. Акцизы

1.Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления.

3.Объект налогообложения.

4.Налоговая база.

5.Порядок исчисления и уплаты акциза.

Тема № 11. Налог на доходы физических лиц

3.Объект налогообложения.

4.Налоговая база.

5.Налоговые вычеты: виды.

6.Налоговая ставка и налоговый период.

7.Порядок исчисления налога и его уплаты.

Тема № 12. Налог на прибыль организаций

4.Налоговая база.

5.Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций

6.Порядок исчисления налога и авансовых платежей.

7.Налоговая отчетность.

Тема № 13. Налог на добычу полезных ископаемых

4.Налоговая база.

5.Налоговый период и налоговые ставки.

6.Сроки и порядок уплаты налога.

Тема № 14.Водный налог

4.Налоговая база.

5.Налоговый период и налоговые ставки.

6.Порядок исчисления налога.

7.Порядок и сроки уплаты налога.

5.Порядок исчисления сбора.

6.Порядок и сроки уплаты сбора.

Тема № 16. Государственная пошлина

3.Плательщики государственной пошлины.

4.Порядок и сроки уплаты государственной пошлины.

5.Размеры государственной пошлины.

Тема № 17. Транспортный налог

2.Налогоплательщик.

3.Объект налогообложения.

5.Налоговый период и налоговые ставки.

Как правило, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов рф в зависимости от:

6.Порядок исчисления налога. Сроки уплаты. Налоговая отчётность.

Тема № 18. Налог на игорный бизнес

6.Порядок исчисления налога.

Тема № 19. Налог на имущество организаций

3.Объекты налогообложения.

5.Налоговый и отчетный периоды.

6.Налоговые льготы.

7.Порядок исчисления налога.

8.Порядок и сроки уплаты налога.

9.Налоговая отчетность.

5.Налоговые льготы.

6.Порядок и сроки уплаты налога.

Тема № 21.Земельный налог

2.Налогоплательщики земельного налога.

3.Объект налогообложения.

5.Налоговый и отчетный период.

6.Порядок исчисления и уплаты налога.

7.Налоговые льготы по земельному налогу.

Тема № 22. Специальные налоговые режимы

2.Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

3.Упрощенная система налогообложения

4.Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (енвд)

5.Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции

14.Объекты налогообложения.

Тема № 21.Земельный налог

      1. План:

      2. 1.Правовое обеспечение налога.

      3. 2.Субъекты – налогоплательщики.

      4. 3.Объект налогообложения.

      5. 4.Налоговая база.

      6. 5.Налоговый (отчетный) период и налоговые ставки.

6.Порядок исчисления и уплаты налога.

7.Налоговые льготы.

1.В настоящее время порядок взимания земельный налога регулируется НКРФ (разд. 9 «Местные налоги» гл. 31 «Земельный налог») и НПА представительных органов муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов). Данный налог вводится в действие (и прекращает действовать) в соответствии с НКРФ и НПА представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на их территориях.

Представительные органы муниципальных образований (также представительные органы государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт – Петербурга) определяют по земельному налогу: налоговые ставки (в пределах, установленных НКРФ); порядок и сроки уплаты данного налога; налоговые льготы (в т.ч. основания и порядок их практического применения).

2.Налогоплательщики земельного налога.

Данными лицами признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Напротив, не признаются налогоплательщиками организации и физ. лица в отношении земельных участков:

  • находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования;

  • переданных им по договору аренды.

3.Объект налогообложения.

Объектом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в т.ч. городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Напротив, не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота, согласно законодательства РФ;

  • земельные участки, ограниченные в обороте (согласно законодательства РФ), которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, а также объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко – культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

  • земельные участки из состава земель лесного фонда;

  • земельные участки, ограниченные в обороте (согласно законодательства РФ), занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

  • земельные участки, ограниченные в обороте (согласно законодательства РФ) и предоставленные для обеспечения обороны страны, безопасности и таможенных нужд.


4.Налоговая база определяется (в отношении каждого земельного участка) как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (ст. 390 НКРФ).

Законодатель предусмотрел порядок (особенности) определения налоговой базы, в зависимости от субъекта – плательщика данного налога. Так, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

ИП определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им:

  • на праве собственности;

  • на праве постоянного (бессрочного) пользования;

  • на праве пожизненного наследуемого владения.

Для налогоплательщиков – физ. лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра; осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; также органами муниципальных образований.

Следует отметить, что если земельный участок образовался в течение налогового периода, то налоговая база определяется как кадастровая стоимость данного участка на дату его постановки на кадастровый учёт.


5.Налоговый и отчетный период.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физ. лиц - ИП являются: первый квартал, второй квартал и третий квартал к.г.

Согласно ст.393 НКРФ при установлении налога представительный орган муниципального образования (также представительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт – Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки.

Данные ставки не могут превышать:

  • 0,3 % в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

  • 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

Представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости:

  • от категорий земель;

  • категорий земель и разрешенного использования земельного участка;

  • разрешенного использования земельного участка.

6.Порядок исчисления и уплаты налога.

По общему правилу сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Исчисление налога может осуществляться как самостоятельно субъектами – налогоплательщиками, так и налоговыми органами. Так, налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (и сумму авансовых платежей по данному налогу) самостоятельно.


ИП исчисляют сумму налога (и авансовых платежей по нему) также самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Наконец, сумма налога (и авансовых платежей по нему) для налогоплательщиков – физ.лиц исчисляется налоговыми органами и уплачивается налогоплательщиком на основании соответствующего уведомления, направленного в адрес плательщика данного налога.

Налогоплательщики - организации и ИП не позднее 1 февраля истекшего налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию (не позднее 1.02. года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

Как правило налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные НПА представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

При этом законодатель конкретизировал следующее:

  • срок уплаты налога не может быть установлен вышеназванными органами ранее 1.02.года, следующего за истекшим налоговым периодом, для таких субъектов – налогоплательщиков, как организаций и ИП.

  • срок уплаты налога для налогоплательщиков – физ. лиц, не являющихся ИП, не может быть установлен (этими органами) ранее 1.11. года, следующего за истекшим налоговым периодам.

Налогоплательщики – организации и ИП уплачивают авансовые платежи по земельному налогу в течение налогового периода, если НПА вышеназванных представительных органов не предусмотрены др. правила. Оставшуюся сумму по налогу налогоплательщики обязаны уплатить по истечении налогового периода.


7.Налоговые льготы по земельному налогу.

Законодатель наделил правом ряд субъектов – налогоплательщиков на использование налоговых льгот. Так, согласно ст. 395 НКРФ, подлежат освобождению от налогообложения следующие категории:

  • организации и учреждения УИС Минюста РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных функций;

  • организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

  • религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения;

  • общероссийские общественные организации инвалидов (в т.ч. созданные как союзы таких организаций), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и др. полезных ископаемых), работ и услуг (за исключением брокерских и др. посреднических услуг);

Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно – оздоровительных, физкультурно – спортивных, научных, информационных и др. целей социальной защиты и реабилитации инвалидов; также для оказания правовой (и иной) помощи инвалидам, детям – инвалидам и их родителям;

  • организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования данных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

  • физ. лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

  • организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории данной зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.