ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 1230
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема № 1. Введение в дисциплину. Основные положения.
1.Понятие налогового права (нп)
8. Налоговые правоотношения: понятие, признаки, основания возникновения, структура.
Тема № 3. Основные субъекты налогового права
2.Налогоплательщики и плательщики сборов: правовой статус.
4.Налоговые агенты: правовой статус.
5.Налоговые органы: понятие, система, правовой статус.
6.Финансовые органы как субъекты нп.
4.Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора
5.Сроки уплаты налогов и сборов.
4.Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
6.Списание безнадежных долгов по налогам (сборам, пеням, штрафам)
1.Принудительное исполнение налоговых обязательств: общие вопросы
2.Меры принудительного исполнения налоговых обязательств
4.Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
5.Зачет и возврат излишне взысканного налога (сбора, пени, штрафа).
6.Списание безнадежных долгов по налогам (сборам, пеням, штрафам)
4.Налоговые проверки как форма налогового контроля
Следует отметить 2 вида налоговых проверок – камеральные и выездные.
5.Способы налоговой проверки а) Истребование документов как способ налоговой проверки
Б) Выемка документов и предметов как способ налоговой проверки
В) Осмотр как способ налоговой проверки
Г) Опрос свидетелей как способ налоговой проверки
Д) Перевод как способ налоговой проверки
6.Экспертизы как способ налогового контроля
Тема № 7. Налоговые правонарушения
2.Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
4.Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.
5.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за налоговые правонарушения.
6.Налоговые санкции: порядок взыскания
7.Виды налоговых правонарушений (и ответственность за их совершение), предусмотренные нкрф.
10.Налоговые преступления: понятие, элементы составов преступлений
2.Административный способ защиты прав налогоплательщиков. Внесудебный порядок обжалования.
3.Судебный способ защиты прав налогоплательщиков. Судебный порядок обжалования.
2.Административный способ защиты прав налогоплательщиков. Внесудебный порядок обжалования
3.Судебный способ защиты прав налогоплательщиков. Судебный порядок обжалования
Тема № 9. Налог на добавленную стоимость (ндс)
5.Налоговый период. Налоговые ставки.
1.Ндс: понятие, правовое обеспечение, налогоплательщики, объекты налогообложения.
1.Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления.
5.Порядок исчисления и уплаты акциза.
Тема № 11. Налог на доходы физических лиц
6.Налоговая ставка и налоговый период.
7.Порядок исчисления налога и его уплаты.
Тема № 12. Налог на прибыль организаций
5.Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций
6.Порядок исчисления налога и авансовых платежей.
Тема № 13. Налог на добычу полезных ископаемых
5.Налоговый период и налоговые ставки.
6.Сроки и порядок уплаты налога.
5.Налоговый период и налоговые ставки.
7.Порядок и сроки уплаты налога.
6.Порядок и сроки уплаты сбора.
Тема № 16. Государственная пошлина
3.Плательщики государственной пошлины.
4.Порядок и сроки уплаты государственной пошлины.
5.Размеры государственной пошлины.
5.Налоговый период и налоговые ставки.
Как правило, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов рф в зависимости от:
6.Порядок исчисления налога. Сроки уплаты. Налоговая отчётность.
Тема № 18. Налог на игорный бизнес
Тема № 19. Налог на имущество организаций
5.Налоговый и отчетный периоды.
8.Порядок и сроки уплаты налога.
6.Порядок и сроки уплаты налога.
2.Налогоплательщики земельного налога.
5.Налоговый и отчетный период.
6.Порядок исчисления и уплаты налога.
7.Налоговые льготы по земельному налогу.
Тема № 22. Специальные налоговые режимы
2.Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
3.Упрощенная система налогообложения
5.Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции
2.Административный способ защиты прав налогоплательщиков. Внесудебный порядок обжалования.
3.Судебный способ защиты прав налогоплательщиков. Судебный порядок обжалования.
1.В сфере налогообложения часто возникают налоговые споры, которые представляют собой неурегулированные разногласия между налогоплательщиками, с одной стороны, и государственными органами (их должностными лицами) – с другой, возникающие по поводу практического применения налогово – правовых норм. Инициатором данных споров может выступать каждая из сторон.
При нарушении налоговых прав субъектов, в частности, налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) (и возможном возникновении в связи с этим налоговых споров), на практике применяется институт защиты прав налогоплательщиков.
Данное понятие достаточно широкое. Так, с одной стороны, под защитой прав налогоплательщиков понимается упорядоченная система соответствующих гарантий (юридических и организационных) прав налогоплательщиков, функционирование которой (системы) призвано обеспечить соразмерность ограничения прав конкретного налогоплательщика и интересов общества в целом. С др. стороны, защита прав налогоплательщиков – это конкретные действия соответствующих субъектов налоговых правоотношений (также их представителей), направленные на обеспечение своих интересов в процессе налоговых споров.
В настоящее время существует 2 основных способа защиты прав налогоплательщиков – административный (внесудебный) и судебный.
НКРФ (ч.1. гл. 19, 20) регламентирует процедуру обжалования. Так, лицо вправе обжаловать ненормативные акты налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц, если, по мнению лица, эти акты (а также действия, бездействия) нарушают его права. Каждый вправе обжаловать, к примеру, такие ненормативные акты (и действия (бездействия) должностных лиц) налоговых органов, как:
требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа;
-решение о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (организации или ИП) в кредитной организации;
поручение о списании налога, сбора, пеней, штрафов со счетов налогоплательщика в банке (ст. 46 НК РФ);
решение налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога;
решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке;
решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77 НК РФ);
решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) за счёт имущества налогоплательщика;
решение налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение;
неправомерное изъятие документов и предметов;
неправомерный арест имущества, и др.
2.Административный способ защиты прав налогоплательщиков. Внесудебный порядок обжалования
Апелляционная жалоба на акт налогового органа (а также на действия (бездействие) его должностного лица) подается в письменной форме в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Вышестоящим налоговым органом признаются любая структура системы налоговых органов, занимающая вышестоящее положение по отношению к конкретному налоговому органу.
Вышестоящим должностным лицом является (кроме руководителя налогового органа, в подчинении которого находится лицо, чьи действия (бездействие) обжалуются) любое должностное лицо, занимающее вышестоящее положение и обладающее определенными контрольными полномочиями, а также правом принять решение по жалобе.
Следует отметить, что апелляционная жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) как на не вступившее, так и вступившее в законную силу решение.
Жалоба подаётся в письменной форме (за подписью заявителя, с указанием даты). Содержание жалобы включает: наименование налогового органа, в адрес которого направляется жалоба; наименование заявителя жалобы (Ф.И.О., адрес); наименование налогового органа (Ф.И.О. должностного лица), акт (действия или бездействия) которого обжалуются; основания жалобы; требование налогоплательщика.
Сроки подачи жалобы.
Если решение не вступило в законную силу, то (по общему правилу) жалоба подается, в течение трех месяцев со дня, когда соответствующее лицо узнало (или должно было узнать) о нарушении своих прав.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Если вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо), рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящей инспекции, то это решение вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом. Если же вышестоящий налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий данную жалобу, изменит решение инспекции, то её решение вступает в силу (с учётом изменений) с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом. После этого решение (вступившее в силу) направляется в налоговый орган, который вынес первоначальное решение, в течение 3 – х дней со дня вступления в силу решения вышестоящего налогового органа.
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или решение об отказе в этом), которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Если указанный срок был пропущен по уважительной причине, то по заявлению заинтересованного лица (налогоплательщика) срок может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).
Отзыв жалобы.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) вправе ее отозвать (до принятия по ней решения) на основании письменного заявления. В этом случае налогоплательщик лишается права подачи повторной жалобы по тем же основаниям в ту же инстанцию или тому же должностному лицу.
Однако, подача повторной жалобы (т.е. на тот же акт; те же действия или бездействия; в тот же налоговый орган; тому же должностному лицу) возможна в случае, когда при этом же предмете обжалования изменяются его основания (факты, мотивы, обстоятельства и др.).
Рассмотрение жалобы.
Жалоба должна быть рассмотрена в срок 1 месяц (со дня её получения вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом). Данный срок может быть продлён на 15 дней. По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе принять одно из следующих решений:
оставить жалобу без удовлетворения (в случае её необоснованности);
отменить акт налогового органа;
отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
изменить решение или вынести новое.
При рассмотрении жалобы на действия (бездействия) соответствующих должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе принять решение по существу. О своём решении налоговый орган обязан информировать лицо, подавшее жалобу (в 3-дневный срок со дня его принятия), в письменной форме.
3.Судебный способ защиты прав налогоплательщиков. Судебный порядок обжалования
В судебном порядке может быть обжалован соответствующий акт налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц. К примеру, в суды могут направляться исковые заявления со следующими требованиями:
о признании недействительным (полностью или частично) соответствующего решения налогового органа (к примеру, о привлечении лица к налоговой ответственности; о взыскании налога, сбора, пени, штрафа; о наложении ареста на имущество и др.);
о признании незаконными действий налогового органа и об обязанности его прекратить эти действия и восстановить положение, существовавшее до их совершения;
о признании незаконным бездействия налогового органа (его должностного лица) и об обязанности его совершить определенные действия;
о признании не подлежащем исполнению инкассового поручения налогового органа на списание в бессрочном порядке сумм налога, сбора, пени, штрафа за счёт денежных средств налогоплательщика со счёта в банке;
о возмещении убытков, причинённых неправомерными решениями и действиями (бездействиями) налоговых органов (их должностных лиц, др. сотрудников) при исполнении ими служебных обязанностей;
иные исковые требования.
Подача соответствующего искового заявления осуществляется:
– для организаций и ИП – в арбитражный суд;
– для физ. лиц, не являющихся ИП, – в суд общей юрисдикции.
Следует напомнить, что с 1.01.2009 г. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в этом может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Основаниями для обжалования НПА налоговых органов могут быть выявленные (обнаруженные) несоответствия НПА (в целом либо его части) «вышестоящим» НПА – Конституции РФ; ФКЗ; ФЗ; Ук. Президента РФ; постановлениям Правительства РФ и др.
Кроме того, соответствующие НПА налоговых органов, которые отнесены законодателем к категории НПА, затрагивающих права и свободы граждан, подлежат обязательной регистрации в Минюсте РФ. Соответственно, одним из оснований для обжалования подобных актов может быть факт отсутствия подобной регистрации.
Тема № 9. Налог на добавленную стоимость (ндс)
План:
1. НДС: понятие, правовое обеспечение.
2. НДС: субъекты – налогоплательщики.
3. НДС: объекты налогообложения.
4. НДС: налоговая база.
5. НДС: налоговый период, налоговые ставки.
6. НДС: порядок исчисления, сроки уплаты.
1.НДС – косвенный федеральный налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). В современных российских экономических условиях данным налогом, по сути, облагаются составляющие добавленной стоимости (стоимость реализованных товаров, работ, услуг), а не сама добавленная стоимость (как сумма, добавленная производителем товара к стоимости сырья, материалов, др. производственных затрат).
НПА, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДС, является разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части 2 НКРФ (с учётом соответствующих положений ч. 1 НК РФ).
2.Налогоплательщиками НДС являются:
организации;
ИП;
лица, признаваемые налогоплательщиками НДС, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.